Особенности эпохи Возрождения и их отражение в фил. мысли.
Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья
к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв.
Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий
в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений,
глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция.
Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность.
В эпоху возрождения происходит реабилитация телесно-
го, характерен культ красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенностях фил.:
1) Ф - это антропоцентризм.
2) Ф тесно связана с развитием естествознания
3) Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как самостоятельное явление
4) Поднимаются вопросы естественной морали, естественного права и естественной религии.
Социологические и политические учения эпохи Возраждения.
Эразм Ротрдамский (1469-1536). Его учение - христианский гуманизм,
Переосмысление пути церкви. Он призывает к возврату к раннему христианству, критикует церковные порядки. Мартин Лютер отрицает свободу воли, которую признает Эразм.
Микола Макиавелли (1469-1527) разделяет установки религии и политики. Человеком движет эгоизм и материальный интерес. Высшим законом политики явл. достижения могущества гос-вом. Государь должен быть сильным, сочетать в себе качества льва и лисы. Использовать все средства для укрепления гос-ва, в том числе и насилие. Насилие должно созидать, а не разрушать. Все средства хороши для достижения свой цели в политике.
11 Значение открытий Коперника и Бруно для формирования повой картины мира и философии нового времени.
Коперник (1473-1543) опирался на принцип совпадения противоположностей. Строит свою астрономическую сис-му. Космос, вселенная бесконечна. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Это гелиоцентризм. Бруно (1548-1600) Солнце не является центром вселенной, т.к. бесконечность не может иметь центра. Жизнь может существовать не только на земле. Ч-к обладает смертной душой и осознает свою смерть. Он создан для созидания для творчества.
Фил. эпохи Просвещения: сущность и особенности.
18в. в истории мысли наз-ют эпохой просвещения. Научные знания, ранее
бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь распространяются вширь, став предметом обсуждения литераторов, популярно излагавших последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи чел разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающим условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения. При этом просветители апеллируют не просто к разуму - ведь разум лозунг и метафизиков - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверх опытных <гипотез>. Чел в философии 18века предстает , с одной стороны, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, человек - носитель разума и справедливости. Столкновение эгоистического индивида и <человека вообще> составляют основу коллизии и в литературе 18в.
Просвещение представляет собой далеко не однородное явление : оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Жизнь буржуа была направлена на мирское наслаждение и мирские интересы, на земной мир. Это имело антитеологический и антиметафизический характер. Метафизика практически потеряла всякое доверие.
Фил. Канта.
Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант ( 1724-
1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический.
До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения
солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начина-
ется с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок.
Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он
рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:
- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;
- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе.
Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта
за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и
относительность познания и вопросы практического разума (то что человек
должен делать). Отношение к миру:
1) Что я могу знать?
2) На что я могу надеяться?
3) Что я должен делать?
Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть кот. в следующем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства ( поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой).
Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.