Проблема сознания в истории философии и науки. Сознание и мозг: психофизическая проблема. Идеальное и материальное.
Проблема сознания центральная в мировоззренческой проблематике. Все люди согласны в том, что сознание – уникальный дар природы, который делает человека человеком. Человек называется разумным, т.к. он обладает сознанием. Человек счастливым может себя почувствовать только благодаря сознанию. Счастье, когда тебя понимают, осознание своей нужности. Сознание в то же время может сделать человека несчастным. Сознание характеризует человека как уникальное существо. Давно обратили внимание на то, что внутри человека происходят процессы, которые отличаются от внешних процессов. Вследствие этого возникают представления о душе.
Проблема сознания занимает важное место в философии. Если вспомнить основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Мы не можем решить вопрос об отношении сознания к материи, не выяснив, что такое материя и что такое сознание, в чем их сущность. Зачем философии изучать сознание, если это уже делает психология. Дело в том, что психология изучает сознание как конкретное психическое явление, свойственное лишь человеку. Психология определяет сознание как высшую форму психической деятельности, связанную с трудом и речью. Философия же изучает наиболее общую сущность сознания.
В современной научной литературе сущность психофизиологической проблемы рассматривается через отношение сознания к деятельности мозга. Эта точка зрения нашла широкое распространение не только в философии, но и других науках. Она имеет под собой определенные основания, так как соответствует действительному положению вещей. Всякие попытки оторвать сознание от материальных структур мозга, функционирующим по законам нейрофизиологии, лишены рационального смысла и обречены на неудачу. Сознание несводимо к физиологическим процессам мозга, но вне него существовать не может подтверждением тому являются многие экспериментальные данные, проводимые людьми по искусственному вызыванию эмоций.
Этот факт был подтвержден также результатами исследований ученых в области физиологии мозга под руководством академика Н.П. Бехтеревой. В ходе обследования была установлена зависимость определенных явлений сознания от процессов, происходящих в тех или иных зонах коры больших полушарий мозга.
Мозг представляет собой целостную динамическую систему, состоящую из 15 миллиардов живых клеток - нейронов, каждая из которых десятью тысячами связана с другими, образуя сложную ажурную сеть.
Структура мозга включает три основные блока, подсистемы:
1) ретикулярная формация или подкорка, поддерживающая активную работу мозга;
2) система задних и височно-теменных участков мозга, обеспечивающая получение и переработку информации;
3) передние участки мозга, обеспечивающие программирование и управление информацией, а также соотнесение целей установок с реальностью.
Основными формами бытия являются:
• материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
Материализм (от латинского - вещественный) - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое.
• идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
Идеализм (франц. – идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.
В истории философии и науки сложились два основных подхода к вопросу о понимании материи в составе бытия. Идеалистическая традиция рассматривала материю как производное состояние от духа, материалистическая – видела в ней – основу мира, в свою очередь от которой производным являлся дух. В рамках материалистической философии также можно выделить две основных точки зрения в понимании материи.
Одна из них, получившая широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".
Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение у философов-материалистов эпохи Просвещения (но своими корнями уходящая значительно глубже - в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), - это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире. Такое понимание материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной человеку через ощущения. Эти два внешне различных подхода к определению понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем.
К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи:
1. Материя существует как одно из проявлений бытия.
2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.
3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.
4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Нет материи самой по себе, есть только материальные объекты и процессы их взаимодействия. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.
5. Материя вещественна (телесна), т.е в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).
6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение – т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи.