Педaгогическая технология игровых методик
На первый взгляд, игровые методики просты и общедоступны. Они не предъявляют, казалось бы, к руководителю детской группы высоких квалификационных требований, не нуждаются в научной подготовке ведущего, не зависят от качества помещений, абсолютно свободны от финансового состояния школьного воспитания.
Однако простота игровых методик иллюзорная. Строгая надобность в профессиональной тонкости работы педагога вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры: с одной стороны, в игре человек свободен и волен поступать как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра предоставляет шанс детям проживать такое ценностное отношение, которого не предоставила им повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован.
Поэтому педагог первоочередное внимание своё направляет на создание в группе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия. Здесь ведущая роль принадлежит педагогической технике: голосу, мимике, жестам, пластике, темпоритму движений, лексической и мелодической окраске речи, определяющих тональность первого этапа занятий пролога. Пролог слагается из приветствия, определения цели и раскрытия программы занятий, выявления мотива предстоящей работы, а также предположения веера личностного смысла каждого участника игры, из обмена сообщений о самочувствии всех участников и первых знаков доброжелательности и дружелюбия по отношению друг к другу. Учитывая, что цель игры лежит в самой игре, определение цели, мотива, личностного смысла педагог проводит абрисным порядком, слегка намечая цель, мотив и личностный смысл.
Пролог психологически открывает каждого на общение, поэтому педагог не должен бояться, что «теряет время»: пока не удастся получить благоприятную атмосферу, он продолжает «разогревать» группу («растеплятъ»).
Способы такого разогрева бесчисленны и общеизвестны. Не было бы необходимости их указывать, если бы в системе профессионального образования обучали этому будущего педагога. Укажем лишь на некоторые:
- обращение к детям, подчеркивающее уважительность педагога в адрес всех членов группы (дамы и господа, друзья, судари и сударыни, мои дорогие, уважаемые мыслители и т.д.);
- проявление заботы об обустройстве всех детей для предстоящей духовной работы (всем ли удобно? все ли хорошо расположились?);
- персональный вопрос, направляемый поочередно каждому участнику занятий; Как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме занятий?
- педагогическая мизансцена занятий, располагающая к общению и принятию каждого участника занятий как ценность (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение);
- - предварительный вопрос, направляющий внимание участников игры на какую-то проблему жизни, - ту самую, что будет затронута в игровой коллизии.
Вовлечениев игру и объявление правила игрысовершается одновременно путем раскрытия фабулы игры и попутного обозначения игровых ролей, а далее приглашения детей к исполнению той или иной роли. Например, предлагая детям игру «Времена года», ведущий одновременно выявляет желающих играть роль «бабушки», «дедушки», «мамы», «папы» И «детей». Играющие придумывают имена своим персонажам - чем необычнее будет имя, тем легче играющему спрятаться за «маску», тем свободнее он в создании сюжета игровых событий (бабушка Феодора, дедушка Афанасий, сын Евлампий, дочь Дусенька и т.д.).
Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей: необходимо наделить их важной ролью арбитра; следя за разворачиванием сюжета, арбитр делает выводы, даёт оценку ходу событий, выявляет идею происшедшего, то есть ценностного отношения, но ни в коем случае не производит персональных оценок в адрес играющих арбитр выступает сторонним наблюдателем ситуации жизни и высказывает свои впечатления от увиденного.
В игре каждый персонаж имеет право на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я». Следовательно, ход игры непредсказуем в этой непредсказуемости и скрыта игровая интрига. Поэтому педагог не должен волноваться, если событийный вектор принимает новое направление. Педагог подхватывает это сюжетный поворот и с помощью реплик оформляет его дальнейшее движение. Не надо волноваться и тогда, когда один из персонажей вдруг произведет недостойные действия (например, в игре «Нашёл на дороге» присвоит «ЧУЖУЮ вещь»). Надо либо хорошо интонировать происходящее - ставить ценностные акценты на такого рода действиях, - либо доводить до логического конца намеченное в реакции поведение (например, вводить новое лицо, которое в игре «Нашёл на дороге» окажется хозяином потерянной вещи и станет в отчаянии искать потерянное и страдать от случившегося).
