У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством

их. Сура 7 «Ограды», аят 180

Знаешь ли ты другого с таким именем? Сура 19 «Марьям», аят 65

Все они указывают на то, что Он заслуживает наилучшей похвалы

и обладает абсолютной славой и совершенством. Среди Его имён нет таких, которые указывают не только на совершенство, но и на недостатки. Его

качества тоже прекрасны, ибо все они совершенны и заслуживают похвалы и восхваления. Это — всеобъемлющие атрибуты, обладающие самым широким смыслом, касающиеся великого множества вещей. В особенности это относится к таким качествам, как милосердие, доброта, щедрость или великодушие. Его деяния тоже прекрасны — все без исключения, потому что они исполнены либо доброты и милости, за которые Его надлежит восхвалять и благодарить, либо справедливости. И за эту справедливость Его также полагается восхвалять, ведь она исполнена мудрости и заслуживает похвалы. Он ничего не совершает ради забавы, по неразумению или понапрасну. Он никого не обижает и не угнетает. Напротив, все Его поступки преисполнены доброты, верного руководства, милосердия, праведности и справедливости. «Воистину, мой Господь — на прямом пути» (сура 11 «Худ», аят 56). Благодаря Его совершенству, которое выше всякой похвалы, все Его деяния совершенны, а предписания — прекрасны. Его творения замечательны, а свершения — безупречны.

«Таково творение Аллаха, Который выполнил всё в совершенстве» (сура 27 «Муравьи», аят 88); «…Который превосходно создал всё, что сотворил» (сура 32 «Земной поклон», аят 7); «Чьи решения могут быть лучше

решений Аллаха для людей убеждённых?» (сура 5 «Трапеза», аят 50). Вселенная содержит много прекрасного, и источником её красоты является Всевышний Аллах. Он облачил её в благолепие и наделил красотой.

Аллах же ещё более красив, ведь тот, кто наделяет красотой, больше достоин этого атрибута. Он — источник всякой красоты в этом мире и Последней жизни — как духовной, так и внешней. В особенности это относится к безграничной красоте мужчин и женщин, которые попадут в Рай. Если бы кисть одной из чернооких гурий открылась этому миру, то её свет затмил бы солнце, подобно тому как свет солнца затмевает звёзды. Разве Тот, Кто одарил их такой красотой и совершенством, не заслуживает того, чтобы обладать красотой, которой нет равных?! Это — ясный и приемлемый логический аргумент по данному важному вопросу, а также по остальным вопросам, связанным с божественными атрибутами. Всевышний сказал: «Описание Аллаха — самое возвышенное» (сура 16 «Пчёлы», аят 60). Поэтому, если творение наделено каким-либо совершенным качеством, это не означает, что оно имеет определённые недостатки, потому что Аллах, который наделил его этим качеством, имеет на него больше прав. Между Ним и творениями нет никакой зависимости, Его сущность и качества никоим образом не зависят от сущности и качеств Его творений. Тот, Кто одарил людей слухом, зрением, жизнью, знанием, могуществом и красотой, имеет больше прав на обладание этими атрибутами. Разве может кто-либо описать всё благолепие Аллаха, если самый осведомлённый о Нём среди людей (саля Ллаху алейхи ва салам) говорил: «Не сосчитать мне всей хвалы Тебе. Ты заслуживаешь той хвалы, которой Сам восхваляешь Себя» [Муслим, т. 1, с. 352]. Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) также сказал: «Его покрывало из света, и если Он приподнимет его, то сияние Его Лика сожжёт все творения, на которые попадёт Его взор» [Муслим, т. 1, с. 161]. Пречист Аллах и бесконечно далёк от того, что наговаривают на Него несправедливые грешники, отрицающие Его совершенство! И довольно с них того убытка, что они не способны постичь Его и упиваться Его любовью!

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам)

сказал: «Никто не способен стерпеть столько оскорблений, сколько слышит Аллах. Они приписывают Ему сына, а Он одаряет их благополучием и уделом» [Бухари, цит. по: Фатх Аль-Бари, т. 10, с. 511; Муслим, т. 4, с. 2160].

