Творец, Созидатель, Создатель, Дарующий облик

Всевышний сказал: «Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена» (ал-Хашр, 24);

«Воистину, твой Господь — Созидатель, Знающий» (ал-Хиджр, 86).

Это — Тот, Кто творит все сущее, придает творениям соразмерность и одаряет их обликом по Своей мудрости, заслуживая тем самым похвалу, Кто всегда обладал и будет обладать этим великим качеством.

41 Оберегающий, Дарующий безопасность. المؤمن

Это — Тот, Кто восхваляет Себя, возвещая о Своих качествах совершенства и совершенстве Своего величия и Своей красоты, Кто отправляет посланников и ниспосылает Писания со знамениями и доказательствами, Кто подтверждает правдивость Своих посланников посредством чудес и доводов, свидетельствующих об их правдивости и достоверности всего, что они проповедуют.

42 Хранитель. المهيمن.

Это — Тот, Кто ведает о самых скрытых событиях и тайных помыслах, Чьи знания охватывают все сущее. Ал-Багави писал: «Это — Тот, Кто свидетельствует о Его рабах на основании их деяний. Это мнение высказали Ибн ‘Аббас, Муджахид и др. Так называют того, кто наблюдает за чем-то». (Тафсир ал-Багави. Т. 4. С. 326.)

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 624]

[Тафсир Багави, т. 4, с. 326]

43 Творец الخالق Созидатель الخلاق Создатель البارىء Дарующий облик المصور

Всевышний сказал: Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена. Сура 59 «Сбор», аят 24

Воистину, твой Господь — Созидатель, Знающий. Сура 15 «Хиджр», аят 86

Он — Тот, Кто творит всё сущее, придаёт творениям соразмерность и одаряет их обликом по Своей мудрости, заслуживая тем самым похвалу, Кто всегда обладал и всегда будет обладать этим великим качеством.

44 Всеобъемлющийالمحيط

Всевышний сказал: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах объемлет всякую вещь» (ан-Ниса, 126);

«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (Ал ‘Имран, 120).

Это — Тот, Чьи знания, могущество, милость и власть распространяются на все сущее. Он ведает обо всем, что можно узнать; видит все, что можно увидеть; и слышит все, что можно услышать. Его могуществу подвластно все сущее, а Его милость объемлет всех обитателей земли и небес. Все творения смиряются перед Ним, и все существа подчиняются Ему.

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Тафсир Са‘ди, т. 2, с. 179]

45 Дарующий пропитание, Наблюдающийالمقيت

Всевышний сказал: «Аллах наблюдает за всякой вещью» (ан-Ниса, 85).

Это — Тот, Кто одаряет всякую тварь всем, что необходимо для ее существования, Кто наделяет творения уделом и распределяет его, как пожелает, — мудрым и похвальным образом.

Ар-Рагиб ал-Асфахани в «Муфрадате» (С. 414) пишет: «Слово “каут” — “пропитание” означает “то, что необходимо для поддержания жизни”. Всевышний сказал: «…распределил на ней пропитание для страждущих» (Фуссилат, 10). В хадисе сказано: «С человека довольно греха, если он не заботится о тех, кто находится на его иждивении» (Ахмад и Абу Давуд). Всевышний сказал: «Аллах наблюдает за всякой вещью» (ан-Ниса, 85). Существует мнение, что это означает, что Аллах властен над всякой вещью или наблюдает за всякой вещью. Суть этого сводится к тому, что Он заботится о всякой твари, оберегая ее и наделяя ее тем, что необходимо для ее существования».

В словаре «ал-Камус ал-мухит» (С. 202) говорится, что “мукит” — это тот, кто оберегает какую-либо вещь, наблюдает за ней и властен над ней, кто наделяет каждого тем, что необходимо для существования.

В тафсире имама ал-Багави (1/457) сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Тот, Кто властен над всякой вещью, Кто воздает каждому по заслугам». Муджахид сказал: «Тот, Кто наблюдает за всякой вещью». Катада сказал: «Тот, Кто оберегает всякую вещь». Существует мнение, что это — Тот, Кто наделяет каждую живую тварь тем, что необходимо для ее существования.

