Личностно-развивающий подход
В.Е. Лепским ИПБ определяется как научно-практическое направление, которое создано в целях обеспечения защищенности отдельных граждан и сообществ от противоправных информационных воздействий и создания информационной сферы, адекватной задачам стимулирования и поддержки рефлексивного способа существования человека (группы) как субъекта жизни (деятельности). Две цели, разделенные автором с помощью союза «и», по сути, обозначают два подхода к пониманию информационно-психологической безопасности и, соответственно, к ее обеспечению. Идея развития субъектных качеств человека, его личностной целостности как способа обеспечения защиты от манипулирования и внешнего управления находит немало сторонников.
Так, Е.Л. Доценко особо подчеркивает, что интеграция множества социальных «Я», делает личность неуязвимой для манипулятивного воздействия извне, поскольку внутриличностная предпосылка манипуляции – не столько внутренняя множественность, сколько нецелостность, «отсутствие собственного центра – самости».
С.Ю. Решетина и Г.Л. Смолян трактуют состояние защищенности личности как обеспечивающее сохранение ее целостности и возможностей нормального развития. Подчеркивая сложность проблемы определения нормы и патологии развития личности, авторы, тем не менее, дают ориентиры для оценки степени такой защищенности. По их мнению, нарушения ИПБ личности приводят к изменениям психики, нарушающим адекватное отражение мира и своего места в нем и «к сдвигам в ценностях, жизненных позициях, ориентирах, мировоззрении личности, т.е. в том, что определяет личность как гражданина». Следует отметить, что в отличие от большинства работ, здесь предпринята попытка дать характеристику «нормальных», желаемых с позиции ИПБ жизненных позиций. Однако нельзя согласиться с тем, что в их основе – только гражданские и общественно ценные качества.
Опираясь на положение, выдвинутое С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинский и В.Е. Лепский рассматривают личность как внутренние условия, через которые только и действуют все внешние информационно-психологические факторы. «Когда же источники активности индивида оказываются вне его, он перестает быть субъектом, и именно в этих случаях могут возникать ситуации манипулирования сознанием и поведением индивида со стороны других субъектов».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из условий ИПБ личности служит ее целостность, наличие собственного центра, интегрирующего все подструктуры «Я». Таким образом, основным условием ИПБ личности является наличие системы жизненных ценностей и их осуществление (как соответствие внешних проявлений личности этой системе). В свете современных представлений о личности это внутреннее условие ИПБ соотносится с личностной зрелостью. Эмпирические данные об устойчивости зрелой личности к информационно-психологическим воздействиям, о легкости манипулирования сознанием детей можно рассматривать как подтверждение наших выводов.
С этих позиций обеспечение безопасности человека есть формирование, становление его ценностно-смысловой сферы, качеств субъекта жизни.
Здесь мы уже выходим за рамки образовательного подхода, поскольку обращаемся не только к отдельным подструктурам личности, но непосредственно к ее «центру» – ценностно-смысловой сфере. В этом четвертом – личностно-развивающем – подходе человек рассматривается не просто как субъект безопасности, но и как субъект жизни. Его безопасность обеспечивается, в частности, тем, что он, обладая личностно-психологическим здоровьем – внутренней целостностью и непротиворечивостью, минимизирует количество опасностей, создаваемых для самого себя, а также обладая возможностями целеполагающего субъекта способен превращать опасности в фактор собственного развития.
Следует отметить согласующуюся с этим подходом трактовку безопасности, которую дают Т.М. Краснянская и А.В. Непомнящий. По их мнению, безопасность человека представляет собой «состояние подконтрольности ему комплекса индивидуальных и средовых параметров, связанных с сохранением и развитием ключевых характеристик субъекта – вещества, энергии и информации – в рамках решения значимого для него комплекса фило- и онтогенетических задач».
Созидательный подход
Однако анализ подходов к обеспечению безопасности человека будет неполным без рассмотрения человека как источника опасностей для общества и природы, поэтому необходимо рассмотреть вопрос о минимизации опасностей, создаваемых человеком для систем, в которые он включен. Отношение к природе как к «безразмерной кладовой», призванной служить человеку в удовлетворении его растущих потребностей, технократические установки в сфере природопользования, идеология потребительства и кризис нравственных ценностей, междоусобица и конфронтация частей системы «Человечество», приводящие к накоплению ядерного оружия – вот неполный перечень причин возникновения глобальных опасностей. В пределе все это – причины, лежащие в самом человеке, в сфере его ценностей.
С этой точки зрения интересен предложенный А.В. Непомнящим принцип обеспечения ИПБ – замены процессов разрушительного противодействия развитию человеческого сознания процессами созидательного содействия этому развитию, или, в терминах термодинамики, – принцип снижения энтропии в антропных и антропогенных системах. Согласно этому принципу, безопасность способна явиться следствием масштабной гуманизации человека, его переориентировки с негативной разрушительной агрессии на позитивно-созидательную активность. Переход сознания на новую ступень развития в рамках обеспечения безопасности связан с радикальным изменением человека: сужением спектра его потребностей, отказом от чрезмерных амбиций, подавлением гордыни и т.д. В идеале это означает коренную перестройку всей его социальной сущности, образованной многовековым генезом.