В «Сахихе» аль-Бухари приводится и другой хадис: «Сын Адама считает Меня лживым, хотя ему не следует делать этого, и он оскорбляет Меня, хотя ему не следует поступать так. Что касается его обвинений во лжи, то он говорит: “Он не вернёт меня [к жизни] подобно тому, как создал меня [в первый раз]”. Что же касается его оскорблений, то он говорит, будто у Меня есть сын. Я — Единый, Самодостаточный, Тот, Кто не родил и не был рождён, Кому нет равных» [Бухари, цит. по: Фатх Аль-Бари, т. 8, с. 168, 739].

Всевышний Аллах щедро наделяет благами всех рабов — как покорных, так и ослушников. Однако ослушники не перестают противиться Ему, обвинять во лжи Его и Его посланников, пытаясь потушить свет Его религии. Аллах

терпеливо сносит всё то, что они говорят и совершают. Они совершают одно злодеяние вслед за другим, а Он не перестаёт одарять их благами. Его терпение совершенно, потому что оно исходит от совершенной мощи, самодостаточности, милости и доброты. Благословен же Милосердный

Господь, Которому нет подобных, Который любит тех, кто терпелив, и помогает им во всех начинаниях.

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 29–32]

[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 57–58]

54 Мягкий, Добрый الرفيق

Это имя встречается в достоверном хадисе: «Воистину, Аллах добр и любит доброту. Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего не добиться суровостью или чем-либо иным» [Муслим, т. 4, с. 2004]. Деяния Всевышнего

Аллаха исполнены доброты и мягкости. Он создал творения постепенно, одно за другим, руководствуясь божественной мудростью и добротой, хотя Ему было по силам создать всю Вселенную разом, за один миг. Если задуматься над тем, как Аллах последовательно создавал творения и ниспосылал законы, то можно открыть для себя много удивительного. Тот, кто проявляет терпение, поступая спокойно и степенно, руководствуясь

законами сотворения Вселенной и следуя путём Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам), — а это есть его прямой путь, — легко добивается

успеха. В особенности это относится к тем, кто наставляет людей, призывая их к добру и запрещая им предосудительное, потому что они нуждаются в доброте и кротости. И если люди обижают человека своими

скверными речами, а он оберегает свой язык от брани, отвечая им добрым и кротким образом, то ему удаётся отвести от себя оскорбления лучше, чем тому, кто отвечает им такими же злыми словами и поступками. Помимо того, он обретает душевный покой, и умиротворение, набирается уравновешенности и выдержки. Могучий и Великий Аллах помогает рабам, если молят Его о спасении. Передают со слов Анаса ибн Малика, что однажды в пятницу, когда Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам) читал проповедь, в мечеть вошёл мужчина и сказал:

«О Посланник Аллаха! Скотина погибла, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь». Тогда Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам) поднял руки и сказал: «О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас!» [Бухари, цит. по: Фатх Аль-Бари, т. 2, с. 507; Муслим, т. 2, с. 612]. Могучий и

Великий Аллах помогает рабам во время несчастий и трудностей. Он оказывает поддержку всем творениям, когда им приходится нелегко, когда они попадают в беду и печалятся. Он кормит голодных и одевает раздетых, избавляя их от скорби и оказывая им помощь тогда, когда они сильно нуждаются в ней. Он внимает мольбам тех, кто опечален и взывает к Нему

в состоянии глубокой скорби и полной беспомощности. Он спасает тех, кто молит о спасении. Упоминаний о том, как Аллах избавляет от печали, спасает от беды и облегчает тяготы, в Коране и Сунне очень много.

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 63]

[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 67]

55 Стыдливый الحيي

Покрывающий, Защищающий ستير 􀋸 ال

Это имя упомянуто в словах Посланника (саля Ллаху алейхи ва салам) : «Поистине, Аллах — Стыдливый. Он испытывает стыд перед рабом, если тот воздевает руки к Нему, и они опускаются пустые» [Абу Давуд, т. 2, с. 78; Тирмизи, т. 5, с. 556; хадис достоверный согласно аль-Альбани: Сахих Ибн Маджа, т. 2, с. 331; Сахих Тирмизи, т. 3, с. 179].

Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) также сказал: «Поистине, Могучий и Великий Аллах — Выдержанный, Стыдливый, Покрывающий. Он любит, когда стыдятся и прикрываются. И если кто-либо из вас купается, пусть прикро-

ется» [Абу Давуд, т. 4, с. 40; Насаи, т. 1, с. 200; Байхаки, т. 1, с. 198; Ахмад, т. 4, с. 224; хадис достоверный согласно аль-Альбани: Ирва аль-галиль, т. 7, с. 367; Сахих Насаи, т. 1, с. 87].

Милость, великодушие, совершенство и выдержка Аллаха настолько велики, что Он позволяет рабам открыто совершать грехи, несмотря на то что они сильно нуждаются в Нём. Более того, даже для совершения грехов они пользуются благами своего Господа. Он настолько богат, что не нуждается ни в одном из творений. Вместе с тем, Он великодушен и стыдится позорить, срамить и наказывать рабов. Он покрывает их грехи, создавая соответствующие причины, проявляет снисходительность к ним и прощает. Он добивается любви Своих рабов, одаряя их благами, а они вызывают Его гнев своим ослушанием. Он делает им добро каждое мгновение, но в ответ к Нему поднимаются их дурные дела.

Грехи и скверные поступки беспрестанно восходят к Великодушному Царю. Всевышний стыдится подвергнуть мучениям того, кто состарился, будучи мусульманином, и стыдится отвергнуть мольбу того, кто воздевает к Нему руки. Он призывает рабов взывать к Нему и обещает принимать их мольбы. Он — Стыдливый и Покрывающий и чужие недостатки. Он покрывает в этом мире и в Последней жизни того, кто покрывает мусульманина, и поэтому нежелательно, чтобы раб рассказывал другим о своих грехах. Напротив, ему следует покаяться втайне, не открывая постыдных секретов другим. Поистине, Аллаху ненавистен тот, кто засыпает, совершив грех, а наутро рассказывает о том, что Аллах покрыл.

Всевышний сказал: Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Сура 24 «Свет», аят 19

Всё это — одно из значений имени Аль-Халим (Выдержанный). Он проявляет сдержанность даже в отношении неверующих, нечестивцев и ослушников, равно как не спешит наказывать тех, кто поступает несправедливо. Он предоставляет им отсрочку, чтобы они покаялись, но не оставляет их без возмездия, если они продолжают бесчинствовать, не возвращаясь на прямой путь.

Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:

[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 54–55]

56 Бог الإلٰه

Это — Тот, Кто обладает всеми совершенными качествами и славными атрибутами. Это имя объединяет все остальные прекрасные имена, и справедливо суждение о том, что имя «Аллах» произошло от слова الإلٰه (Бог) и что оно объединяет в себе все значения прекрасных имён и возвышенных качеств. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Всевышний сказал: Воистину, Аллах — Единственный Бог. Он пречист и далёк от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем! Сура 4 «Женщины», аят 171

57 Удерживающий, Сжимающий القابض

Простирающий الباسط

Одаряющий المعطي

Всевышний Аллах сказал: Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены.Сура 2 «Корова», аят 245

Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Поистине, Аллах — Устанавливающий цены, Удерживающий, Простирающий, Наделяющий уделом» [Абу Давуд, т. 3, с. 272; Тирмизи, т. 3, с. 596; Ибн Маджа, т. 2, с. 741; Ахмад, т. 3, с. 156, 286; Дарими, т. 2, с. 165; хадис достоверный согласно аль-Альбани: Сахих Тирмизи, т. 2, с. 32; Сахих Ибн Маджа, т. 2, с. 15].

Он также сказал: «Кому Аллах желает добра, того Он наделяет пониманием религии. Аллах одаряет, а я делю» [Бухари, цит. по: Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 217; там же, т. 13, с. 293].

Он также сказал: «Поистине, Великий и Могучий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы. Совершённые ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые днём, а деяния, совершённые днём, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые ночью» [Муслим, т. 1, с. 161].

Всевышний сказал: Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Всё благо — в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 26

Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Поистине, Аллах возвышает посредством этого Писания одних людей и низвергает других» [Бухари, цит. по: Фатх Аль-Бари, т. 1, с. 255; Муслим, т. 1, с. 414].

