Текст 2.1. Что такое человек?
1. Человек, как и любой другой объект Мира, соответствует по своей структурной организации закону сохранения, т.е. имеет в своей структуре такие состояния материи, как вещество, энергия и информация, находящиеся во взаимно-однозначном соответствии и обладающие способностью перехода одного состояния материи в другое или третье. Т.е. масса может переходить в энергию и в информацию, а также наоборот. На понимании этих явлений основана вся атомная энергетика, ферментативные ядерные реакции синтеза Керврана, телепортация и множество других апробированных современной наукой явлений, возможность существования которых с позиций предшествующих научных парадигм ранее отрицалась.
2. В своей энергоинформационной составляющей человек может рассматриваться как пространственно-временной континуум, т.е. как объект, обладающий свойством бесконечного проявления своей сути во времени и в пространстве. Это положение имеет доказательство в виде принципа неопределенности Гейзенберга, из которого следует, что каждая элементарная частица вещества, с одной стороны, обладает свойством дискретности, т.е. обособленности от других, с другой – имеет волновой характер, что исключает возможность определения ее конкретных границ, по крайней мере, существующими физическими методами.
Человек в целом по своим основным свойствам повторяет эти свойства элементарной частицы: с одной стороны, индивидуальность каждого человека и зримые границы его тела позволяют считать его вполне обособленным объектом, с другой – излучаемые человеком электромагнитные волны, другие физические поля и сигналы не имеют определённых границ, вследствие чего энергоинформационная составляющая каждого человека присутствует в любой точке пространства, что и дает право говорить о нем как о существе бесконечном в пространстве и времени.
Для сравнения можно взять какое-нибудь изобретение человека, поскольку он ничего еще не изобрел, чего бы не было в его собственном устройстве или в устройстве Природы. К примеру, мобильный телефон, который также имеет физическое «тело». Чтобы это тело подало признаки жизни, его нужно снабдить энергией, и мы вставляем в него батарейку. Но если в нём нет информационной системы – «сознания» мобильного телефона (микропроцессора, как модели мозга человека и SIM-карты, как модели памяти), он по-прежнему не может функционировать. Он ведет себя так же, как и человек, потерявший сознание.
3. Сутью человека (тем, что нельзя изменить) является его наиболее высокоорганизованная энергоинформационная субстанциональная составляющая, именуемая в религиозных системах «чистым сознанием» или «духом». Ее неизменность обеспечивается бесконечным по объему информационным содержанием, поскольку любые операции с бесконечностью, что наглядно показывает математика, всегда приводят к одному результату – бесконечности (за исключением не подходящего для нас случая, когда при делении бесконечности на бесконечность возникает неопределенность).
4. Суть человека недоступна для прямого научного исследования, поскольку нельзя изучить бесконечное с помощью конечных средств. В силу этого она познается наукой только дифференцировано (по частям), посредством изучения ее явлений. Напротив, сам человек, путем целеустремленного процесса самосовершенствования и используя себя в качестве инструмента познания бесконечной сложности (субъективный метод познания по Гегелю), способен осознать свою суть, чего и достигали все те, кого впоследствии называли Великими Посвященными, буддами, пророками, Учителями человечества...
5. Свойство континуальности (бесконечности) человеческой сути предопределяет и бесконечность его связей с Миром, что, в свою очередь, делает его существом социальным по определению. Неощущение, непонимание и деформация этих связей являются причиной всех типов социальных конфликтов и войн. Чем ниже по уровню развития человек, тем более он агрессивен, и напротив, самые выдающиеся представители рода человеческого, осознававшие все эти связи, всегда призывали к Любви ко всему сущему и к единению с ним. Они делали это даже в те драматические моменты их бытия, когда невежды распинали их на крестах или сжигали на кострах.
Для сравнения зададимся вопросом: «Может ли телефон работать, т.е. обеспечивать связь с другим абонентом, если в нем есть и батарея, и SIM-карта, но нет в мире других телефонов и самой телефонной сети?» Ответ знают даже младшие школьники. Но есть много больших взрослых дядей и тётей, которые «обвешаны этикетками» больших учёных, но имеют на этот вопрос иной ответ. По их мнению, телефон при отсутствии сети будет работать. Жаль только, что результатом этой работы никто не сможет воспользоваться.