Таким образом, пятый – созидательный – подход к обеспечению безопасности человека рассматривает его как источник опасностей, как фактор прогресса человечества и эволюции мира.Поскольку основные причины возникновения и распространения опасностей лежат в самом человеке, в сфере его мировоззрения, ценностей, отношений, то необходимо воспитание человека, безопасного для себя, общества и природы, ориентированного на созидание, самореализацию и саморазвитие в гармоничном единстве со всеми системами, в которые он включен.
Нужно сказать, что даже подходя со стороны знаний и умений – технологической «оснастки» психологической защиты, многие исследователи (В.Д. Аносов, Е.Л. Доценко, Т.И. Колесникова, В.Е. Лепский и др.) делают вывод о том, что основу устойчивости личности и защиты от манипулятивных и других информационных воздействий определяют не только базовые психические особенности личности, но также система ценностных ориентаций, социальных норм и т.п.
С позиций созидательного подхода обеспечение безопасности человека соотносится со становлением духовно-нравственного уровня системной устойчивости. Этот вывод базируется на следующих положениях. Во-первых, согласно Е.А. Ходаковскому, безопасность системы обусловлена соответствием направления ее развития направлению развития системы более высокого порядка. Именно эта идея лежит и в понимании духовно-нравственного здоровья. Во-вторых, те же процессы отчуждения человека от общества и природы, которые обусловливают нездоровье, также нарушают его безопасность. В-третьих, выделенные нами ценности, характеризующие человека, обладающего здоровьем (ценности человека, познания, развития, созидания, Природы) соответствуют идеям безопасности.
Комплексный подход
В табл. 1 приведены обобщенные результаты анализа подходов к обеспечению безопасности человека.
Выделенные нами подходы не противоречат друг другу. Они высвечивают три ракурса безопасности (устранение опасностей, защищенность-готовность, минимизация создаваемых опасностей) и исходят из трех качественно различных оснований: человек – объект безопасности (первый подход), субъект безопасности (второй и третий), субъект жизни и развития (четвертый и пятый). Формируя готовность к обеспечению безопасности, мы переходим от оградительных мер в обеспечении безопасности к повышению защищенности субъекта, а заботясь о развитии человека – к профилактическим (в отношении производимых опасностей) и созидательным (по сути).
Таблица 1
Подходы к обеспечению безопасности человека
Название подхода | Статус человека | Сущность подхода |
Ограждающий | Объект безопасности | Устранение опасностей, обеспечение безопасной среды, создание внешних по отношению к человеку систем противодействия угрозам |
Обучающий | Субъект безопасности | Обучение человека предвидению и распознаванию опасностей, а также способам поведения в опасных ситуациях (уклонению от опасностей и их преодолению) |
Образовательный | Формирование личностного образования – готовности к обеспечению безопасности | |
Личностно-развивающий | Субъект жизнедеятельности | Поддержка и развитие личностно-психологического здоровья |
Созидательный | Субъект развития | Помощь в становлении духовно-нравственного здоровья |
Известно, что субъектностью характеризуются различные уровни свойств человека. Также распространено мнение о том, что наивысший иерархический уровень в их системе занимает субъект жизни, интегрирующий, но не сводящийся к субъектам разных видов деятельности и отношений («парциальным» субъектам). В этой связи необходимо отметить иерархическую соподчиненность выделенных подходов, где каждый следующий в определенной мере предполагает и опирается на предыдущий. Так, субъект собственного развития немыслим без формирования субъекта жизнедеятельности, который в свою очередь есть интегральный субъект множества деятельностей: учебной, трудовой, коммуникативной, необходимым аспектом которых является деятельность по обеспечению безопасности. И, наконец, субъект деятельности и вообще человек возможен лишь при наличии вещественных, энергетических, информационных условий, не разрушающих целостность его соответствующих структур. С другой стороны, каждый следующий подход, обращаясь к более широким (или высоким) подструктурам человека, «вписывает» предыдущий в себя, придает ему определенное «наполнение», ориентацию.
Обучающий и образовательный подходы целесообразно объединить в рамках последнего, поскольку, строго говоря, освоение знаний и умений, относящихся к деятельности по безопасности, еще не конституирует субъекта этой деятельности.
Вышеизложенное позволяет нам говорить о комплексном подходе к обеспечению безопасности человека, где актуальная безопасность поддерживается ограждающими мерами, а личностная – образовательно-развивающими и содержится в последних трех подходах к обеспечению безопасности (см. табл. 1).
(Лызь Н.А. Развитие здоровой и безопасной личности в образовании)