А после завершения намаза, повернувшись к людям, Пророк  говорил: «Нет божества, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему надлежит хвала, и Он способен на всякую вещь. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезно перед Тобой могущество могущественного» [Бухари, цит. по: Фатх Аль-Бари, т. 2, с. 507; Муслим, № 593].

Эти прекрасные атрибуты являются именами с противоположным смыслом, которые надлежит употреблять для восхваления Аллаха только вместе, потому что абсолютное совершенство выражается лишь в сочетании этих качеств. С одной стороны, Аллах удерживает пропитание и души, с другой — Он щедро дарует удел, простирает милость и отпускает души. Он возвышает

тех, кто руководствуется знаниями и требованиями веры, и унижает их врагов. Он наделяет могуществом тех, кто покорен Ему, и это могущество подлинное, ибо тот, кто покорен Аллаху, величественен, даже если у него нет богатства и помощников. Он унижает тех, кто ослушается Его и враждует с Ним, и в земном мире, и в Последней жизни. Поэтому сердце грешника наполнено унижением, если даже внешне он выглядит величественно

и не ощущает своего истинного положения из-за того, что он погряз в страстях. Таким образом, истинное величие можно обрести, только повинуясь Аллаху, тогда как ослушание Его обрекает человека на унижение и бесчестие. «Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах» (сура 22 «Хадж», аят 18); «Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху» (сура 35 «Творец», аят 10); «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим» (сура 63 «Лицемеры», аят 8).

Всевышний Аллах — Одаряющий и Лишающий.

Никто не одарит тем, чего лишил Аллах, и никто не лишит того, чем наделил Он. Все эти деяния подчинены божественной справедливости и мудрости, все они заслуживают похвалы. Если Аллах унижает или лишает

кого-либо, того требует сама божественная мудрость, и никто не сможет привести довод против Него. Если же Он возвышает кого-либо, щедро одаряя его благами, то это является сущим проявлением Его милости. Раб обязан признавать мудрость Аллаха. Он должен признавать Его милость и благодарить Его языком, сердцем и телом. Аллах — Единственный, Кто вершит такие дела, и все они происходят сообразно Его предопределению. Он создал причины как для возвышения рабов и оказания им милости, так и для их унижения. Кто совершает поступки-причины, тот удостаивается их следствия, и каждому облегчается путь к тому, ради чего он был создан. Для тех, кому суждено стать счастливыми, облегчаются поступки, совершаемые счастливыми людьми, а для тех, кому суждено стать несчастными, облегчаются поступки, совершаемые несчастными рабами. Это обязывает рабов веровать в Единственного Аллаха, полагаться на Него в обретении всего желанного и усердствовать в совершении полезных поступков, ибо они есть предмет мудрости Аллаха.

Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:

[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 89–90]

58 Выдвигающий вперёд المقدم

Отбрасывающий назад المؤخر

Последней мольбой, которую читал Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) после ташаххуда перед произнесением таслима, были слова:

«О Аллах! Прости мне то, что я совершил прежде и что оставил на потом, что совершил тайно и что сделал явно, то, в чём я преступил границы, и то, о чём Ты ведаешь лучше меня. Ты — Выдвигающий вперёд, и Ты — Отбрасывающий назад. Нет божества, кроме Тебя!» [Муслим, т. 1, с. 535].

Как мы уже отмечали, Выдвигающий вперёд и Отбрасывающий назад — имена, которые не используются для описания Аллаха по отдельности, но только в паре, потому что совершенство выражается в сочетании этих качеств. Всевышний — Тот, Кто выдвигает вперёд и отбрасывает назад, кого пожелает, в соответствии с Его мудростью. Выдвижение вперёд может быть связано с земными, бытовыми вопросами. В этом смысле Аллах помещает одни творения перед другими, позволяет причине предшествовать следствию, а условию — обусловленному. Примеров того, как одни творения предшествуют другим, бесконечно много. С другой стороны, выдвижение вперёд может носить религиозный характер. В этом смысле пророки превосходят остальные творения, одни из пророков превосходят других, одни из людей превосходят других в знаниях, вере, праведных поступках, нравственности и прочих качествах. И, наоборот, одни из них уступают другим в тех или иных качествах, сообразно мудрости Аллаха. Эти два качества и им подобные связаны с божественной сущностью, потому что они присущи Самому Аллаху и характеризуют Его. Вместе с тем они относятся к качествам, связанным с божественными деяниями, потому что выдвижение вперёд и отодвигание назад связаны с сущностью, действиями и качествами творений, но происходят по воле Аллаха и благодаря Его могуществу. Это — правильная классификация атрибутов

Творца: одни из них связаны с божественной сущностью, а другие — с Его деяниями. Эти последние связаны с Его речами и поступками, но характеризуют и Его сущность.