Педагогическая импровизация придает игре остроту и повышает интерес к содержанию игры всех участников и наблюдателей игры. Чтобы импровизировать, педагог вынужден быть предельно внимательным к лексике, мимике, пластике, интонациям играющих. Это позволяет педагогу вести ход игры, но не тем, .что он навязывает свою волю и руководит развитием сюжета, а тем, что направляет внимание всех на отношенческую сущность происходящего на игровой сцене.
Средства игрыпредельно минимальны. Они лишь инициируют активное воображение всех участников групповой деятельности - это единственное их назначение. Чаще всего отбирается одно-единственное средство, так чтобы ни в коей мере не отвлекать внимания детей с отношенческого содержания игровых действий на используемые предметы. Например, в игре «На плоту» используется музыка непременно, но всё остальное сооружается из стульев, на которых и сидят дети; а в игре «Динозавр» пять картонок помогают обозначить место, расположение «домиков на болоте» - и не более того.
Зато большое значение приобретает игровая мизансцена: расположение детей по отношению друг к другу и расположение вещей и предметов в контексте группового размещения. Мизансцена несет на себе символику от ношений, поэтому носители отношений размещаются именно так, чтобы ярко очертить взаимоотношения персонажей игры. Например, когда в игре «Кошкины гости» один из героев (Поросенок) оказывается выброшенным из круга симпатий, то его месторасположение «около дверей» подчеркивает страдания этого героя, потерявшего дружбу прежних товарищей по сельскому двору.
Педагог в качестве ведущего должен хорошо продумать своё расположение относительно группы играющих: с одной стороны, надо уметь находиться среди наблюдателей, предоставляя свободное поле игрокам, но, с другой стороны, ведущему приходится мягко корректировать ход игры, поэтому он должен находиться Где-то рядом с играющей группой.
Чрезвычайно важно сохранять этику взаимоотношений во время игры, не допуская обидных и грубых выпадов детей друг против друга, которые в запальчивости могут допустить дети. Здесь многое зависит от тона самого педагога, в котором совмещается мягкость, веселость, четкая распорядительность, исключающая небрежное отношение к человеку. Профессиональная сложность определяется напряженным вниманием ко всем формам взаимоотношений, разворачивающихся вовремя игры: обращение к человеку, просьба к человеку, оценка произведенного человеком, благодарность ко всем играющим, произнесенная каждым, и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК
Если мы примем словарное определение понятия «содержание» (это то, что заполняет нечто), мы легко ответим на вопрос о содержании педагогических игровых методик.
Но предварительно бросим взгляд на содержание профессиональной деятельности представителей самых разных профессий. Содержанием работы повара являются блюда для питания, содержание деятельности милиционера - законопорядок в обществе, а содержание работы массовика-затейника заключается в развлекательном досуге. Художественный образ выступает содержанием артистической профессиональной деятельности. А письменное общение людей друг с другом составляет содержание профессиональной работы почтальона.
Поскольку разработку игровых методик производит педагог, использующий игру как средство воспитания детей, то, разумеется, содержание таких методик есть не что иное, как то, что составляет содержание воспитательного процесса. Безупречность такого логического вывода не вызывает сомнения. И остается только недоумевать, наблюдая порой проведение игры с детьми, входе которых дети визжат, толкаются, высмеивают друг друга, демонстрируют развязность и слепое возбуждение.
Содержанием игры выступают:
- ценностные отношения детей к миру (они проживаются);
- умения детей взаимодействовать с миром (они вырабатываются);
- знания детей о мире (они приобретаются).
Знания, умения, отношения - вот содержание воспитательного процесса. Основное содержание - ценностные отношения, те отношения к наивысшим ценностям жизни, присутствие которых в жизни гарантирует как самоё жизнь, так и достойное её протекание. Знания мира и умения взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру.
Согласившись с этим, нельзя не согласиться с последующим: содержанием игры, которую проводит педагог, всегда является определенное отношение к ценности. Это отношение,
во-первых, проживается каждым участником игры,
во-вторых, осмысливается каждым участником игры,
в-третьих, проецируется в сознании каждого участника игры в форме адекватного способа жизни.
Рефлексия, завершающая групповые занятия, подтверждает сказанное. Дети обычно говорят: «Мне было интересно и хорошо... Я понял, что... Теперь я постараюсь...»
