Диагностика речи ребенка. Экспресс тест.

Диагностика речи ребенка. Экспресс тест.

Содержание.

Экспресс-тест уровня сформированности речи у дошкольников. 2

1. Обследование связной речи. 3

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке. 3

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 3

2. Обследование грамматического строя речи. 4

Задание 1. Составление предложений по картинкам.. 4

Задание 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе. 4

Задание 3. Употребление предлогов. 5

Задание 4. Словообразование и словоизменение. 5

3. Обследование слоговой структуры слова. 6

4. Обследование звукопроизношения. 6


Обследование связной речи

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке

Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

- Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.

- Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное.

Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ :

1. Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.

2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу ( богатый словарный запас).

3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).

4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.

5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.

6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.

Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

Если Вам что-то не понравилось в рассказе ребенка, то, наверное, своими сомнениями было бы хорошо поделиться с логопедом.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять малыша, если, по Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.

Вас должно насторожить, если

- ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;

- ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;

- ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;

- значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;

- речь ребенка была ускоренной, Вы услышали в речи запинки.

В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка Вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.

Диагностика речи ребенка. Экспресс тест.

Содержание.

Экспресс-тест уровня сформированности речи у дошкольников. 2

1. Обследование связной речи. 3

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке. 3

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 3

2. Обследование грамматического строя речи. 4

Задание 1. Составление предложений по картинкам.. 4

Задание 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе. 4

Задание 3. Употребление предлогов. 5

Задание 4. Словообразование и словоизменение. 5

3. Обследование слоговой структуры слова. 6

4. Обследование звукопроизношения. 6


Наши рекомендации