Могучий и Великий Аллах сказал: Если Аллах коснётся тебя бедой, то никто не сможет избавить от неё, кроме Него. Если же Он коснётся тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь. Сура 6 «Скот», аят 17)

Скажи: «Кто властен помочь вам чем-нибудь перед Аллахом, если Он захочет навредить вам или захочет принести вам пользу?» О нет! Аллах ведает о том, что вы совершаете. Сура 48 «Победа», аят 11

Вредящий и Приносящий пользу тоже относятся к именам, которые употребляются в сочетании друг с другом. Всевышний Аллах приносит пользу тем из Его рабов, кому пожелает, в вопросах духовной и мирской жизни. Он вредит только тем, кто своими поступками обрекает себя на такое обращение. Его действия подчинены божественной мудрости и установленным Им законам бытия, и они определяются причинами, которые приводят рабов к их следствиям. Всевышний Аллах установил для творений цели и то, чего следует желать в духовных и мирских делах. Он установил причины и пути, ведущие к ним, приказав рабам следовать этими путями. Он облегчил их совершенным образом, и тот, кто встаёт на него, достигает благой цели. Тот же, кто отказывается следовать этим путём или частично отступает от него, кто не остаётся верным ему полностью или делает упущения, тот не достигает желанной цели. Пусть же он не укоряет никого, кроме себя самого, ибо нет у него оправдания перед Аллахом. Он наделил его слухом и зрением, сердцем, силой и способностями. Он указал ему на две стези, разъяснив причины и следствия. Он не мешал ему идти путём, ведущим к добру в духовных и мирских вопросах.

Но человек сам отступил от этой стези, заслужив укора и порицания.

Следует знать, что все атрибуты, связанные с божественными деяниями, исходят от трёх качеств: совершенного могущества, неукоснительно исполняемой воли и безграничной мудрости. Все эти качества существуют

в Аллахе и характеризуют Его. Они проявляются в том, что Аллах творит во Вселенной, выдвигая вперёд и отбрасывая назад, принося пользу и причиняя вред, одаряя и лишая, унижая и возвышая. При этом нет разницы между тем, что познаётся чувством и разумом, между тем, что имеет отношение к религии и мирской жизни. В этом, а не в том, что предполагают заблуждающиеся последователи каляма, заключается смысл качеств, связанных с божественными деяниями.

Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:

[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 100]

[Кяфия аш-шафия, с. 131–132]

59 Разъясняющий المبين

Слово المبين мубин является причастием действительного залога от глагола بي ‘разъяснять’. Это — тот, кто разъясняет что-либо либо словом, либо поступком. Слова البينة беййина и البيان байан означают соответственно ‘яс-

ное указание, воспринимаемое разумом или чувствами’ и ‘разъяснение’. Речь была названа байан, потому что посредством неё люди раскрывают свои мысли и намерения. В этом значении данное слово использовано в аяте: «Это есть разъяснение людям» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 138).

Могучий и Великий Аллах разъясняет рабам путь праведности, указывает им на деяния, которые заслуживают награды или наказания. Он разъясняет им то, что следует совершать, и то, чего совершать не следует.

Говорят أبان الرجل في كلامه ومنطقه — ‘человек изъяснился’. Здесь слово байан означает ‘речь’. Говорят, что выражения بان

الكلام ‘речь ясна’ и أبان означают одно и то же. Образованные от них причастия действительного залога выглядят так: مُبَي мубеййин и مُبِين мубин. (См. [Муфрадат, с. 68–69]; [Иштикак аль-асма, с. 180].)

Аллах назвал Себя Аль-Мубин (Разъясняющий[37]) в аяте: «В тот день Аллах воздаст им в полной мере по их истинному счёту, и они узнают, что Аллах есть Явная Истина» (сура 24 «Свет», аят 25).