Приведем пример одного высказывания подростка: «Я никогда не слышал, что мужчина должен иметь при себе два носовых платка, один - для себя, другой - для дамы, которой вдруг нужна будет помощь». Здесь выявлено и приобретенное знание, и присутствует проживаемое отношение, проецируется и будущее умение человека.
В процессе игровых действий педагог как ведущий игру расставляет акценты именно на проявляемых и проживаемых отношениях к конкретным персонажам игры или конкретному событию, и только педагогу подвластно восхождение ценности: путем абстрагирования обнаружить за конкретным предметом некую ценность жизни, будь это красота, добро, общество, труд, познание, свобода или сама жизнь во всех её проявлениях. I Например, играя с детьми в «Корзину грецких орехов», педагог производит обобщение, выводя детей на проблему преодоления человеком трудностей жизни, на идею человека как стратега жизни и хозяина своей судьбы; а в игре «Волшебный стул» провозглашает идею индивидуальности человека, неповторимости его личности.
Разумеется, неожиданный поворот сюжета игры может переакцентировать внимание всех играющих на какую-то неожиданную идею, выдвинуть для осмысления иную ценность. Такое не должно пугать педагога, ведь мир многомерен, поэтому на один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения.
Недопустимо попрание ценности. Дети в подражание взрослой циничности часто воспроизводят грубые шутки в адрес таких ценностей, как «счастье», «совесть», «познание», «общество», «свобода», «труд» И других. Ежели такое происходит, педагог мягко переакцентирует смысловое содержание, например, скажет: «Иногда действительно людям кажется... но потом они начинают понимать...» или: «К сожалению, и такая точка зрения присутствует в нашей жизни, но мы же понимаем, как важно для каждого из нас...».
В игре явственно раскрывается единство формы и содержания. По сути, игра есть не что иное, как поиск формы адекватной, проживаемому отношению. При разворачивании сюжета всё явственнее проступает мысль о том, что для определенного отношения имеется соответствующая форма, однако эту форму следует выстраивать продуманно, так чтобы другой человек мог воспринимать определенное отношение, иначе человек не будет понят окружающими людьми. Например, игра «Предлагаю - выбираю» основана именно на положении о единстве формы и содержания: тот, кто не сумеет выразить в соответствующей форме своё желание оказать помощь другому человеку, лишается чести оказывать такую помощь. Однако выявить эту идею игры смогут дети лишь с помощью педагога, ведущего игру и расставляющего ценностные акценты, сопровождающие действия играющих.
СОЗДАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК
Как рождается в профессиональном сознании педагога новая игровая методика? Если проанализировать ход мыслительной работы педагога, то, в конце концов, выявляется некий общий алгоритм творческого усилия.
Представим выявленное. Иллюстрацией пусть послужат помещенные в сборнике методики, проверенные школьной практикой.
Первый шаг. Определяется ценностное содержание игры и формулируется в четком виде идея. Например, игра «Проблемы и аргументы» начала складываться с заявления одного педагога: «В школе есть дети, над которыми смеются все». Идея приняла следующую формулировку: «Особенности человека не могут служить основанием неуважения к нему».
Второй шаг. Данная идея экстраполируется на множества сфер жизни, мысленно перебираются вариации реального событийного проявления данной идеи: где это могло быть - в лесу, поле, на рынке, в транспорте, театре, дома, в гостях, в пустые, во время обеда, во дворе, во время грозы? Перечень этот беспорядочен, мысль скачет от картинки к картинке. Но вот избирается место и сфера жизни. Например, в игре «На плоту» образ плота, несущегося по реке с безлюдными берегами, появился в ходе поиска экстремальной ситуации, выход из которой всегда должен в первую очередь искать мужчина. (Идея: мужчина - «сильный», а потому он всегда защитник, помощник и исполнитель тяжелой работы».)
Третий шаг. Теперь легко рождается фабула, принимая простые и ясные реальные очертания какого-то эпизода жизни. Например, в игре «На плоту» - волна смывает весь запас продуктов, в игре «Проблемы и аргументы» - по улице идет человек и громко поёт. Со временем неясные очертания проступают четче, расплывчатая фабула принимает более определенные контуры.
