Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 1. Общие сведения о ребенке
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Лето — ответственная пора в жизни ребенка для его отдыха, его развития: физического, духовного, умственного. Ваш ребенок едет в лагерь. Он войдет в новый коллектив, в иные условия жизни.
Мы хотим, чтобы все члены коллектива участвовали в планировании и организации жизни в лагере: дети, воспитатели, вожатые, руководители кружков. И, конечно, родители.
Каждый ребенок уникален, неповторим. Этим он и интересен в первую очередь. Мы хотели бы, чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в коллективе, с уважением относился к другим, к самому себе, сохранил свою неповторимость.
Чтобы учесть Ваше мнение и желания, мы просим ответить на следующие вопросы:
1. Какие, по вашему мнению, особенности здоровья вашего ребенка мы должны учесть?______________________
2. Каковы особенности поведения, психологии ребенка?
3. Просим сообщить круг интересов вашего ребенка____
4. Что вы ждете от лагеря, каковы ваши пожелания к организации жизни в нем? ______________________
5. Фамилия, имя ребенка, возраст, место жительства
Директор лагеря _____________ (подпись)
Ожидания ребенка
Анкета для ребенка, прибывшего в лагерь
Дорогой друг!
Ты приехал в лагерь. Мы, организаторы этой смены, хотим сделать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь — в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый свой ответ. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!
1. Кто ты: мальчик или девочка? (Нужное подчеркнуть)
2. Твой возраст ____
3. Я хотел бы, чтобы отряд состоял из ребят, которые__
4. Я предпочел бы активно участвовать в таких отрядных делах,
как___________________________
5. Мне будет скучно, если в отряде будут проводиться__
6. Я надеюсь, что наш вожатый будет ____________
7. Лагерная жизнь будет для меня полезной, если ____
8. Я хотел бы научиться в лагере _______________
9. Если мне предложат стать лидером-организатором в отряде, я
10. Я буду протестовать, если меня заставят ________
11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в лагере или уехать, я бы _________________________
12. Я хотел бы, чтобы режим дня в лагере включал в себя
Интересы ребенка
Карта интересов
Дорогой друг! Ты приехал в наш лагерь, Для организации досуга мы хотели бы узнать о твоих интересах и склонностях. Отметь, какие области знания и деятельности для тебя интересны. Используй следующую шкалу оценок:
очень интересно: ++
просто интересно; +
все равно: О
не интересно: скучно: —
Знания по предметам | Личное участие в делах |
история | техническое творчество |
литература | литературное творчество (сочинение стихов, сказок, |
языки | историй и т д.) |
химия | художественная самодеятельность (пение, танцы, игра |
физика | на муз инструментах, театр) |
техника | журналистика (радио, газета, |
искусство | устные журналы) |
архитектура | спорт (спортивные игры, военизированная игра, спорт- |
военное дело | секции, «Веселые старты») |
биология | рукоделие (шитье, вязание, вышивка и т п.) |
география | художественное ремесло (поделки резьба, выжигание и |
экология | т.п.) |
информатика | рисование |
экономика | уход и наблюдение за животными |
астрономия | уход и наблюдение за растениями |
право | туризм, турслеты |
философия | краеведение, фольклор |
еще? | занятия с младшими детьми, опека, игры |
просто чтение | |
интеллектуальные игры и соревнования («Брейн- | |
ринг», «Что? Где? Когда?», КВН и т.п. | |
коллекционирование | |
досуговое общение: «Огоньки», вечера отдыха, костер, | |
игровой час, праздник, телевизор, видео | |
выставки, музеи, поездки | |
трудовая деятельность | |
клубы, кружки, еще? |
Творческая направленность
Известная методика П. Торренса нацелена на определение уровня развитости творческого мышления. Методика может применяться практически для всех возрастов: от младшего школьного до юношеского. Информация о творческих возможностях и склонностях вновь прибывших детей важна для проектирования досуговых мероприятий, для получения представления о готовности контингента к творческим видам деятельности. Методика позволяет выявить такие характеристики творческого мышления, как гибкость и богатство идей, оригинальность. Кроме того, практика использования данного теста показала, что он очень выразительно определеляет направленность мышления (гуманитарную, предметно-бытовую, абстрактно-техническую, философскую), склонность личности к открытости, связям, контактам, единению с другими.
Инструкция. Ребенку дают бланк с 20 кругами диаметром 2,5 см и предлагают в течение 10 минут нарисовать любые изображения, используя круг как элемент изображения. Каждый рисунок подписать.
