Коллективизм — индивидуализм
Игра «Мишени»
Данная игровая методика нацелена на определение коллективистской (индивидуалистической) направленности личности. Информация о данной направленности поможет вожатому определить расположенность ребенка к групповому взаимодействию, уровень его социабельности, т.е. развитости чувства МЫ, товарищества, ориентации на ценности группы, умение разумно соотнести, а иногда и подчинить личные интересы групповым.
Организация игры. Устанавливаются две мишени; между отрядами и его членами организуется отрядное и личное первенство. Попадание в цель приносит одно очко: в личный счет — мишень слева, в счет — отряда — мишень справа. Каждый член отряда бросает мяч 10 раз в ту мишень, которую выбирает сам. Если мяч не попал в мишень, то соревнующийся должен указать жюри, за чей счет снять очко: за его личный счет или за счет отряда (решение сообщается жюри так, чтобы отряд не знал о нем).
Обработка данных. Подсчитывается число очков, набранных ребенком в личный счет и в счет отряда. По этим данным вожатый может судить о коллективистской или индивидуалистической направленности личности.
Лидер — ведомый
Теория лидерства еще складывается. На вопрос «Есть ли особые лидерские качества?» современные психологи отвечают неоднозначно. Одни считают, что лидер проявляет себя всегда и обладает строго определенными качествами (умом, волей, доминированием и т.д.). Другие психологи рассматривают лидера как функцию группы: лидер — это человек, которому в данной ситуации, в данных обстоятельствах группа делегировала руководство. Мы придерживаемся второй точки зрения: да, подросток, обычный в школе, классе, дома, может стать в лагере — новой ситуации — лидером отряда, принять на себя ценности и проблемы группы, проявить скрытые в нем качества, актуализированные именно сейчас, в этой группе, которая признала его лидером. И наоборот: подро-
сток, привыкший командовать, властвовать, подавлять, «вдруг» оказывается в лагерной группе не у дел, поскольку группа не признала в нем вожака.
Если вы, вожатый, согласны с нами, значит, вам пригодится методика определения лидера в отряде, основанная на признании функционирования персоны лидера в зависимости от восприятия и позиции группы. Методика носит игровой характер и должна проводиться примерно через неделю после заезда, когда дети в деятельности и взаимодействии узнают друг друга.
Инструкция. Представьте, что соседний колхоз позвал нас на полевые работы. Жарко. Работать в полдень неохота, но надо. Определите, кто из нашего отряда сможет убедить ребят остаться в поле и выполнить полностью норму? Кто придумает новый, оригинальный способ прополки, который заинтересует всех ребят и скрасит их работу? Кто попытается увести ребят с поля и кому это удастся? Кто молча выполнит свою норму без принуждения и понукания? Каждый член отряда вписывает фамилии ребят, отвечая на каждый из четырех вопросов.
Обработка результатов. Подсчитывается, сколько раз названа та или иная фамилия в роли лидера организатора (вопрос № 1); лидера-идеолога (вопрос № 2); лидера-дезорганизатора (вопрос № 3);
исполнителя (вопрос № 4). Только тот, кто назван в конкретной роли не менее 4-5 раз, может претендовать на роль лидера. На него-то вожатый может опереться, поскольку данного ребенка лидером признала сама группа. Если в каждой из ролей не определился лидер (т.е. названы какие-то ребята, но не более одного-двух раз), то можно говорить о лидерском вакууме в отряде.
7. Общительность — замкнутость, эмоциональная возбудимость, активность — пассивность
Данные социально-психологические качества относятся к психодинамическим характеристикам человека, определяющим черты его темперамента и достаточно хорошо отслеживаются методом наблюдения за поведением и способом общения ребенка в группе. Все же мы предлагаем вожатому известный опросник Г. Айзенка, который поможет ему подтвердить или опровергнуть личные наблюдения.
Общительность — коммуникативное качество, очень важное для успешной жизни подростка во временном коллективе. Для замкнутого ребенка ситуация принудительного общения мучительна, часто она становится базой для появления эмоционального напряжения вплоть до стресса. Своевременно выявленный некоммуникабель-
ный подросток должен стать предметом особо тактичного подхода со стороны прежде всего вожатого. Его нельзя принуждать к коллективным формам деятельности — можно только приглашать, его нельзя назначать на ту или иную роль в отрядном деле — только ставить в ситуацию свободного выбора; первые дни в лагере целесообразно дать ему оглядеться, побыть в роли пассивного наблюдателя.
Столь же важна для вожатого информация об эмоционально нестабильных детях, неуравновешенных, возбудимых, с повышенной тревожностью. Такие дети с трудом уживаются в коллективе, плохо переносят режим лагеря, нередко являются источником ссор, нестабильности детского сообщества. Кроме того, дети с выраженным нейротизмом нуждаются в оздоровлении своего психического здоровья. Лагерь — прекрасное место для оздоровления и стабилизации эмоциональной сферы: природа, отдых, усиленное питание, перемена обстановки, доброжелательность окружающих — вот средства и источники такого оздоровления.