Ибн Касир в своем тафсире (1/531), комментируя слова Всевышнего «Аллах наблюдает за всякой вещью» (ан-Ниса, 85), пишет: «Это значит, что Он оберегает всякую вещь. Муджахид сказал: «Тот, Кто наблюдает за всякой вещью». В одной из версий, переданной от его имени, говорится: «Тот, Кто требует отчета от всякой вещи». Существуют мнения, что это означает «властный над каждой вещью», «дарующий удел», «наделяющий каждого человека по труду».

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 625]

[Муфрадат, с. 414]

[Тафсир Багави, т. 1, с. 457]

[Тафсир Ибн Кясир, т. 1, с. 531]

46 Попечитель и Хранительالوكيل

Всевышний сказал: «Аллах — Творец всякой вещи. Он — Попечитель и Хранитель всякой вещи» (аз-Зумар, 62). Это — Тот, Кто управляет делами Своих творений благодаря Своему знанию, абсолютному могуществу и безграничной мудрости; Кто покровительствует Своим возлюбленным рабам, облегчает им путь ко всему легкому и отдаляет их от всего тяжкого; Кто устраивает их дела. И того, кто вверяет Ему свою судьбу, Он избавляет от любых трудностей: «Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (ал-Бакара, 257).

47 Обладающий величием и щедростьюذو الجلال والإكرام

Это — Тот, Кто обладает величием, гордостью, милосердием и щедростью; Кто делает добро всем творениям в целом и правоверным в частности; Кто оказывает милость Своим возлюбленным избранникам, которые почитают, возвеличивают и любят Его. Всевышний сказал:«Благословенно имя Господа твоего, Обладающего величием и щедростью!» (ар-Рахман, 78).

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 626]

48 Собирающий людейجامع الناس

Всевышний сказал: «Господь наш! Ты соберешь людей в день, в котором нет сомнения. Воистину, Аллах не нарушает обещания» (Ал ‘Имран, 9). Это — Тот, Кто соберет людей в день, в котором невозможно усомниться, Кто соберет их деяния и дарованные им блага, не оставив без внимания ни малого, ни большого; Кто благодаря Своему безграничному могуществу и всеобъемлющему знанию соберет истлевшие тела первых и последних людей.

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 627]

49 Первосоздатель небес и землиبديع السموات والأرض

Всевышний сказал: «Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!”, как это сбывается» (ал-Бакара, 117).

Это — Тот, Кто создал небеса и землю, которые никогда прежде не существовали, придал им совершенный и удивительный вид и установил на них восхитительный и точный порядок.

Всевышний сказал: «Он — Тот, Кто создает творения в первый раз, а затем воссоздает их» (ар-Рум, 27). Он создал людей в первый раз, чтобы испытать их и увидеть, чьи деяния будут лучше, а потом Он воссоздаст их, чтобы вознаградить добром тех, кто творил добро, и наказать тех, кто поступал дурно.

С другой стороны, Он создает творения одно за другим, постоянно возобновляя процесс сотворения. Всевышний сказал: «Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает» (Худ, 107);

«Он вершит то, что пожелает» (ал-Бурудж, 16).

Его могущество и способности совершенны, а Его воля неотвратима. Он совершает все, что пожелает, и никто не может помешать или воспротивиться этому. Он не нуждается в соратниках и помощниках, и стоит Ему сказать: «Будь!» — как желаемое сбывается. Он способен совершить все, что угодно, однако Его желания подчинены Его божественной мудрости и похвальны. Ему присуще совершенное могущество, и любое Его желание беспрекословно исполняется, но все, что Он совершил и совершает, обязательно преисполнено мудрости.

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 628–629]

50 Достаточный الكافي

Всевышний сказал:

Разве Аллаха не достаточно для Его раба? Сура 39 «Толпы», аят 36

Достаточный — Тот, Кто обеспечивает рабов всем, что им необходимо и в чём они нуждаются, Кто особым образом помогает тем, кто верует в Него, уповает на Него и просит Его о помощи в религиозных и мирских делах.

51 Объемлющий الواسع

Всевышний сказал: Аллах же обещает вам прощение от Него и милость.