6. Каждое конкретное проявление сути человека или, можно сказать, её воплощение (вхождение во плоть) в виде цельного масс-энергоинформационного комплекса, именуемого во всех основных системах знания «человеком», является одним из бесконечного множества возможных. В связи с этим в плане выдвижения альтернативной гипотезы антропогенеза можно утверждать, что человек в процессе эволюционного развития не появляется(как по эволюционной теории), апроявляется, как это и рассматривается в альтернативных схемах антропогенеза. Наглядным примером к этому утверждению является внутриутробный период онтогенеза, в процессе которого одна и та же сущность качественно и многократно изменяет свою форму, прежде чем появиться «на свет» в привычном для всех человеческом виде. Детально исследованные компетентными комиссиями многочисленные факты спонтанного вспоминания детьми своего предшествующего опыта и доказанная возможность такого вспоминания взрослыми (под воздействием глубокого гипноза или путем использования измененных состояний сознания) также свидетельствуют в пользу целесообразности выдвижения такого положения в составе аксиоматического базиса человековедения в целом и данной Концепции в частности.
Одна и та же SIM-карта может быть вставлена в телефон любой формы, любого производителя и работать до тех пор, пока есть сеть. Правда, нерадивый хозяин может разрушить её, подвергнув грубому воздействию, как это порой делают люди, убивая свое сознание наркотиками.
7. Отличие одного человека от другого определяется количеством и качеством пережитых конкретной сущностью проявлений (воплощений) и определяет индивидуальность человека, откуда и смысл этого понятия «носитель своего индивидуального, уникального жизненного опыта». Таким образом, индивидуальность в нашем понимании есть результат накопления и интеграции в энергоинформационных системах памяти и сознания человека всех результатов бытия конкретной человеческой сущности вне зависимости от использованных форм этого бытия.
8. В силу конечности (ограниченности возможностей) сенсорных систем восприятия, входящих в структуру тела человека, обычный (среднестатистический) человек, в своей конкретной реализации, не пройдя специальной подготовки, не может воспроизвести (вспомнить) детали прошлого опыта, вследствие чего возникло ложное представление о том, что «…жизнь дается человеку только один раз…». В контексте этого представления и для иллюстрации его ошибочности можно было бы утверждать, что у человека отсутствовал целый ряд периодов его жизни (внутриутробное развитие, раннее детство и т.п.) только потому, что в зрелом возрасте он ничего о них не помнит. Таким образом, отсутствие возможности вспоминания обычным человеком подробностей своего опыта, предшествовавшего данной реализации (что сделано Создателем во благо самому этому человеку), не может служить основанием для неприятия самой идеи существования такого опыта.
Хватит о телефонах, у человека есть много других изобретений. Возьмем компьютер – просто замечательная модель человека. Его глаза – web-камера и сканер, уши – микрофон, руки – перифирийные устройства (клавиатура, принтер), энергосистема – блок питания, сознание - операционная система, память – есть и оперативная, и долговременная, срез памяти – изображение на мониторе... Чем не человек?
Можно ли вместить в оперативную память все, что есть в операционной системе, на винчестрах, дисках, флэшках и т.п.? Кто скажет «Да», тот двоечник. Может ли компьютер выводить на «экран» своего сознания одновременно все, что он делал во время прошлых включений (жизней)? Если бы он это сделал хотя бы раз, его тут же выбросили бы на свалку. Это техническая интерпретация важнейшего психологического принципа «здесь и сейчас». Помнить «Всё» могут только супер суперкомпьютеры, перерабатывающие информацию Интернета в разведывательных целях. Их оперативная память исчисляется сотнями терабайт. На земле их немного. Не очень много и людей на Земле, помнящих всё, но они есть. Возможности обычного человека в этом плане сродни возможностям бытового компьютера, он даже свои сны не в состоянии запомнить, а между прочим, каждому человеку они снятся каждую ночь в изобилии.
На самом деле представление об одной жизни может быть справедливым, если под словом «жизнь» понимать только конкретное воплощение в конкретном теле. Именно эта конкретная жизнь бывает действительно только один раз.
9. Феномен проявления в конкретной жизненной реализации только частных характеристик человеческой индивидуальности (черты характера, направленность и т.п.) обусловил появление такого психологического и социологического понятия как «личность». Под личностью в настоящей работе понимается «проекция» (частичное проявление) индивидуальности в область конкретных социальных и природных условий рассматриваемой жизни человека. В отличие от человека в целом личность, по ее настоящему определению, конечна в смысле длительности своего существования. Она существует только один раз, поскольку каждая новая проекция одной и той же индивидуальности на комплекс жизненных условий будет отлична от предыдущей уже только потому, что комплекс условий нового бытия отличен от прошлого (каждый раз новое тело, новый мозг, новое социальное окружение и т.д.). В силу этого факта и с учетом структуры сознания человека, в ряде систем знания понятие «личность» заменяется понятием «иллюзия личности», потому что она сама – явление временное, а вот опыт, накопленный этой личностью, вечен, бессмертен.
Возьмем какую-нибудь «индивидуальность», например отрезок прямой линии, и будем рисовать её проекцию на различные поверхности (условия бытия). Её проекция на плоскость может быть линией другой длины, а при перпендикулярном расположении линии относительно плоскости её проекция превращается в точку, т.е. по этой проекции вообще невозможно даже предположить, что из себя представляет индивидуальность. Проекция на кривую поверхность также даст изображение, не соответствующее прямой линии. Резюме: проявления одной и той же индивидуальности могут коренным образом отличаться друг от друга, поэтому личность есть всего лишь иллюзия индивидуальности.
Все те, кто посвятил свою жизнь самосовершенствованию, всегда стремились к одной цели в жизни – расширить свое сознание настолько, чтобы можно было вспоминать и пользоваться осознанно всем опытом своей индивидуальности. Это и называется стремлением к Истине. Те, кому она стала доступна, являются универсальными специалистами. Вспомним Леонардо Да Винчи, Михаила Ломоносова и многих других великих, просвещенных светом этой Истины.
В XVII веке один из великих учителей человечества воплотился в образе немецкого сапожника Якоба Бёме. «Сапожник» тачал сапоги и между этим делом писал философские труды, которые и поныне слабо понимаются в области научного знания. Философы причислили его к своему сообществу, но это не прибавило им способности даже в наши дни до конца понять то, о чем писал «сапожник» Я. Бёме.
<…>
11. Развитие человека, как это следует уже из приведенных выше моделей, – это процесс совершенствования всех структурных составляющих человека, главным результатом которого является расширение сознания человека, проявляющееся в способности принимать безошибочные, целесообразные решения (приводящие к запланированному результату) при управлении системой более высокого уровня сложности (по отношению к ранее достигнутому уровню).
Под «сознанием» здесь понимается не «функция мозга» (как это трактовалось в рамках первой научной парадигмы), а энергоинформационная субстанция, входящая в структуру человека и осуществляющая функции управления им на уровне осознаваемых и неосознаваемых процессов. Расширение сознание – это рост его вместимости, т.е. процесс, при котором обеспечивается возможность восприятия и анализа большего количества объектов за счет переноса точки рефлексии из области уже привычно осознаваемых человеком процессов и объектов в область ранее неосознаваемых. Характерной особенностью расширенного сознания является его метасистемность, выражающаяся в способности подниматься в осознании мира не только выше чувственных восприятий, но и выше логических построений. Выйдя на этот уровень, человек сталкивается с фактами, которые не могли быть восприняты чувствами и не могли быть осознаны логическим путем. Стремление к приобретению такой способности сознания лежит в основе всех основных школ человеческого развития.
Итак, расширение сознания означает способность вместить в него систему все большей и большей сложности. Здесь речь идет о всевозможных системах: природных, техногенных, социальных, гибридных. Примером возрастания сложности социальных систем может служить такая последовательность: семейная пара, семья, малая группа, трудовой коллектив, предприятие, группа предприятий, район, город, областной центр, регион, государство. Разумеется, любое из этих понятий, например понятие «трудовой коллектив», в свою очередь может вмещать в себя множество вариантов социальных систем различного уровня сложности в зависимости от критерия оценки этого уровня. (Например, в качестве критерия сложности может быть выбрано количество человек, входящих в социальную систему).