Остается ввести персонажи в неясный ещё сюжет: кто, собственно, совершает обозначенные фабулой действия?
Четвертый шаг. Это мысленное введение в воображаемые события воображаемых героев. Эти герои не могут быть похожими на школьников, играющих здесь и сейчас. Поэтому наилучшим вариантом решения вопрос а о героях является обращение к миру домашних животных, зверей, сказочных существ или взрослых, - роли эти дети играют с удовольствием, потому что такие игровые роли осуществляют психологическую защиту, как бы закрывая внутренний мир играющего от наблюдателей: ведь школьник «изображает» нечто, но не высказывает себя. Конечно же, любой играющий невольно себя открывает. И дети по окончании игры часто отмечают, что одноклассники для них раскрылись с неожиданной стороны. Но такое осознание психологического открытия происходит после игры и уже не смущает школьника.
Пятый шаг. Он состоит в придумывании коллизии, некотором столкновении точек зрения персонажей. С ними что-то происходит, и в этом течении событий персонажи выстраивают свое поведение. Если за поведением увидеть отношение, то игра приобретает богатый смысл и становится весьма интересной всем наблюдателям и самим играющим тоже. Например в игре «Магазин одной покупки» таким столкновением интересов становится момент выхода из магазина: вдруг, перевернув карточку, играющий читает, что его покупка поставила кого-то из близких в ситуацию большого затруднения или нанесла ущерб родному человеку - как теперь поступить? Интересы личные и интересы другого столкнулись в противоречии. После данных пяти решений-шагов игре можно давать название.
Шестой шаг. Обозначается название игры. Оно должно быть простым, легким, совсем не пугающим сложностью своей, но никак не раскрывающим сути игры. Скажем, игра «Времена года» далека от предположения, что речь пойдет о проблемах семейных взаимоотношений, а игра «Садовник» вовсе не сообщает заранее, что содержанием игры станут этические формы речевого взаимодействия.
Последним шагом станет разработка мизансцены игры и отбор игрового реквизита, который, как мы сказали, очень скуп и минимален. Хорошо, если педагог на листе бумаги начертит схематическую картинку расположения всех присутствующих и играющих и тем самым мысленно ещё раз проиграет игровой замысел.
Однако надо предупредить, что созданная в педагогическом воображении игра ещё не родилась окончательно. Она проходит несколько раз практическую проверку. В процессе игры дети разных групп вносят свои оригинальные детали, да и сам педагог, наблюдая за хо- J дом игры, обнаруживает новые сильные стороны игрового действия, которые следует усилить, а также то, что должно быть изъято из игры согласно принципу «необходимости и достаточности».
Игра должна со временем принять изящные формы, чтобы радовать всех своей красотой.
Игровые методики - педагогическое средство. Они не проводятся во имя дурного развлечения и заполнения пустого времени. Их использование всегда содействует цели воспитания детей. Поэтому проведение игры имеет педагогический замысел, а замысел сопровождается предвидением воспитательного результата.
Существующая программа воспитания школьника, производящая разбиение единой воспитательной цели на ряд воспитательных задач по возрастным ступеням, служит основанием соответствующего распределения огромного количества игровых методик по данным возрастным ступеням.
Бесспорно, такое распределение очень условно, вызвано, скорее, желанием некоего порядка и оптимальности педагогической работы, чем сущностными характеристиками самих игр. Игра настолько многозначна, многоаспектна, что меняющиеся ракурсы её трактовки позволяют одну и ту же игровую форму использовать во всех возрастных группах. Важно только, чтобы педагог отдавал себе профессиональный отчет в назначении игры, в постановке той жизненной проблемы, которая скрыта в игре и которую педагогу следует выявить, предъявить, обозначить, чтобы найти общее решение.
Продукт игры - проживаемое детьми в течение игры ценностное отношение. Это выявленное отношение и становится исходным для отбора игровой методики или для создания новой оригинальной игры.
Основываясь на Программе воспитания, учитывая ключевую наивысшую ценность как основной объект духовного осмысления детьми в какой-то возрастной период (младшеклассник, младший подросток, старший подросток, ранняя юность), классный руководитель проводит сознательный отбор некоторого числа игровых методик, которые он планирует провести с группой детей в этот возрастной период.