Обработка носит качественный характер. Гибкость мышления определяется по количеству групп изображений одной тематики, богатству выраженных идей. Группируются рисунки по темам:
«Природа», «Предметы быта», «Животные», «Декоративные фигуры», «Абстракции» и т.д. Чем больше тематических групп, тем больше богатство и гибкость мышления. Считается, что 1-2 группы
— показатель низкого уровня гибкости; 6 и выше — высокого. Оригинальность мышления отмечается, если в рисунках ребенка присутствуют редко встречающиеся образы. К ним относят: 1) нестандартные изображения, редкие, не встречающиеся у других детей обследуемой группы; 2) изображение несуществующих предметов или животных (неведомых планет, новых конструкций машин); 3) редкие образы (морской еж, изображение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека), редкие ракурсы, то есть показ предмета с неожиданной точки зрения. Направленность мышления определяется по содержанию изображения. Абстрактное мышление — по наличию абстрактных символов, знаков, геометрических фигур; предметно-бытовое — по преобладанию предметов быта и технической деятельности; философское — по наличию высокообобщенных образов (колесо истории, злость, смерть, мысль в действии, печаль); образное — по эмоционально выразительным и богатым образам, детализованным, с выдумкой, юмором. Гуманитарная направленность видна в склонности к изображению человека, его лица, игрушек, животных. Открытость, коммуникабельность личности определяется по склонности выйти за пределы круга, объединить несколько кругов в одну композицию (велосипед с колесами, колеса танка, воздушные шары, очки, гроздья).
Ниже приводятся рисунки детей, иллюстрирующие указанные выше параметры творческого мышления.
Рис. 1. Образный, эмоционально насыщенный строй мышления;
яркая склонность к связям, объединению; оригинальность всей композиции в целом.
Рис. 2. Хорошо иллюстрирует гибкость мышления: автор создал 6 тематических групп: спорт — 2 рисунка, животное — 1, игрушки
— 2, техника — 5, объекты природы — 2, человек — 2.
Рис. 3. Насыщен оригинальными, редко встречающимися в быту объектами, несуществующими предметами, редкими ракурсами: свет от фар машины, вид конуса сверху, микробы, пень сверху, цифра 10, луноход.
Рис. 4. Иллюстрирует замкнутость, несклонность к контактам;
мышление предметно-бытовое, стандартное,неоригинальное, нет гибкости и богатства идей.
Лидер — ведомый
Теория лидерства еще складывается. На вопрос «Есть ли особые лидерские качества?» современные психологи отвечают неоднозначно. Одни считают, что лидер проявляет себя всегда и обладает строго определенными качествами (умом, волей, доминированием и т.д.). Другие психологи рассматривают лидера как функцию группы: лидер — это человек, которому в данной ситуации, в данных обстоятельствах группа делегировала руководство. Мы придерживаемся второй точки зрения: да, подросток, обычный в школе, классе, дома, может стать в лагере — новой ситуации — лидером отряда, принять на себя ценности и проблемы группы, проявить скрытые в нем качества, актуализированные именно сейчас, в этой группе, которая признала его лидером. И наоборот: подро-
сток, привыкший командовать, властвовать, подавлять, «вдруг» оказывается в лагерной группе не у дел, поскольку группа не признала в нем вожака.
Если вы, вожатый, согласны с нами, значит, вам пригодится методика определения лидера в отряде, основанная на признании функционирования персоны лидера в зависимости от восприятия и позиции группы. Методика носит игровой характер и должна проводиться примерно через неделю после заезда, когда дети в деятельности и взаимодействии узнают друг друга.
Инструкция. Представьте, что соседний колхоз позвал нас на полевые работы. Жарко. Работать в полдень неохота, но надо. Определите, кто из нашего отряда сможет убедить ребят остаться в поле и выполнить полностью норму? Кто придумает новый, оригинальный способ прополки, который заинтересует всех ребят и скрасит их работу? Кто попытается увести ребят с поля и кому это удастся? Кто молча выполнит свою норму без принуждения и понукания? Каждый член отряда вписывает фамилии ребят, отвечая на каждый из четырех вопросов.
Обработка результатов. Подсчитывается, сколько раз названа та или иная фамилия в роли лидера организатора (вопрос № 1); лидера-идеолога (вопрос № 2); лидера-дезорганизатора (вопрос № 3);
исполнителя (вопрос № 4). Только тот, кто назван в конкретной роли не менее 4-5 раз, может претендовать на роль лидера. На него-то вожатый может опереться, поскольку данного ребенка лидером признала сама группа. Если в каждой из ролей не определился лидер (т.е. названы какие-то ребята, но не более одного-двух раз), то можно говорить о лидерском вакууме в отряде.