_____________________________________

[37]Аллах назвал Себя Аль-Мубин (Разъясняющий)… — Слово المبين также означает ‘ясный’, ‘явный’, ‘очевидный’. Поэтому прекрасное имя الحق المبين мы перевели как ‘Явная Истина’. Его можно перевести и как ‘Истинный, Разъясняющий’. Аш-Шаукани в толковании этого аята сказал: «Когда они воочию увидят, что всё произойдёт так, как об этом было сказано в Могущественном Писании, им станет ясно, что Аллах есть Истина, то есть истинны Его сущность, качества и деяния, и что Он выявляет истинную сущность вещей». См.: [Фатх Аль-Кадир, с. 1213].

_______________________________________

Он разъяснил Своим рабам пути праведности и заблуждения, предостерёг их от последних, отправил к ним посланников и ниспослал Писания для того, чтобы им всё стало ясно. Могучий и Великий Аллах сказал: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие» (сура 2 «Корова», аят 159). Это суровое предостережение обращено к тем, кто скрывает принесённое посланниками ясное знание, указывающее на правильные цели и верное руководство, приносящее пользу душам, к тем, кто скрывает его после того, как Всевышний Аллах разъяснил его в Писаниях, ниспосланных Его посланникам.

Могучий и Великий Аллах сказал: Те, которые лишены знания, говорят: «Почему Аллах не говорит с нами? Почему знамение не приходит к нам?» Такие же слова произносили их предшественники. Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убеждённым!Сура 2 «Корова», аят 118

Так Аллах разъясняет вам знамения, — быть может, вы поразмыслите. Сура 2 «Корова», аят 266

Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Сура 4 «Женщины», аят 26

Явились к вам от Аллаха свет и Ясное Писание. Посредством его Аллах ведёт по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь. Сура 5 «Трапеза», аяты 15–16

Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены [от истины].Сура 5 «Трапеза», аят 75

Аллах разъясняет вам знамения. Аллах — Знающий, Мудрый. Сура 24 «Свет», аят 18

Аллах разъясняет людям религиозные законы и мудрость предопределения. Он ведает о том, что приносит пользу Его рабам, а Его законы и предопределение преисполнены мудрости. Его мудрость абсолютна, а доводы неопровержимы.

Всевышний сказал: «Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путём» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 103);

«Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться. Воистину, Аллах знает о всякой вещи» (сура 9 «Покаяние», аят 115). Он сообщил о Себе и Своём справедливом решении: не вводить людей в заблуждение, пока до них не дойдёт знание о пророческом послании, пока им не предоставят неопровержимых доводов.

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Муфрадат, с. 68–69]

[Иштикак аль-асма, с. 180]

[Тафсир Ибн Кясир, т. 3, с. 274]

[Тафсир Ибн Кясир, т. 2, с. 396]

60 Дарующий, Щедрый المنان

Это — одно из тех прекрасных имён, которыми Аллаха нарёк Его Посланник (саля Ллаху алейхи ва салам) . Передают со слов Анаса ибн

Малика, что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) услышал, как один человек говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя посредством

того, что Тебе надлежит хвала, и нет божества, кроме Тебя. Один Ты, и нет у Тебя сотоварищей. О Дарующий! О Первосоздатель небес и земли! О Обладающий величием и великодушием! О Живой, Вседержитель! Я молю Тебя о Рае и прошу защитить меня от Ада».

Тогда Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Он попросил Аллаха посредством величайшего из Его имён, и если Его просят посредством этого имени, то Он отвечает» [Абу Давуд; Тирмизи; Насаи; Ибн Маджа; Ибн Хиббан; Ахмад; аль-Хаким; хадис достоверный согласно аль-Альбани: Сахих Насаи, т. 1, с. 279; Сахих Ибн Маджа, т. 2, с. 329; Салят ан-наби, с. 204].

Ибн аль-Асир в книге «Нихая фи гариб аль-хадис» сказал [Ибн аль-Асир 1, т. 4, с. 365]:

Аль-Маннан (Дарующий, Щедрый) — Тот, Кто одаряет благами. Это имя образовано от слова المَنّ , означающего ‘дар’, а не от слова المِنَّة , означающего ‘признательность, благодарность’. В языке المنّ часто используется в значении ‘добро, сделанное тому, кто не требует вознаграждение’. Слово — المَنَّان форма, усиливающая этот смысл, подобная слову الوَهَّاب , означающему ‘дарующий’.

