Философское учение И.Канта: теория познания и этика. Кантовский поворот в философии.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.
В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.
Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.
В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.
Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах.
Этика И. Канта.
В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила)
Философское учение Гегеля.
Вершиной немецкой классической философии была философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Гегель создал свою теорию диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды - «Логика», «Философия природы», «Философия духа», «'Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика». Он исходил из того, что в основе мира лежит духовное начало, абсолютная идея, отождествленная им, по сути, с Богом.
В то же время Гегель внес огромный вклад в разработку учения о диалектике. Он выдвинул идею всестороннего развития, сформулировал основные законы диалектики, подверг глубокому анализу ряд важных диалектических категорий.
Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изложение всеобщих форм диалектического развития. Главный методологический принцип гегелевской диалектики - объективность рассмотрения любого предмета и процесса. Все суждения об объекте, считал Гегель, должны основываться исключительно на самоопределении предмета, на его собственном движении: диалектика есть не внешнее искусство, не субъективная игра, а «собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще».
Между диалектикой и философской системой в целом у Гегеля существует противоречие: абсолютная идея, имея внутренний источник развития, переходя в процессе эволюции в свое «инобытие» (природу и общество), затем возвращается к самой себе в виде познавшего себя абсолютного духа; в таком случае развитие и познание завершается.
В целом бесспорная заслуга Гегеля в том, что он впервые дал систематическое, целостное изложение диалектики. Именно по этому высоко ценили Гегеля основоположники диалектического материализма, подчеркивая, что умный идеализм ближе к умному (диалектическому) материализму, чем материализм глупый (метафизический), неразвитый, мертвый, грубый.