7. Общительность — замкнутость, эмоциональная возбудимость, активность — пассивность
Данные социально-психологические качества относятся к психодинамическим характеристикам человека, определяющим черты его темперамента и достаточно хорошо отслеживаются методом наблюдения за поведением и способом общения ребенка в группе. Все же мы предлагаем вожатому известный опросник Г. Айзенка, который поможет ему подтвердить или опровергнуть личные наблюдения.
Общительность — коммуникативное качество, очень важное для успешной жизни подростка во временном коллективе. Для замкнутого ребенка ситуация принудительного общения мучительна, часто она становится базой для появления эмоционального напряжения вплоть до стресса. Своевременно выявленный некоммуникабель-
ный подросток должен стать предметом особо тактичного подхода со стороны прежде всего вожатого. Его нельзя принуждать к коллективным формам деятельности — можно только приглашать, его нельзя назначать на ту или иную роль в отрядном деле — только ставить в ситуацию свободного выбора; первые дни в лагере целесообразно дать ему оглядеться, побыть в роли пассивного наблюдателя.
Столь же важна для вожатого информация об эмоционально нестабильных детях, неуравновешенных, возбудимых, с повышенной тревожностью. Такие дети с трудом уживаются в коллективе, плохо переносят режим лагеря, нередко являются источником ссор, нестабильности детского сообщества. Кроме того, дети с выраженным нейротизмом нуждаются в оздоровлении своего психического здоровья. Лагерь — прекрасное место для оздоровления и стабилизации эмоциональной сферы: природа, отдых, усиленное питание, перемена обстановки, доброжелательность окружающих — вот средства и источники такого оздоровления.
Ключ к методике
«Психологическая характеристика темперамента»
Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию — интроверсию, ригидность — пластичность, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), активность (высокую — низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаныих номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.
Код опросника
Свойства темперамента | Ответы «да» | Балл | Ответ «нет» | Балл |
1. Экстраверсия | 1,7,13,19, 25,31,37, | |||
4,43 | ||||
2. Ригидность | 8,26,32, | |||
2,14,20,38,44 | 19,46 | |||
3. Эмоциональ | 15,21,33,39.45, | |||
ная возбудимость | 3,9. | |||
4. Темп реакций | 4,16,28, | |||
10,22,34,40,46, | ||||
17,29,37 | ||||
5. Активность | 5,11,17,23,29,35,41,47, | |||
6. Искренность | 30,36,42,48, | |||
6,12, | ||||
18,25,24 | 1 |
Завершение работы. Установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая — 13-20 баллов, средняя — 8-12 баллов, низкая — 0-7 баллов (ответы ненадежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств
темперамента», определите степень выраженности каждого свойства и зафиксируйте письменно, например:
«Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5 баллов), быстрым темпом реакций (14 баллов), низкой активностью (9 баллов)».
Самооценка
Для организации индивидуального подхода вожатому полезно иметь представление об особенностях самооценки каждого ребенка. Самооценка — важная часть самосознания личности, это эмоционально-ценностное отношение к себе, которое во многом определяет и объясняет характер и поведение человека. Самооценка прямо влияет на переживание личностью своей ценности, определяет уровень притязаний. Особое внимание вожатый должен обратить на детей с неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой. Лица с завышенной самооценкой склонны к зазнайству, высокомерию, не испытывают потребности к самокритике и самовоспитанию. Они имеют завышенный уровень притязаний, и поскольку он не всегда подтверждался успехом, это порождало конфликтный стиль отношений. Лица с заниженной самооценкой теряют веру в себя, свои силы, смиряются с неудачами и по этой причине также занимают пассивную позицию в самовоспитании. Имея очень низкий уровень притязаний, они уклоняются от трудных задач.
Наиболее благоприятна для развития личности адекватная самооценка с высоким и средним уровнем. Ребята с такой самооценкой испытывают потребность в достижениях, верят в свои силы, инициативны в самовоспитании.
Методика «Круг»
Рекомендуется для младшего и среднего подросткового возраста (5-7 классы). Доступность методики для данного возраста определяется тем, что она опирается на визуально-образное выражение учащимися своей концепции Я, не требуя сложных вербальных и логических обобщений в процессе самоанализа.
