Фетвы об употреблении имен Аллаха.
Вопрос: На каком основании запрещается нарекать творения именами Творца? Если это разрешено, есть ли в этом вопросе какие-либо ограничения? Я имею в виду имена, а не божественные качества, так как известно, что творения можно описывать качествами Творца. Таких примеров в Писании Всевышнего Аллаха много, и поэтому я спрашиваю об именах, а не качествах. Можете ли вы разъяснить конкретные правила, применимые к данному вопросу?
Ответ: Во-первых, следует уяснить разницу между именами и качествами. Именем называется то, что указывает на сущность и связанные с ним качества. Качеством же называется то, что не существует самостоятельно и характеризует сущность. Качества бывают связаны с сущностью (знание, могущество) и деяниями (творение, наделение, оживление или умерщвление).
Во-вторых, творение может носить имя, которым Аллах нарек Себя, или характеризоваться качеством, которым Аллах описал Себя, но при условии, что в них вкладывается смысл, отличающий одного от другого. Творения нельзя уподоблять Творцу, и Его нельзя уподоблять творениям, если даже в обоих случаях имя звучит одинаково и имеет один и тот же общий смысл, потому что общий смысл абстрактен и не существует вне нашего сознания.
Так, Аллах нарек Себя Живым и сказал: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (ал-Бакара, 255). Вместе с тем Он назвал живыми некоторых из Своих рабов: «Он извлекает живое из мертвого» (ал-Ан‘ам, 95). Но Живой Аллах не тождествен остальным живым, и вне нашего сознания каждый из них обладает определенными особенностями. Один из сыновей Ибрахима был назван выдержанным, а другой — знающим, и Самого Себя Аллах тоже назвал Выдержанным и Знающим, но это не значит, что они тождественны друг другу. Вне нашего создания каждый из них обладает определенными особенностями, несмотря на то, что они названы одними и теми же именами. Помимо того, Аллах нарек Себя Слышащим и Знающим (ан-Ниса, 58), а в другом месте назвал слышащими и знающими некоторых из Своих созданий (ал-Инсан, 2). Но это не означает сходства между ними, потому что, как мы уже сказали, каждый характеризуется качествами, отличающими его от других. И подобных примеров очень много.
Так, Аллах назвал Себя обладающим знанием:«Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (ал-Бакара, 255). С другой стороны, Он сообщил, что некоторые из Его рабов тоже обладают этим качеством: «Вам дано знать об этом очень мало» (ал-Исра, 85). Он сообщил, что обладает силой: «Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (аз-Зарийат, 58). Он же сказал, что этим качеством обладают и некоторые из Его рабов: «Аллах — Тот, Кто создает вас из слабости (создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он наделяет вас силой» (ар-Рум, 54). Но сила силе рознь, хотя в обоих случаях само слово звучит одинаково и имеет один и тот же общий смысл. Тем не менее, каждый из тех, кто обладает этим качеством, характеризуется особенностями, отличающими его от других. То же самое можно сказать и о других качествах.
Вопрос:Можно ли запрещать наречение людей именами Аллаха, опираясь на следующие аргументы:
а) если творения нельзя нарекать именем «Аллах», то и остальные Его имена нельзя относить к ним, поскольку нет оснований для того, чтобы проводить различия между прекрасными именами;
б) в словах Всевышнего «У Аллаха — самые прекрасные имена» предлог стоит перед словом, имеющим определенный артикль, и если зависящее от предлога слово употребляется с определенным артиклем, то это указывает на ограничение смысла. Следовательно, прекрасные имена относятся только к Аллаху, и творения нельзя нарекать ими. Справедливы ли эти доводы?
Ответ: Теми именами Всевышнего Аллаха, которые указывают собственно на Него, нельзя нарекать никого, кроме Него, потому что они указывают на конкретное лицо и ни на кого другого. То же самое относится к именам Аллаха, значения которых характерны только для Него и ни для кого другого, например, Творец или Создатель. Так, ал-Халик (Творец) — Тот, Кто творит то, что раньше не имело аналогов, а ал-Бари (Создатель) — Тот, Кто создает творения без каких-либо недостатков. Все это относится только к Аллаху, и поэтому такими именами нельзя нарекать никого, кроме Него. Если же имя обладает общим смыслом, указывающим на качества, которыми в разной степени могут обладать разные лица, то им можно назвать творения. Это относится к таким именам, как ал-Малик (Царь), ал-‘Азиз (Могущественный), ал-Джаббар (Могучий, Выправляющий), ал-Мутакаббир (Гордый). Аллах нарек ими некоторых из Своих рабов: «Жена могущественного мужа сказала…» (Йусуф, 51);
«Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана» (Гафир, 35). Похожих примеров много, и они не означают сходства между Аллахом и творениями, потому что каждый обладает характерными особенностями, отличающими его от других. Отсюда становится ясной разница между именем Аллах и другими именами, обладающими общим смыслом, которыми могут называться и творения. Их неправильно сравнивать с величественным именем.
Что касается аята «У Аллаха — самые прекрасные имена», то он означает, что только именам Всевышнего Аллаха присуще абсолютное совершенство. Слово «хусна» является именем прилагательным в превосходной степени. Оно характеризует имена Аллаха, а не означает, что этими именами можно звать только Его. То же можно сказать, например, об аяте «Аллах — Богатый, Достохвальный». Из него следует, что только Аллах обладает абсолютным богатством и заслуживает абсолютной похвалы. Он не означает, что только Аллаха можно называть богатым и достохвальным, ибо некоторые творения тоже именуются так.
Вопрос:Есть ли среди имен Всевышнего Аллаха такие, которыми нельзя называть творения? Распространяется ли этот запрет на имена Рахман и Каййум? Есть ли другие имена, которыми нельзя характеризовать творения?
Ответ: В ответе на второй и третий вопрос мы уже разъяснили и проиллюстрировали на примерах правило, когда можно называть людей именами Всевышнего Аллаха, а когда нет. Из этого правила следует, что человека нельзя называть Каййум (вседержитель), ибо это — Тот, Кто самодостаточен, в Ком нуждаются все творения. Это имя принадлежит только Аллаху, и никто другой не может именоваться так.
Ибн ал-Каййим в касыде «Нуниййа» пишет:
Среди имён Аллаха — Вседержитель,
Сей атрибут включает два значенья.
Самодостаточен, самодовлеющ
И милостью Своей хранит творенья.
Нужды не знает — первое значенье,
Лишь в Нём нужда — второе заключенье.
Творение также не может носить имя Рахман. Оно настолько часто употребляется в отношении Всевышнего Аллаха, что обычно указывает собственно на Него. В этом отношении оно подобно величественному имени Аллах, и им нельзя нарекать никого другого.
Подписавшиеся:
член Комиссии
‘Абдаллах ибн Гадьян,
заместитель председателя Комиссии
‘Абд-ар-Раззак ‘Афифи,
председатель Комиссии
‘Абд-аль-‘Азиз ибн ‘Абдаллах ибн Баз