Аллах — Объемлющий, Знающий. Сура 2 «Корова», аят 268 168

Объемлющий — Тот, Кто обладает всеобъемлющими качествами и атрибутами. Никто не способен восхвалить Его так, как Он того заслуживает, кроме Него Самого. Его величие, власть и царство необъятны, Его милость и добродетель велики, а Его щедрость и великодушие безграничны.

52 Истинный الحق

Это — Тот, Чьи качества и божественная сущность истинны. Его существование есть необходимость, и Его качества и атрибуты могут быть только совершенными. Ничто не может просуществовать без Него. Величие,

красота, совершенство и доброта присущи Ему изначально и будут присущи Ему всегда. Его слова — истина, Его деяния — истина, встреча с Ним и Его посланниками — истина. Его Писания — истина, Его религия — истина, поклонение Ему одному и непризнание наряду с Ним никаких сотоварищей — тоже истина, и всё, что связано с Ним, есть истина.

Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо

Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный,

Большой. Сура 22 «Хадж», аят 62

Скажи: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Сура 18 «Пещера», аят 29

Таков Аллах, ваш Истинный Господь! Что может быть за истиной, кроме

заблуждения? Сура 10 «Юнус», аят 32

Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель». Сура 17 «Ночной перенос», аят 81

В тот день Аллах воздаст им в полной мере по их истинному счёту, и они узнают, что Аллах есть Явная Истина. Сура 24 «Свет», аят 25

Его великие качества и Его деяния истинны. Поклонение Ему истинно, как истинны Его обещания и угрозы.

Его расчёт будет беспристрастен, и ни с кем не поступят несправедливо.

Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:

[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 631–632]

[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 405]

[Тафсир Ибн Кясир, т. 3, с. 277]

53 Прекрасный الجميل

Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное» [Муслим, т. 1, с. 93]. Это значит, что прекрасна Его божественная сущность, и прекрасны Его имена, качества и деяния.

Ни одно творение не способно выразить словами хотя бы часть Его божественной красоты. Даже обитатели Рая — несмотря на то что они пребудут среди вечных благ, удовольствий, радостей и отрад, которые невозможно оценить должным образом, — забудут об этих удовольствиях,

когда увидят своего Господа и станут наслаждаться Его красотой. Все остальные радости померкнут рядом с этим, и они пожелают, чтобы такое состояние продолжалось вечно. Красота и свет Аллаха сделают их ещё более

красивыми. Их сердца наполнятся неугасающим желанием ещё раз взглянуть на Господа, а день добавки[36] доставит им радость, от которой их души будут готовы воспарить. Его имена тоже прекрасны. Более того, это — самые лучшие и красивые из всех существующих имён.

__________________

[36] …день добавки… — Речь идёт о добавке, упомянутой в словах Всевышнего Аллаха: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» (сура 10 «Юнус», аят 26), то есть они получат возможность взглянуть на Лик Аллаха. Ибн Кясир пишет: «Добавка — это приумножение награды за совершённые деяния: награда за один поступок будет приумножена от десяти до семисот раз и даже более того. Это также относится ко всему, чем Аллах одарит рабов в райских садах. Это будут дворцы, гурии и довольство Самого Аллаха, и все те радости, которые сокрыты от них. А самая лучшая и высшая награда — возможность взглянуть на прекрасный Лик Аллаха, и эта добавка перевесит всё, что им будет даровано. Они получат её не благодаря своим деяниям, а по Его милости и щедрости. Сообщается, что добавка истолковали как возможность взглянуть на Его прекрасный Лик: Абу Бакр ас-Сыддик, Хузейфа ибн аль-Яман, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас, Са‘ид ибн аль-Мусайяб, ‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Лейла, ‘Абд-ар-Рахман ибн Сабит, Муджахид, ‘Икрима, ‘Амир ибн Са‘д, ‘Ата,

ад-Даххак, аль-Хасан аль-Басри, Катада, ас-Судди, Мухаммад ибн Исхак — и другие ранние и поздние учёные. По этому поводу передано много хадисов Пророка». См.: [Тафсир Ибн Кясир, т. 2, с. 541].

__________________

Всевышний сказал:

Наши рекомендации