Тетера пробуждает в мужчине не столько волю к вдохновению, сколько волю к власти.
Муза всегда ищет Гения. Лишь в единстве с ним она может преодолеть ту глубинную тоску, которая преследует ее. Муза актуализирует в Гении величие, но это одухотворенное вели-
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________
ние — величие, в котором вдохновение сильнее воли и власти.
Муза переплавляет в мужчине волю к власти над миром в волю к власти над собой, более того, под ее воздействием воля и власть преобразуются во вдохновение.
В Гетере тоска часто размывается скукой; именно это заставляет ее двигаться от мужчины к мужчине,двигаться по горизонтали.
Муза укоренена в такой тоске, которая может быть преодолена только андрогинной любовью. Эта любовь выходит за горизонт, больше того, вообще за пределы горизонтали — в вертикаль.
И Гетера, и Муза есть странные женщины. Но странность Гетеры отдана всем, рано или поздно приобретая безличный характер, тогда как странность Музы направлена на Единственного.
Муза ищет мужчину, с которым она могла бы соединиться в андрогинном сотворческом единстве, соединиться вопреки всему. Именно это делает тоску Музы более глубокой и чистой, а ее обретение — более полным.
Гетера может стать Музой, но Муза практически никогда не превратится в Гетеру.
Каролина из Гетеры постепенно стала Единственной Музой Шеллинга; нечто подобное произошло с Галой Сальвадора Дали и Аспасией Перикла.
Вместе с тем, возможна жизнь Гетеры, в которой она навсегда остается Гетерой. Таковы Таис Афинская, Клеопатра, Лу Саломэ, Нина Петровская. Их жизнь наполняется неизбывной тоской. Той тоской, что порождает безумие.
Гетера есть незавершенно-страдающий тип, ведущий к Музе...
Однако сама Муза не может считаться завершившимся типом. В той мере, в которой она лишь побуждает Гения творить и не творит сама, она отчуждена от Гения.
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
Муза сама должна стать Гением. Но это не означает, что для этого ей нужно оторваться от Гения-мужчины. Это не означает эмансипацию-борьбу за Гения-женщину.
Нет. Такая борьба будет бесплодной и вместо эмансипации означает рабство под пятой бесполой гордыни. Это всегда приводит к вырождению и гениальности, и женственности.
Муза должна развернуть собственные творческие возможности рядом с Гением и во взаимодействии с ним. И это в свою очередь приведет к выходу Гения за пределы культу-ротворчества и соединит его с бытием Героя и Святого.
Лишь при помощи женщины-Гения мужчина-Гений может так возвысить свою тоску, что она станет любовью. Лишь с помощью мужчины-Гения женщина может обрести гениальность и переплавить тоску в свободу.
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
Проникновение 4
ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА СКУКИ
...Вы, как и большинство, слушаете голоса всех истин через толстое стекло жизни; они кричат, но вы не услышите.
Александр Грин
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
1. Человек скуки в пустыне и лесу своего бытия
Человек скуки — это человек, который боится оставаться наедине с собой. Это человек, которого тяготит собственное общество.
2 Человек скуки, в отличие от человека тоски, предельно дорожит своим социальным положением и своей социальной маской. Социальная маска человека скуки скрывает от остальных людей и от него самого глубинную неустроенность в бытии.
Человек скуки постоянно играет в свою значимость. Ему бесконечно важно получить престижную роль в пространстве и времени семьи, коллектива, социума. Отвергнутость социумом означает для него крах жизни.
Человек скуки живет в пустыне — скука испепеляет его внутренний мир. И в этой пустыне он пытается вырастить лес.
И ему почти удается это.
Деревья пускают корни и тянутся вверх. Их кроны шумят суетливой ответственностью и заботой, а на ветвях щебечут многочисленные практические дела.
Человеку скуки кажется, что он нашел спасение и смысл. Однако его ответственность и забота так и не становятся любовью, а практические дела — поступками. В результате полнота жизни постоянно ускользает от него. Деревья становятся призраками, а ветер в листве — собственным дыханием.
И человек скуки вновь оказывается в пустыне...
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
2. Вызов мужчины скуки: Обыватель, Хозяин, Властелин
Жизнь мужчины скуки стиснута двумя волями. С одной стороны — это воля к самосохранению и продолжению рода. С другой — воля к власти'.
Все многообразие типов мужчины скуки может быть выведено из взаимодействия этих воль.
В своих наиболее простых формах мужчина скуки выступает Обывателем.
Обыватель — это мужчина скуки, у которого воля к самосохранению и продолжению рода однозначно доминирует над волей к власти.
Для Обывателя существует лишь забота о сохранении себя и своего рода-семьи. Все явления реальности, выходящие за пределы этого, воспринимаются как второсортные и несущественные, больше того, недействительные.
Обыватели представляют собой слепую массу любого социума, массу, которая подчиняется писаным и неписаным законам, но глубинно противостоит им. Воля к самосохранению и продолжению рода заставляет их быть вместе, выполняя социальные запреты, однако эти запреты являются внешними и достаточно легко разрушаются в экстремальных ситуациях — ситуациях войны, революции и т.д.
Ибо принятие Обывателем законов и табу есть результат вытеснения асоциального, а не возвышения его. Асоциальное не изменяется и не исчезает. Оно уходит вглубь и ожидает своего часа.
И рано или поздно этот час наступает.
Бессознательная агрессия к внеродовой социальности выходит на поверхность. Эта агрессия стремится уничтожить прежде всего культуру ито, что порождает культуру,— личность.
Более подробно эти идеи я изложил в книге: Пределы мужского и женского.— К., 1997.
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
В массе обывателей невозможно проявление личностного начала.
Личность засыпает в ней. Или выходит за ее пределы.
Вытеснение агрессивности и сон личностного начала приводят к тому, что Обыватель утрачивает эротическую и сексуальную напряженность бытия.
Это вытеснение и этот сон замораживают его сексуальную жизнь.
Обыватель вытесняет себя как мужчину. Все истинно мужское засыпает в нем. Его общение с противоположным полом удивительно бесформенно и безобразно.
Обыватель обладает ущемленной сексуальностью.
Ему бесконечно тяжело знакомиться с женщинами. Грубая сексуальность тянет его к ним, но ослабленность волевого, а вместе с ним и творчески-эротического порыва порождает страх и отторжение, за которые он впоследствии презирает себя. Живущий по принципу «Не высовывайся», Обыватель утрачивает способность выделиться в общении с женщиной и волю к такому выделению. А ведь именно эта воля необходима для полноценного общения полов. Она выступает источником эротического и одновременно его исходом.
Ущемление сексуальности Обывателя является результатом его эротической ущемленности. Приглушенность творческого начала всегда гасит сексуальность.
Сексуальность Обывателя наполнена энергией и силой лишь в ранней юности, когда она поддержана непосредственностью восприятия. Впоследствии ее оплетает скука; она превращается в бесконечное повторение одного и того же. Движение по сексуальному кругу замыкает жизнь Обывателя в тюрьме привычки.
Обыватель ищет новой полноты секса в измене своей женщине, но достаточно скоро убеждается, что измена не спасает его от блеклости желания и одиночества.
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
Измена лишь удваивает блеклость желания и одиночество Обывателя.
Обыватель глубинно страдает в своих пределах. Вырваться из этого страдания — значит вырваться из пространства и времени, где властвует скука.
Но Обыватель может выйти за свои пределы и оставаясь в пределах скуки.
Он может сделать это, входя в жизненное пространство Хозяина.