Статья Категория закон. Законы природы, общества и познания
Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не выростет, хоть ты его тресни.
Веками человек подмечал опред порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о сущ чего-то закономерного. Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития чел общества, в период становления науки как сист знания.
Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления.
Будучи по своей форме продуктами чел знаний, по своему внутр содерж законы выражают объект процессы действительности. Познание зак и есть основная зад. науки.
Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему.. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений, то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания, но с точки зр их объект необходимости и кач регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он явл мерой предсказуемости связи. Поэтому зак как ыражение действия объект необходимости может рассм в качестве особого вида детерминации: как детермин будущим в отличии от причиной детерм прошлым и системной детерм настоящим.
Однако не все формулировки зак имеют причинную форму. В подавл большинстве сл зак формулируются в виде какой-лтбо функц зависимости или классиф соотношения, т.е в кон счете закон по форме тяготеет к системной коррел, а не генетической причинности. Однако это не значит что причинность отсутствует в тех связях, отражением кот явл коррелятивные формулировки законов. Налицо противоречие: с одной стороны, содерж категории зак формировалось в единстве с принципом причинности, а с др - формулиров законов всегда осущ в виде разл рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования. Это породило многочисл споры о сущности кат закона.
Согласно религ-идеалист взглядам, в мире все течет по созданным Богом путям, кот управляют всем выполняя волю всевышнего. Бог управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках вожжи всех событий Вселеной”. Согласно субъект идеализму законы возникают лишь из-за любви чел к порядку.
Однако в силу того, что мир есть самоуправл система, законы в ней явл еевнутренним самопроявлением.
С точки зрения сферы действия зак делятся на общие, универсальные (зак сохр энергии) и частные, действ лишь в огран области (зак общ развития).
По своему внутр содержанию зак делятся на законы строения ( в основном зак, выраж необходимые коррелятивные связи в системаз), зак функционирования ( причинная и системная детерминация) и зак развития ( обл причинной детермин) В силу диал необход и случайности зак развития выступ как тенденции, кот прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.
По форме своего проявления зак делятся на динамические и статистич. Так любой брош камень вернется а землю в силу динам зак, а кол- во очков на брош костях непредсказуемо, действует стат закономерность.
Необход различать тенденци и стат вероятность: тенденц отражает путь проявления однозначных динамических законов, а стат з. предполагают альтернат вероятность конкретного события. Обычно в случае динамического, хотя бы и в форме тенденции, проявления говорят о законе, в случ стат проявления - о закономерности. Однако и то и др являются различными выраж необходимости. Но закономерность в отл от закона отражает не жестко детермин характер объект необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. Строен организма подчиняется законам, однако обладает и массой индивид качеств, кот с точки зрения общего зак есть случайности, через кот и проявл закон. Закон как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными словами закономерность - это форса конкретного проявления закона.
В мире действуют законы , а не слепой рок. Это особенно верно для социальных законов, т.к. зак общ развития не могут осущ без деятельности людей, облад. достаточно высокой степенью творческой свободы.
Итак все в мире нах во взаимной связи, кот порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвиж материи, без самодвиж невозможно развитие. Раазвитие обусловлено различными видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и развития явл категория закона, катег не только объясняющая прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее.
26 Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте[1]. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.[2].
Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.Содержание
Отдельные части научного метода применялись ещё философами древней Греции. Ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора, вершиной которых стала софистика. Сократу приписывают высказывание о том, что в споре рождается истина. Однако целью софистов была не столько научная истина, сколько победа в судебных процессах, где формализм превышал любой другой подход. При этом выводам, полученным в результате рассуждений, отдавалось предпочтение по сравнению с наблюдаемой практикой. Знаменитым примером является утверждение, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху.
В XX веке была сформулирована гипотетически-дедуктивная модель научного метода[3] (более подробно это рассмотрено ниже), состоящая в последовательном применении следующих шагов:
Используйте опыт: Рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.
Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.
Сделайте выводы из предположения: Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?
Проверка: Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2) . Использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием» (англ. Affirming the consequent, греч. Επιβεβαίωση του επομένου)
Около тысячи лет назад Ибн ал-Хайсам продемонстрировал важность 1-го и 4-го шагов. Галилей в трактате «Беседы и математические обоснования двух новых наук, касающихся механики и законов падения» (1638) также показал важность 4-го шага (называемого также эксперимент)[4]. Шаги метода можно выполнять по порядку — 1, 2, 3, 4. Если по итогам шага 4 выводы из шага 3 выдержали проверку, можно продолжить и перейти снова к 3-му, затем 4-му, 1-му и так далее шагам. Но если итоги проверки из шага 4 показали ложность прогнозов из шага 3, следует вернуться к шагу 2 и попытаться сформулировать новую гипотезу («новый шаг 2»), на шаге 3 обосновать на основе гипотезы новые предположения («новый шаг 3»), проверить их на шаге 4 и так далее.
Следует заметить, что научный метод никогда не сможет абсолютно верифицировать (доказать истинность) гипотезы (шаг 2). Он может лишь опровергнуть гипотезу — доказать её ложность.
Виды научного метода
Теоретический научный метод
Теории Основная статья: Теория
Тео́рия (греч. θεωρία, «рассмотрение, исследование») — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.
Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.
ГипотезыОсновная статья: Гипотеза
Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Научные законыОсновная статья: Закон (наука)
Зако́н — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с данными. Непроверенное научное утверждение называют гипотезой.
[Научное моделирование Основная статья: Научное моделирование
Моделирование- это изучение объекта по средствам моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование- создание моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами. Мысленное моделирование- с использованием мысленных образов. Знаковое или символическое- представляет собой использование формул, чертежей
Компьютерное- компьютер является и средством, и объектом изучения, моделью является компьютерная программа.
Эмпирический научный метод
Эксперименты Основная статья: Эксперимент
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат.
Эксперимент делится на следующие этапы:
Сбор информации;
Наблюдение явления;
Анализ;
Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;
Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.
Научные исследования Основная статья: Научное исследование
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Виды исследований: Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения. Прикладное исследование.
Наблюдения Основная статья: Наблюдение (наука)
Наблюдение- это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности. Результаты его фиксируются в описании: - непосредственное наблюдение- осуществляется без применения технических средств. - опосредованное с использованием тех. устройств Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение
ИзмеренияОсновная статья: Измерение
Измерение- это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.
Истина и предубеждение