Инструкция. 1. Оцени, насколько ты хотел бы развить у себя указанные качества. Для этого поставь крестик на соответствующем делении: чем дальше деление от центра круга, тем больше развито качество. 2. Оцени, насколько эти качества развиты у тебя сейчас. Для этого поставь кружок на соответствующем делении (Табл. 1)
Обработка данных. Соединяются одной чертой сначала крестики, затем кружочки. Заштриховываются «зона расхождения» между идеальным Я и реальным Я. Подсчитывается количество делений (на каждом ридиусе в зоне расхождения), затем суммируется общее количество делений в зоне расхождения (Табл. 2)
Шкала оценки
Уровень самооценки | Количество делений (баллов) |
высокая | менее 50 |
средняя | 60-90 |
низкая | более 100 |
Методика «Лесенка»
Данный вариант диагностики самооценки ориентирован на учащихся младшего школьного и подросткового возраста. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулировками черт характера.
Инструкция. Оцени, насколько развита в тебе та или иная черта личности, поставив букву «Я» на соответствующую ступеньку.
Обработка. Каждая ступенька «стоит» определенное количество баллов. Первая — 0 баллов, вторая 1 балл и т.д., вплоть до последней ступеньки — 9 баллов. Суммируем баллы, полученные по каждому качеству и находим среднее арифметическое значение (Табл. 3)
Шкала оценки
Степень развития качества | Баллы |
высокая | 7 и более |
средняя | 3-6 |
низкая | 5 и менее |
Данной методикой можно воспользоваться при изучении дезадаптированиых младших подростков с конфликтным рассогласованием со средой. Подростничество — период активного формирования концепции Я. Важной составляющей этой концепции является осмысление своего «публичного Я», т.е. представления о том, как окружающие воспринимают личность подростка. У дезаптированных подростков,развивающихся в конфликтном контексте со средой, одним из сильных негативных переживаний является чувство непонимания, несправедливой, заниженной оценки со стороны мира взрослых. Степень данного переживания, рассогласования само и внешней оценки можно выявить, введя в процедуру проведения методики вторую инструкцию: «А теперь укажи, как, на твой взгляд, оценивают тебя взрослые, как ты выглядишь в их глазах. Для этого поставь букву «В» на соответствующей ступеньке».
Обработка. Подсчитывается, сколько ступенек-баллов разделяет -Я-оценку и взрослую оценку по каждому качеству. Количество баллов суммируется, находится среднее арифметическое значение.
Шкала оценки
Степень рассогласования Я-оценки и внешней оценки | Баллы |
высокая | 6 и более |
средняя | 3-5 |
низкая | 2 и менее |
ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА
Эмоциональное самочувствие
Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции происходит оценка события явления. Эмоции могут служить способом познания мира, общения с другими, кроме того, эмоции насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний, делают ее полифоничной.
Эмоциональное самочувствие — не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в организации воспитательных отношений. Эмоциональные переживания определяют во многом отношение ребенка к воспитательной ситуации. Положительный настрой — мощный мотиватор деятельности: выполняется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, насыщает радостью. Именно с учетом этого педагоги применяют специальную группу «эмоциональных мотиваторов»: игру, романтику, соревнования, образы литературы и искусства, природу, оформление интерьера и т.д.
Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целесообразно отслеживать по двум направлениям: обследование эмоционального климата детского коллектива (в середине и конце смены) и эмоциональное самочувствие каждого конкретного ребенка в разных жизненных зонах. Таким образом, будет «замерена» эмоциональная температура среды развития и эмоциональный настрой личности в этой среде.
Методика «Эмоционально-психологический климат отряда» (ЭПК)
Для исследования ЭПК отряда предлагается процедурно простая и психологически доступная для детей разных возрастов тестовая методика. Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились
у нас в отряде. Попробуйте оценить их, для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива». Полезно рассмотреть с детьми первую пару качеств для примера.
Бланк опроса
1. В нашем отряде всегда весело | В нашем отряде всегда скучно | |
2. Все ребята в общем-то добрые | В отряде много злых. равнодушных | |
3. Мы никогда не ссоримся | — — — — — | Мы часто ссоримся, конфликтуем |
4. Ребята в отряде вежливые, воспитанные | — — — — — | Ребята в отряде часто грубят, ругаются |
5. Мне в нашем отряде спокойно, хорошо | Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно | |
6. У нас все равны | — — — — — | Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими |
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе | Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе |
Обработка результатов. Каждая из черточек соответствует определенному баллу: крайняя правая — 0 баллов, крайняя левая — 4 балла. Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 7х4 = 28 баллов. Далее находим максимальный групповой индекс ЭПК отряда. Для этого индивидуальный максимальный индекс умножаем на число обследованных детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100%, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный эмоциональный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс — это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по простой формуле:
Оценочная шкала
Уровень ЭПК | Величина индекса Э в % |
очень высокий | более 80 |
высокий | 71—80 |
выше среднего | 66—70 |
средний | 45—65 |
ниже среднего | 40-44 |
низкий | менее 40 |
Методика «Эмоциональная цветопись»
Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в различных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модификацию методики цветописи (по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, настроением и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет — невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния; его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состояния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.