Если система вмещается в сознание человека, он может быть её успешным управленцем. Если нет, он пытается управлять методом проб и ошибок. В этом случае лучше подобрать другого руководителя, обладающего сознанием соответствующего «размера» или, лучше сказать, объема.
Другой пример, хороший психолог или врач это тот, кто способен вместить в себя пришедшего за помощью.
Все настоящие специалисты в области развития человека рекомендуют начинающим осознанно развиваться начинать только с себя, повышая сложность своей собственной системы управления, которая должна вырасти от уровня полного управления телом, через полное управление порывами души, до управления собственным духом.
Как узнать, достигли ли мы полного управления телом? Разумное управляемое тело никогда не болеет и легко переносит любые климатические условия (жару, холод и т.п.) без помощи посторонних для него вещей (одежда, обогреватели, зонтики и т.п.). Пример такого управления показал Порфирий Корнеевич Иванов, а как этого достигнуть описал в своём одностраничном труде «Детка». Конечно, здесь не имеются в виду те болезненные состояния тела, которые связаны с его трансмутацией при духовном росте, хотя и эти состояния могут быть управляемыми.
Человек, который достиг полного контроля над своей душой, всегда радостен, полностью управляет своими эмоциями, никогда ни на кого не обижается. Его душа процветает в этой радости, не будучи угнетаемой завистью, злостью, досадой, подозрительностью и другими эмоциями, свойственными недоразвитой, неуправляемой, слабой душе. Воля такого человека непоколебима, а понимание Мира достигает такого высокого уровня, который обозначается одним словом – «познавший». Существует множество путей развития. Об этих путях написаны тысячи книг, но лишь немногие из них написаны теми, кто этот путь прошел до конца. Главная сложность пути – видеть ориентиры. Часть из них описана выше, но каждый видит свои персональные маяки, используя мир как знак, свое тело как знак, свою душу и свой дух. Тело заболело, значит пошел не туда. Защемило сердце – душа подает знаки, не суетись. Дух в смятении и подавленности – осмотрись. Приведи в чистоту тело, душу и дух, познаешь главный маяк на пути – Истину.
12. Развитие человека осуществляется только в процессе его осознаваемой деятельности, поскольку в других случаях процесс осознанного принятия решений отсутствует, т.е. «знание» не подкрепляется «бытием».
Знание и бытие – две философские категории, непосредственно связанные с развитием человека. Эти категории также представляют собой некое единство противоположностей. Можно много знать, но ничего из познанного не «прожить», т.е. не испытать на своем собственном опыте. Ценность такой стратегии жизни не велика, она не обеспечивает развития, что можно пояснить на любом примере. Представим себе отличного студента, полностью освоившего всё медицинское знание, но не имеющее опыта его применения. Можно ли довериться такому хирургу, который никогда в жизни не держал в руках скальпеля, но знает абсолютно всё о хирургии. Думается, что любой человек понимает опасность такого эксперимента. Обратный вариант также нежелателен: человек, великолепно владеющий скальпелем, но не знающий тонкостей хирургии, не может быть успешным. Ему также опасно доверять свою жизнь. Таким образом, суть развития заключается именно в единстве, можно сказать в балансе, использования этих двух категорий. Что узнал, то испытай на опыте, в деятельности; если спонтанно что-то сделал, получил какой-то опыт, «прожил», узнай – что это было? Как говорится, разбери по косточкам, проанализируй, выяви причинно-следственные связи, закономерности, законы и т.п. Стратегия баланса знания и бытия обеспечивает максимальную скорость развития, и это касается не только каждого отдельного человека, но и любой социальной организации – от семьи до государства и человечества в целом.
13. Любая деятельность человека всегда приводит только к одному из двух возможных результатов: развитию или деградации. Соответственно, любая иерархическая структура целей, составляемая человеком по отношению к своему существованию, всегда имеет своей высшей целью либо развитие, либо деградацию. Нейтрального состояния нет, нейтральных целей нет, поскольку Мир находится в непрерывном движении, из которого человек как часть этого Мира выпасть никак и никуда не может. Человек разумный всегда знает, куда он идет.