В хадисе, переданном аль-Бухари и другими, сообщается, что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Поистине, нет среди людей такого, кто ради меня жертвовал бы собой и своим имуществом больше, чем Абу Бакр ибн Абу Кухафа. И если бы мне пришлось выбрать любимого друга из людей, то я выбрал бы Абу Бакра, но любовь в исламе лучше» [Бухари, цит. по: Фатх Аль-Бари, т. 1, с. 558]. Выражение إن من أمنّ означает ‘тот, кто жертвовал ради нас собой и своим имуществом’. Здесь исключаются попрёки в оказанном благодеянии [Фатх Аль-Бари, т. 1, с. 558].

Могучий и Великий Аллах — Дарующий, и у Него великие дары. Он одаряет жизнью, разумом, речью, прекрасным обликом. Он наделяет благами щедро и обильно. Он сказал: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (сура 14 «Ибрахим», аят 34).

Речь идёт о самой большой милости, которую Аллах оказал Своим рабам. Её совершенно справедливо можно назвать первоосновой всех остальных Божьих благ. Это — пришествие Посланника Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам), посредством которого Аллах спас людей от заблуждения и уберёг от гибели. Всевышний сказал: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 164).

Могучий и Великий Аллах — Тот, Кто сотворил рабов и одарил их уделом, здоровьем и благополучием. Он щедро наделил их зримыми и незримыми благами, и одним из величайших и самых полезных благ, — более того, первоосновой всех благ, — является обращение в ислам и веру. Это лучше всего остального. Слова «Аллах уже оказал милость верующим» означают, «что Аллах соблаговолил верующим, которые поверили Ему. Он — Дарующий, Благоволящий».

Слово المنّة означает ‘великая милость’. Аль-Асфахани сказал, что это — «весомое благодеяние». Оно бывает двух видов.

Первое — когда один делает добро другому. Говорят منّ فلان على فلان — ‘такой-то оказал милость такому-то’ — если он одарил его бесчисленными благами.

В этом смысле следует понимать слова Всевышнего: «Аллах уже оказал милость верующим» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 164); «Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура 4 «Женщины», аят 94); «Мы оказали милость Мусе и Харуну» (сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 114); «Мы и прежде оказывали тебе милость» (сура 20 «Та, ха », аят 37); «Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками» (сура 28 «Рассказ», аят 5); «Аллах же оказал нам милость и уберёг нас от мучений

в Аду» (сура 52 «Гора», аят 27); «Однако Аллах оказывает милость тому из Своих рабов, кому пожелает» (сура 14 «Ибрахим», аят 11).

Всем этим в действительности может одарить только Всевышний Аллах, и Он наделяет Своих рабов великими щедротами. Хвала Ему до тех пор, пока Он не будет доволен, и хвала Ему после этого! Хвала Ему в этом мире и в Последней жизни!

Второе — когда один напоминает другому об оказанной ему милости. Если так поступают люди, то это отвратительно, и поэтому говорят, что попрёк разрушает благодеяние. Всевышний Аллах сказал: «Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: “Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привёл вас к вере, если вы правдивы”» (сура 49 «Комнаты», аят 17). Аллах оказал им милость на деле, когда привёл их в ислам. Они же попрекали на словах, ведя недостойные речи. Аллах запретил оказывать милость подобным недостойным образом в Своём Писании: «Не оказывай милости, чтобы получить больше!» (сура 74 «Завернувшийся», аят 6).

Комментируя эти слова, Ибн Кясир сказал: «Не гордись перед твоим Господом своими поступками, находя их большими» [Тафсир Ибн Кясир, т. 4, с. 242]. Есть и другие толкования этого аята.

Могучий и Великий Аллах сказал: Тем, кто расходует своё имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попрёками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрёк. Аллах — Богатый, Выдержанный.