При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как: отряд, отрядные дела, режим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купание, посещение столовой, кружок и т.д. Вожатый может сам составить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фантазии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде «ромашки» (см. рис. 5)
Инструкция. Вожатый предлагает детям игру-задание «Какое у меня настроение». Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настроения. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например:
радостное — красный
спокойное — зеленый
безразличное — белый
скучное — серый
Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски, причем для отражения богатства эмоциональных переживаний возможно вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.
Обработка результатов
Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно записать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны следующие варианты обработки. Количественный: каждой цветополоске присваивается один балл, подсчитывается, сколько баллов набрал отряд по каждому оттенку настроения в каждой зоне. Качественный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеиваются цветополоски, «выданные» отрядом данной зоне. В итоге получается эмоциональный ковер — образ лагерной жизни. Очень
важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настроении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.
Я в лагерь приехал,
Где море и речка.
Где дом меня ждал
И мой друг на крылечке.
Мне было по-разному
В лагере этом:
Был пасмурный день
И был солнцем согретый.
Бывало, я прыгал
От радости дикой,
Бывало, ходил
Целый день совсем тихий.
Бывало, я злился
И даже нередко.
И каждому дню
Выставлял я отметку.
И каждый свой день
Я на память о лете
Представил в каком-то
Особенном цвете.
Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка есть личная карточка. В нем он перед сном фиксирует преобладающее сегодня настроение через цвет. Красный — восторженное, оранжевый — радостное, желтый — спокойное, зеленый — уравновешенное, синий — грустное, фиолетовый — тревожное, черный — унылое. Но главное не цвет настроения, а что повлияло на него, насколько оно стабильно. Что же может повлиять?
1. Состояние здоровья
2. Очень личное
3. Погода
4. Жизнь дома
5. Жизнь группы (семьи)
6. Мастерская
7. Общеколлективное дело
8. Отношения с детьми
9. Отношения со взрослыми
10. Успехи (неуспехи)
11. Не было ничего нового
12. Не было свободы и раскованности
13. Просто устал
14. Скучаю по дому
15. Недовольство собой
16. Мне здесь интересно
17. Чему-то научился, узнал новое
18. Походы, спорт
19. Хорошо (плохо) кормят
20. Что еще?
Технология проста. День обозначается сначала в цвете (некоторые дети модифицировали наш вариант и заполняли его в несколько цветов). А на цвете ставится цифра (одна или несколько) — обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый переносит данные в сводную карточку отряда, и утром на планерке уже есть картина по всему отряду.
Всех обычно волнуют выпадающие, «сидящие в черном или фиолетовом», или, наоборот, те, что «в красном» надолго — жди срыва. Бесконечное ровное настроение — не занудили ли детей в отряде? Подчеркиваем: цветопись — это материал к размышлению, осмыслению, а не приговор вожатому. Методики никто не должен бояться. Она должна быть значима и для ребенка, и для педагога. Это своеобразная рефлексия дня.
Наши советы
1. Для оформления данных по методике стандартизированной характеристики необходима развертка, в которой обозначены все показатели в закодированном виде (столбцами от 1 до 7). В горизонтальной строке рядом с фамилией ребенка проставляются "оценки" соответственно его проявлению по каждому показателю.
фамилия, имя | Показатели | ||||||
1. Смирнов Саша | |||||||
2. Очев Олег |
2. Подсчет баллов по горизонтали дает возможность судить о подростке в целом, об уровне его развития.
3. Подсчет баллов по вертикали дает возможность судить о сформированности каждого из признаков (показателей) у членов данного отряда.
2. Удовлетворенность пребыванием в лагере
Дорогой друг! Закончилась еще одна смена в летнем лагере. У тебя появились новые друзья, новые впечатления. Но все ли, о чем мечтал, сбылось? Ведь лето такое короткое, а желаний всегда много. Что тебе запомнилось, что тебя радовало и огорчало, захочешь ли ты еще раз провести лето в лагере? Давай еще раз вместе вспомним нашу смену.
