Проблема бытия в философии: история и современность. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия.

Онтология (гр. «онтос» – сущее, «логос» – учение) ― философское учение о сущем как таковом, а не об отдельных вещах или их классах. Возникает еще в древности и вплоть до нашего времени выступает основой философских размышлений о мире.

Считается, что у истоков О. стояли элейские философы (Парменид, Зенон и др.) Парменид первый ввел понятие «бытие» в философию, придав ему более глубокий, нежели в обыденном языке (бытие как существование, наличествование), смысл. Согласно ему, Бытие (подлинное) лежит за пределами чувственного опыта и может быть постигаемо лишь мыслью, а потому само тождественно некоей объективной мысли. Оно представляет собой Абсолют и обладает вечностью, бесконечностью, непротиворечивостью, неизменностью. Вещный мир, воспринимаемый в опыте, характеризуется как неподлинное, иллюзорное бытие. Понятие же «небытие» полагается за пустое, т.е. бессодержательное, поскольку его нельзя выразить логически непротиворечиво: если признать небытие существующим, то оно должно быть отнесено к бытию.

Отождествление Бытия с Абсолютом (хотя и с различными вариациями) характерно для всей европейской философии, вплоть до Нового времени. Для Демокрита таким Бытием являются атомы, для Платона – «мир идей», для Аристотеля – «форма форм». При этом у Демокрита бытие вещественно (материально), а у Платона и Аристотеля – объективно-духовно. Все они в том или ином виде признают и небытие: Демокрит как необходимое условие существования и движения атомов; Платон как материю, представляя ее лишь как возможность, а не действительность вещей; Аристотель придает понятию небытия относительный смысл, соотнеся его с бытием вещи (то, что она представляла собой до ее появления и после уничтожения). Средневековые мыслители придали понятию бытия теологический смысл, отождествив его с Богом.

В философии Нового времени, особенно в материализме, бытие отождествляется с природой, что означало разрыва с Абсолютом, на место которого возводится человек, обладающий безграничной способностью познания и на этой основе преобразования природы («Знание – сила»). По сути, это означало конец онтологии в ее прежнем виде и ее совпадение с гносеологией (теорией познания). Это находит свое выражение и в немецкой классике, в частности у Канта и Гегеля. Для первого – онтология, как учение о сущем, не может существовать независимо от принципов его познания, для второго – бытие абсолютной Идеи есть одновременно ее и саморазвитие, и самопознание посредством Духа, т.е. человеческого сознания. Тем самым бытие и понятие становятся синонимами, поскольку рассматриваются как формы прежде всего духовной деятельности. Формировалось рационалистическое понимание бытия. В марксистской философии, продолжавшей эту традицию на материалистической основе, «бытие вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наша точка зрения» (Энгельс). Иначе говоря, принципы бытия можно вывести лишь из положительного знания о действительном мире.

В западноевропейской философии второй половины XIX-ХХ веков появляются и получают распространение иррационалистические учения, рассматривающие бытие как непосредственное и нерасчлененное единство субъекта и объекта. Так, «философия жизни» (Дильтей, Ницше и др.) провозглашает подлинным бытием жизнь и потребности ее возрастания, экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр и др.) объявляет самого человека предельным бытием, поскольку, как писал Сартр, вопрос о бытии значим лишь как вопрос о его смысле, а смыслы всегда задает сам человек.

Постоянное расширение и углубление проблемы бытия с необходимостью привели к выработке важнейшей в мировоззренческом плане категории субстанции. Дело в том, что бытие представляет собой неразрывное единство двух сторон: существования и сущности. В понятии субстанции (лат. «субстанцио» – сущность, то, что лежит в основе) как раз и выражается сущностная сторона бытия. Особенно активно разработка этой категории велась в Новое время (Декарт, Спиноза, Гегель). Субстанция, по их мнению, представляет собой такое самообусловленное предельное основание бытия, к которому сводятся все конечные формы его проявления.

В различных онтологических учениях субстанция понимается по-разному. Так, в объективно-идеалистических концепциях в качестве субстанции выступает некое объективно-духовное начало, в субъективно-идеалистических – различные формы человеческого сознания, в материалистических – объективная реальность (материя). Различают также метафизическое понимание субстанции, как неизменного и абсолютного начала, и диалектическое – как изменчивой саморазвивающейся сущности. Количественная интерпретация субстанции выступает в трех формах – монизма, дуализма и плюрализма.

Необходимо также отметить, что в современной философии выделяют ряд сфер (или видов) бытия: 1) объективно-природное бытие; 2) бытие «второй» (очеловеченной) природы: 3) бытие общества; 4) бытие человека, как единство природного и общественного бытия; 5) бытие духовного (индивидуального и надындивидуального).

Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия

Мир есть, был и будет. В чем смысл проблемы бытия? Почему она постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается в философии? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Понять смысл столь широкой философской проблемы - значит прежде всего выявить, какие корни она имеет в реальной жизни человека и человечества.

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется "здесь" и "теперь", иными словами, что он наличествует, существует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, пребывает, являет себя во многих измерениях и данностях.

Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего озабочены вопросом о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что "распалась связь времен..." и сомнение коснулось тех основ человеческого бытия, которые раньше казались прочными и несомненными.

Размышление о бытии не может остановиться на простой констатации существования, то есть наличия, "присутствия" мира "здесь" и "теперь". Установив, что мир есть, существует, наличен "здесь", не естественно ли заключить, что мир существует, наличен не только "здесь", но и "там", за самыми дальними горизонтами? А поскольку трудно представить себе, что за самым последним горизонтом вовсе нет мира, то не значит ли это, что мир существует везде? Философия еще в древности ставила такие вопросы и тем самым шла по пути, открываемому внутренней логикой проблемы. (Мы отвлечемся здесь от того, что еще до возникновения философии мифология и религия вывели человечество к раздумьям о возникновении мира, о его "начале" и "конце", о его границах или бесконечности.)

Достаточно было сказать, что мир существует "теперь", и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ - всегда был, есть и будет; другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и конец не только в пространстве, но и во времени. Иными словами, мысль о существовании беспредельного мира как целого далее соединялась с положением либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира. Идея о непреходящем (или, по крайней мере, очень длительном) существовании мира как целого в свою очередь подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие, конечные вещи и человеческие существа. Так выстраивалась уже целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (подпроблемы).

Наши рекомендации