<…>
18. В своей жизнедеятельности человек находится под непрерывным управляющим воздействием трех главных факторов: среды обитания, наследственности и своего сознания. Под средой обитания здесь понимается окружающий человека Мир во всех его ипостасях и проявлениях. Под наследственностью здесь понимается не только генотип человека, но и унаследованный человеком от прошлых проявлений (воплощений) опыт, который можно назвать предшествующим опытом. Именно о нем древние греки говорили: «Все мое ношу с собой». Воздействие предшествующего опыта на актуальную реализацию человека неизбежно, поскольку в противном случае наблюдался бы разрыв причинно-следственных связей в жизнедеятельности человека, или, иными словами, терялся бы смысл предшествующего бытия.
19. Важнейшие функции среды в развитии человека – создание условий, необходимых для его развития и тестирование устойчивости достигнутых им результатов.
В качестве условия первостепенной важности, необходимого для развития человека, выступает создаваемый средой комплекс препятствий, опыт преодоления которых и составляет суть человеческого развития. Чем больший уровень развития достигается человеком, тем более сложный комплекс препятствий выдвигается средой. Этим механизмом обеспечивается непрерывность развития.
Тестирующая функция среды проявляется в системе «искушений», т.е. в создании и предъявлении человеку комплекса телесных удовольствий. Человек, переходящий из системы с препятствиями в систему с телесными удовольствиями, затормаживается или останавливается в своем развитии. Длительное использование комплекса таких удовольствий неизбежно приводит к утрате достигнутого уровня развития.
В силу недоступности для восприятия всего комплекса причинно-следственных связей в мире событий, а также эмоциональной неустойчивости психики средне развитого человека, он оказывается неготовым пребывать постоянно в среде препятствий, т.е. в развивающей среде, воспринимая происходящее как «сплошное невезение» и теряя при этом жизненный потенциал. Периодически получаемый комплекс удовольствий, отдыха в таких случаях играет другую – восстанавливающую функцию, которая после своей реализации немедленно переходит в функцию тестирования.
После достижения определенного уровня развития человек воспринимает препятствия адекватно, т.е. с пониманием сути происходящего и без потери состояния внутренней психической уравновешенности. Благодаря этому он не теряет жизненного потенциала, а повышает его, преодолевая препятствия. Это уменьшает необходимость длительного пребывания в гедонических состояниях сознания (состояния удовольствия) и ускоряет его развитие.
20. Комплекс наследственности (генотип и предшествующий опыт) не детерминирует, но предобуславливает ход жизни человека, повышая вероятность возникновения одних событий и понижая вероятность других. Для обыденного сознания отличие между детерминизмом (жесткой предопределенностью) и предобусловленностью практически незаметны, поскольку оно не имеет опыта реального управления своей жизнью, для чего необходимо все время видеть причинно-следственные цепочки событий и явлений, по-простому говоря, знать – почему происходят события, т.е. все время читать Мир как знак. Поэтому в быту существуют такие понятия как «судьба», «злой рок», «везение» и т.п. Существование судьбы, как системы жесткого детерминизма, лишило бы человека смысла его бытия – восхождения от амебы до божественной сущности.
21. Развивающийся индивид – это человек, сознание которого способно фиксировать, осмысливать, контролировать и корректировать воздействия среды и наследственности, направляя их на свое развитие.
22. Процесс развития обеспечивается также тем, что любой человек вне зависимости от рассматриваемой ситуации имеет свободу принятия решений. Это единственная свобода, которая реально есть у каждого человека. Другие виды свободы (экономическая, слова, передвижения и т.п.) всегда относительны или вообще иллюзорны.