1. Удовлетворен ли отношениями с ребятами в отряде? Подчеркни нужное: да: скорее да, чем нет; трудно ответить; скорее нет, чем да; нет.
2. Каковы взаимоотношения между ребятами? Подчеркни нужное:
дружные, приятельские, равнодушные, холодные, враждебные.
3. Каким ты считаешь свой отряд?
— сплоченным и дружным;
— дружным, но далеко не всегда;
— скорее разобщенным, чем дружным;
— разобщенным, с отдельными замкнувшимися группировками;
— каждый сам по себе.
4. Оказывало ли влияние на твое поведение мнение ребят, всего отряда? Подчеркни нужное: да; скорее да, чем нет; трудно ответить; скорее нет, чем да: нет.
5. Какие запомнились дела? Укажи их здесь_______
Почему? Подчеркни нужное:
— узнал много нового;
— принесли пользу людям:
— все дружно действовали;
— сами все придумывали;
— я был организатором;
— мы победили в соревновании;
— работали вместе со взрослыми;
6. Я с удовольствием участвовал в том, что делал мой отряд, когда
— мы приносили пользу другим людям;
— нравился взрослый, который работал с нами;
— чувствовал, что я нужен другим;
— все вместе дружно работали;
— был случай покомандовать;
— со всеми мне было интересно;
— я знал, что могу проявить себя;
— я знал, что смогу что-то новое узнать и чему-то научиться;
— это расширяло и укрепляло круг моих друзей;
— это интересное дело, и я получал от него удовольствие;
— участвовал, потому что не хотел быть «белой вороной»;
— участвовал, так как это помогло мне выделиться среди товарищей.
7. Мои поручения в отряде.
Как ты оцениваешь результаты выполнения поручений?
— моя работа приносила пользу отряду и была интересна мне;
— отряду было полезно, но мне неинтересно;
— было интересно мне, приносило мало пользы отряду;
— работа была бесполезна.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Екатеринбург 1996
Содержание | |
Введение | |
Входная диагностика | |
1 Общие сведения о ребенке | |
2 Ожидания ребенка | |
3 Интересы ребенка | |
4 Творческая направленность | |
5 Коллективизм—индивидуализм,— | |
6 Лидер — ведомый | |
7 Общительность — замкнутость, эмоциональная возбудимость, активность — пассивность | |
8 Нравственный опыт и представления | |
9 Самооценка | |
Текущая диагностика | |
1 Эмоциональное самочувствие | |
2 Характер межличностных отношений | |
3 Уровень развития отрядного коллектива | |
Итоговая диагностика | |
1 Личностный рост каждого члена отряда | |
2 Удовлетворенность пребыванием в лагере |
Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. Метод, рекомендации / Урал. ин-т молодежи. Екатеринбург, 1996.
В работе дана программа обследования параметров личности ребенка педагогически значимых для организации индивидуального повода к нему в детском лагере. Предлагаемое диагностические метоики (анкеты, опросники, тесты, социометрия, игры, цветометодики) просты, небольшие по объему, интересны для детей и доступны для вожатого-практика.
Карпова Г.А., Брагина Т.А., 1996
Введение
Сегодня перед учебно-воспитательными учреждениями, центрами детского досуга, оздоровительными детскими лагерями стоит общая задача — формировать в каждом ребенке личность. Решение этой задачи требует переориентировки мышления педагога, вожатого в осознании целей, принципов воспитательной работы с детьми, конечных ее результатов; предполагает взаимодействие, сотрудничество взрослого и ребенка в совместной деятельности, активную позицию каждого из них и как итог — развитие личности и ребенка, и взрослого.
Пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере целесообразно рассматривать как органический этап его психобиографии, который может и должен быть организован педагогами как личностно утверждающая ситуация, предполагающая создание условий не только для физического оздоровления ребенка, но и для раскрытия и реализации его индивидуальных духовно-творческих возможностей, для личностного роста (обогащения и развития нравственного опыта и представлений, социально-коммуникативной компетентности, самооценки, смысло-жизненных ориентации и т.д.).
В целях создания в детском лагере личностно утверждающей ситуации для каждого ребенка педагогическому коллективу лагеря необходимо, на наш взгляд, решить следующие магистральные задачи:
1) обеспечение положительного эмоционального самочувствия личности, поставленной в новые, резко измененные по сравнению с привычным семейным и школьным режимом, условия. Только в состо