Текст 2.2. Субъективная оценка безопасности
Кроме оценки состояния субъекта извне на основе эталонных критериев в ряде исследований (С.И. Алексухин, А. Маслоу, Т.М. Краснянская, А. Ребер и др.) выделяется другой аспект ситуативной безопасности – оценка состояния жизнедеятельности самим субъектом. Именно она порождает состояние тревоги или чувство безопасности у субъекта и влияет на его поведение.
Субъективная оценка человеком конкретной ситуации как опасной или безопасной определяется степенью соответствия образа реальной ситуации образу опасности и может осуществляться как осознанно, так и неосознанно. Субъективный образ опасности формируется под влиянием культурных особенностей социума, индивидуального опыта человека, его личностных особенностей. Позволим предположить, что образ опасности следует рассматривать в контексте жизненного пути личности и социально-культурной детерминации. Образ ситуации зависит от объективных обстоятельств ситуации, наличия у субъекта средств мониторинга среды или доступа к объективной информации, а также фильтра восприятия самого субъекта. В процессе обмена информацией с окружающей средой человек воспринимает и реагирует не на весь поток информации. Объем и качество воспринимаемой информации зависит от «пропускной способности фильтра восприятия», которая обусловливается следующими факторами: пропускной способностью органов восприятия; неосознанными управляющими воздействиями субъекта; осознанными управляющими воздействиями. Следует отметить, что последний фактор может не иметь места, если информационное воздействие (взаимодействие) осуществляется на неосознанном уровне, а у субъекта такого взаимодействия отсутствуют знания, умения, навыки, мотивы осознанного управления полосой пропускания и собственной реакцией на внешние информационные воздействия. Еще один параметр, определяющий субъективный аспект ситуативной безопасности, – эффективность механизма сравнения образов опасности и ситуации (механизма принятия решений), которая зависит от уровня когнитивного развития и психофизиологического состояния субъекта. Б.Ф. Ломов выделяет в проблеме выработки и принятия решений также личностный аспект, связанный с влиянием мотивационно-установочной и эмоционально-волевой сфер на протекание информационных процессов у человека. Он также подчеркивает, что процедура принятия решения и его качество зависит от степени неопределенности ситуации.
Вероятно, необходимо различать безопасность и защищенность, когда ситуация оценивается как опасная, однако субъект обладает средствами защиты (опытом уклонения от опасностей и их преодоления) и осознает это (эффект «плацебо» позволяет предположить, что средства защиты могут быть иллюзорны, но тем не менее действенны). Наличие опасных факторов в данном случае не препятствует удовлетворению потребности в безопасности. А поскольку абсолютная безопасность в отношении бытия человека невозможна, то можно не делать различий между субъективной составляющей ситуативной безопасности и защищенностью человека.
В психологии безопасности существует подход, в котором безопасность рассматривается какчувство, порождаемое субъективным восприятием себя в мире, субъективной оценкой состояния жизнедеятельности с точки зрения его подконтрольности, реализации потребности в безопасности, а также наличия необходимых возможностей для удовлетворения остальных потребностей (А.А. Баканова, С.А. Богомаз, Л. Бурбо, А.Г. Гладких, А. Маслоу, Н.В. Козлова, Т.М. Краснянская, М. Сен-Жак, Б. Шнайер, Р. Янофф-Бульман и др.). Причем здесь речь идет не о ситуативном переживании и кратковременных эмоциях, обусловленных конкретным моментом, а о достаточно устойчивом чувстве, взаимосвязанном с отношениями субъекта и обусловливающем его удовлетворенность и активность. Среди множества полученных результатов особо следует выделить работы С.А. Богомаза и его учеников, в которых представлен способ количественной оценки степени переживания человеком своей личной безопасности, изучена взаимосвязь ряда характеристик потенциала субъекта (осмысленности жизни, целеустремленности, социально-психологической адаптивности) с субъективным восприятием себя и мира и, как следствие, переживанием психологической безопасности, исследована ее динамика у субъектов, находящихся в разных условиях, а также влияние чувства безопасности на успешность деятельности. На обширном эмпирическом материале С.А. Богомазом показано, что чувство психологической безопасности имеет субъективное содержательное наполнение, способствующее психической стабильности человека и его успешности в жизни, а также является важным условием личностного развития.
(Лызь Н.А. Развитие здоровой и безопасной личности в образовании)