23. Свобода и долг взаимодействуют друг с другом по закону «отрицания отрицания». Свобода в каждом из аспектов ее рассмотрения является отрицанием этого же аспекта долга до момента принятия решения, после которого она переходит в долг, отрицая свободу. Напротив, исполнение решения, если оно принято не на весь срок конкретного бытия личности, уничтожает в сознании человека долг, заменяя его соответствующим аспектом свободы. (Это одна из причин, по которой человек не помнит своей прошлой реализации). Например, молодой человек, не выбравший себе пару для семьи, свободен, в этом смысле, до произнесения брачного обещания быть верным. После чего этот аспект свободы можно получить только после завершения существования в виде данной личности или по взаимному неконфликтному согласию сторон, принимавших участие в принятии этого решения.
24. Нарушение человеком системы свобод и долгов запускает механизм саморазрушения его сознания, затормаживая, останавливая или поворачивая вспять развитие человека (в зависимости от значимости не исполняемых долгов).
25. Принятие решений является основой развития человека в силу того, что оно всегда проблемно. Суть проблемы принятия решений кроется во всегда существующем недостатке информации, необходимой для принятия решения, а также в избытке мотивов и неупорядоченности их отношений.
Недостаток информации обусловлен наличием в системе «сознание» фильтра осознаваемого восприятия, который пропускает на уровень рефлексии и осознанного осмысления лишь ничтожную часть информации, поступающей в систему «человек». Как правило, это часть информации, поступающей через сенсорные системы, направленные на восприятие внешнего Мира. Информация от внутренних сенсорных систем (об управлении опорно-двигательным аппаратом, пищеварением и т.п.) осмысливается чрезвычайно редко, например когда она приходит в виде боли. Информация от экстрасенсорных систем также редко фиксируется на осознанном уровне и обычно квалифицируется как интуитивное озарение, когда на осознанный уровень выходит не сама первичная информация, а уже какой-то результат ее обработки, совершенной на уровнях неосознаваемого.
Фильтр осознаваемого восприятия исполняет роль защитного механизма, подавая на уровни осознаваемого только тот объем информации, который способен обработать и пропустить через себя мозг конкретного человека, выполняющий в системе «человек» функции связующего звена между сознанием и телесной формой человека. Наиболее наглядно эти функции смоделированы в компьютере, где процессор и графический адаптер играют роль такого интерфейса. Чем большим быстродействием и большей оперативной памятью обладает графический адаптер, тем большее количество информации может быть выведено из операционной системы (сознания компьютера) на внешнее устройство – монитор.
Недостаток информации приводит к борьбе гипотез в сознании личности, а избыток мотивов, хаотически взаимодействующих друг с другом, приводит к соответствующей борьбе мотивов в процессе принятия человеком решений.
Отсюда непосредственно проявляются два основных направления развития: комплексное совершенствование всех систем человека, направленное на расширение фильтра осознаваемого восприятия, и нравственное и этическое совершенствование личности, в результате которого формируется упорядоченная, иерархически выстроенная система мотивов, в идеале исключающая их борьбу в процессе принятия решений.
26. Если управление мотивационной сферой освоено самосовершенствующимся человеком, то процедура принятия им решений сводится, прежде всего, к поиску истины, даже если это не всегда осознаётся, поэтому иерархически высшей целью существования развивающегося человека является познание Истины, что и является ключом к решению всех возможных задач и проблем, поскольку все они от невежества.
27. Проблема управления решается в том же ключе, что и проблема принятия решений, т.е. путем управления мотивами и расширения полосы пропускания фильтра осознаваемого восприятия: путем изучения, освоения и доведения до устойчивых навыков таких жизненно важных механизмов обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, как осознанные самоконтроль, самоанализ, саморегуляция и самоорганизация в деятельности. Без осознанного использования этих механизмов человек всегда находится под угрозой внешнего, несанкционированного им управления и программирования его деятельности.
28. Информация, проникающая в сознание человека по всем каналам (сенсорным и экстрасенсорным), аккумулируется в системах памяти на уровнях осознаваемого и неосознаваемого, формируя комплекс коренных причин (лежащих в корнях, из которых вырастут будущие события). Он и является основанием предобусловленности бытия.
