Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры.
НАУКА — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, об-ве и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями; научные учреждения, оборудование; методы научно-исследовательской работы, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.
Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.
Основные признаки научного познания:
• Систематичность и логичность
• Наличие идеализированных объектов
• Необходимость методов, методологии и средств научного познания
• Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
• Наличие особого языка науки
• Строгость и объективность открываемых истин
• Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки
Н. отнюдь не ограничивается естествознанием или “точными” науками, как считают позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей, напр., философии и естествознания, метода и теории. Н.— необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой — сперва очень малочисленной — группы людей. Предпосылки для возникновения Н. появляются в странах Древн. Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и об-ве.
В Древн. Греции появляются мыслители, занимающиеся специально Н., отмежевавшиеся от религиозной и мифологической традиции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции гл. функцией Н. является объяснительная функция; ее осн. задача — познание с целью раздвинуть горизонты видения мира. С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения Н. в активный фактор самого производства. В качестве осн. выдвигается теперь задача познания с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ее ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования. В условиях научно-технической революции происходит новая, коренная перестройка Н. как системы
Совр. Н. уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Весь фронт научных оказывает стимулирующее воздействие на общественное производство. Теперь она начинает пронизывать все сферы общественной жизни. Поэтому Н. развивается более быстрыми темпами, чем любая др. отрасль деятельности.
Аспекты бытия науки: познавательная деятельность (генерация нового знания), социальный институт, особая сфера культуры.
Познавательная деятельность: науку можно подразделить на процесс познания и его результаты (знания). Это есть продолжение обыденного знания, которое опирается на здравый смысл. Наука – процесс получения нового знания об объективном мире через построение теоретических моделей, установление закономерностей явлений. Для познавательной деятельности характерна объективность, предметность нацеленность на открытие новых явлений и процессов в природе. Продуктом Н является не только научное знание, но и рациональный стиль принятия решений.
Социальный институт: наука – система взаимосвязей между членами научного сообщества. Ученый вступает в борьбу с познавательной реальностью, коллегами, общественным мнением. От него требуется подтверждение профессионализма. Деятельность ученых стимулируется не только оплатой труда, но и общественными наградами. Выделяют три группы социальных функций науки: культурно-мировоззренческая (предлагаемые наукой ответы на вопросы постепенно стали элементами общего образования); как непосредственная производительная сила (создание каналов для практического использования научных достижений); социальная сила (двигатель НТР).
Сфера культуры: наука – сфера человеческой деятельности, цель которой – познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений. Условия появления науки: внешние – выделение умственного труда в самостоятельный вид человеческой деятельности; внутренние – накопление эмпирических знаний. Культура – искусственно созданный руками человека мир, особая сфера общественной жизни, в которой наиболее полно реализуется творчество человека (искусство, наука, образование). Наука несет свою мораль, которая ставит следование логике ученых (их исследований) выше ценностей ранее сложившейся культуры.
Также выделяют диахроничный (исторический) и синхроничный (современный) аспекты бытия науки. Первый включает в себя историческое многообразие форм науки: античную, средневековую европейскую науку, новоевропейскую классическую науку, а также неклассическую и постнеклассическую. Синхроничный аспект проявляется в плюрализме наук: математические, социально-гуманитарные, естественнонаучные, и технические.