О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попрёками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует своё имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нём является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведёт прямым путём неверующих людей. Сура 2 «Корова», аяты 262–264

Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам) тоже осудил попрёки за оказанную милость: «С тремя Аллах не будет говорить в День воскресения. Он не посмотрит на них, не очистит их, и их ожидают мучительные страдания». Он повторил это трижды, и Абу Зарр сказал: «Они понесут урон и окажутся в убытке. Кто же они, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Тот, чья одежда опускается ниже щиколоток, тот, кто попрекает других в оказанной милости, и тот, кто повышает спрос на свой товар, принося лживые клятвы» [Муслим, т. 1, с. 102].

Слово المنّ использовано здесь в значении ‘попрёк в оказанной милости’, и подобный поступок считается недостойным. Если же оно используется в значении ‘дар’, ‘доброе отношение’, ‘щедрость’, то речь идёт о похвальных поступках.

Одним словом, Всеблагой и Всевышний Аллах — Дарующий, и нет никого подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий, и Его дары велики. Он наделяет жизнью, разумом и даром речи, придаёт прекрасный облик и щедро одаряет благами. Он спас верующих рабов и оказал им милость, отправив к ним посланников и ниспослав им Писания. По Своей милости и щедрости Он вывел их из мрака к свету. Его милость по отношению ко всем творениям проявляется в том, что Он создал их, наделив пропитанием, здоровьем и благополучием. Его дары щедры, несмотря на многочисленность их грехов. О Боже, окажи нам милость, одарив нас верой, даруй нам от всяких благ, убереги нас и избавь от всего дурного, и пусть исход всех дел наших будет благим. Защити нас от бесчестия в этом мире и мучений в Последней жизни, Щедрый, Дарующий, Обладающий величием и великодушием, Живой, Вседержитель, Первосоздатель небес и земли. О Единственный, Единый! О Тот, Кто не родил и не был рождён и Кому нет равных!

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Ибн аль-Асир 1, т. 4, с. 365]

[Асма ва-с-сыфат, т. 1, с. 120]

[Тафсир Са‘ди, т. 1, с. 449]

[Тафсир Са‘ди, т. 7, с. 142]

[Асма ва-с-сыфат, т. 1, с. 49]

[Муфрадат, с. 474]

[Тафсир Ибн Кясир, т. 4, с. 242]

61 Покровитель الولي

Словом الولي вали можно назвать каждого, кто распоряжается чем-либо либо выполняет какое-либо дело. Оно может означать ‘помощник’, ‘любящий’, ‘друг’, ‘союзник’, ‘зять’, ‘сосед’, ‘последователь’, ‘освободитель из рабства’, ‘покорный’. Верующего называют ولي الله вали Аллах, что означает ‘приближённый к Аллаху’. Его антонимом является слово ‘враг’. Покровитель — одно из имён Аллаха. Это — Помогающий, управляющий делами Вселенной и творений. Опекуна сироты называют الولي , а правителя — .الوالي

Ар-Рагиб аль-Асфахани писал [Муфрадат, с. 533]: Слова الوَ ءَال и التَوَال означают ‘близость’. Речь может идти о близости в пространстве, родстве, духовной близости, дружбе, помощи или близости убеждений. Слово الوِلاية означает ‘помощь’, а الوَلاية — ‘правление’. Слова الولي вали и الموْلى мауля употребляются в значении причастий действительного — — المُوال и страдательного — المُوال — залогов. Верующего называют ولي الله вали Аллах, что означает ‘приближённый к Нему’, а Аллаха — وليّ المؤمنين вали аль-му’минин, то есть ‘Покровитель верующих’. Покровительство Могучего и Великого Аллаха отличается от покровительства творений, ибо «нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11).

Он — Покровитель, Который управляет Вселенной и вершит судьбы творений. Ему принадлежит власть, и Он предоставил Своим творениям всё, что может помочь им в духовных и мирских делах, а также в Последней жизни. Он нарёк Себя этим именем, одним из Его прекрасных имён. Могучий и Великий Аллах сказал: «Неужели они взяли себе покровителей и помощников вместо Него? Аллах является Покровителем. Он оживляет мёртвых, и Он способен на всякую вещь» (сура 42 «Совет», аят 9);

«Он — Тот, Кто ниспосылает дождь после того, как они отчаиваются, и распространяет Свою милость. Он — Достохвал

Наши рекомендации