29. Человек, чей комплекс коренных причин основан на негативной информации (о правонарушениях, насилии, убийствах и других безнравственных, асоциальных поступках), становится предрасположенным к совершению таких поступков, о чем наглядно свидетельствует американский опыт пропаганды насилия, в результате которого, например, неоднократно школьники как бы немотивированно расстреливали своих соучеников по «пустяковым» поводам. В этой связи огромная ответственность ложится на средства массовой информации, которые буквально утопили население страны в негативной информации, результаты чего мы наблюдаем повсеместно.
Особо уязвима в этом плане молодежь, поскольку на этапе взросления происходит «вживание» индивидуальности в тот социум, где она в настоящем проявлении актуализируется, что в психологии называется становлением личности. Пребывание в негативном информационном потоке актуализирует негативную компоненту индивидуальности и запускает процесс ее наращивания. Если органами управления ставится задача развития государства и его граждан, воспитание молодого поколения должно происходить на фоне преобладания позитивной информации или, в крайнем случае, в результативно нейтральном информационном потоке, где негативная информация компенсируется соответствующим объемом позитивной, что всегда соответствовало структуре русских сказок, на которых воспитывались целые поколения интеллигентных людей.
30. Поскольку человек является социальным существом, огромное значение для периода его социального становления имеют принципы управления социальными системами.
В русле определения молодежной политики можно выделить три принципа, которые поглощают в себя все остальные:
· тоталитарный (который в разные времена назывался и по-другому: административно-нажимной, авторитарного управления и т.п.) – принцип, основанный на единоличном управлении и на идее о примате цели над средствами (как говорил Н. Макиавелли: «Цель оправдывает средства»);
· экономический, осуществляемый под девизом «все, что ни делается, должно приносить прибыль»;
· гуманистический или принцип развития, главная идея которого – обеспечение развития личности и общества.
В «чистом» виде ни один из этих принципов при современном состоянии массового сознания не может быть реализован отдельно от других, и в реальном социуме эти принципы образуют треугольник взаимодействия друг с другом, но не на паритетных началах.
Применительно к молодежи иерархически высшим принципом должен быть принцип развития, а другие два должны составлять основу для его реализации. Тотальное применение экономического принципа, как показала мировая практика, приводит к уничтожению среды обитания, нравственному растлению молодежи и последующему разложению и деградации всего социума в целом. Причина такого явления заключается в непонимании смысла существования жизни на земле, ибо человек появился на свет, живет и развивается не для получения прибыли, а живет и получает прибыль для обеспечения развития как своего собственного, так и социальной системы в целом. В литературной интерпретации эта альтернатива звучит так: «жить, чтобы есть», или «есть, чтобы жить». Первое высказывание описывает замкнутую систему, лишенную смысла существования в мире открытых систем. Второе соответствует открытой системе, для которой может быть определено бесконечное, иерархическое множество личностных смыслов (целей) существования.
31. В философской и научной системах знаний обозначены три основных принципа отношений в системе Человек и Мир: антропоцентризм, экоцентризм и холизм. Многовековое культивирование антропоцентризма, согласно которому «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача», уже привело к фатальной деградации среды обитания человека. В то же время экоцентризм, имеющий в своем активе язычество и другие формы рабского преклонения перед неизвестным, скрытым под именем Природа, является другой крайностью. В связи с этим в вопросе определения места Человека в Мире представляются целесообразными пропаганда и реализация принципа холизма (единения), согласно которому Природа и Человек едины в своем эволюционном развитии и существуют друг для друга, в связи с чем важнейшей задачей человека является сохранение существующей и восстановление уже уничтоженной части естественной природной среды обитания.
Это представление о месте человека в Мире получает дальнейшее развитие в двух других принципах. Принцип глобального эволюционизма: в Природе эволюционируют все ее составляющие – от минералов до высших форм существования материи. Человек не является исключением из этого правила, поэтому главной его задачей является осознанная синхронизация с общим эволюционным процессом. Принцип углубленной экологии: синхронизация человека с общим эволюционным процессом возможна только при его глубинном проникновении в суть Природы, достигнутом при этом понимании происходящих в ней процессов и переходе с позиций насильственного взятия «милостей от природы» к позиции сотрудничества с ней в достижении общей цели эволюционного процесса.
(Непомнящий А.В. Молодежная политика: концепция и основные направления реализации)