Опасность искаженного понимания имен Аллаха.
Одной из форм такого уклонения (илхад) является наречение божественными именами кого-либо из творений. Так поступали язычники, дававшие своим истуканам имена, производные от качеств Аллаха. Так, название идола ал-Лат было образовано от слова ал-Илах (Бог), ал-‘Узза — от имени ал-‘Азиз (Могущественный), Манат — от имени ал-Маннан (Дарующий, Щедрый). Каждый, кто приобщает сотоварищей к Аллаху, приписывает своему божеству качества Господа и качества Бога, оправдывая тем самым поклонение ему. Самой чудовищной формой уклонения от правильного понимания имен Аллаха является пантеизм. Его последователи заявляют, что Господь и творение — одно и то же. Они нарекают Аллаха любыми именами, даже низкими и недостойными, но Аллах премного далек от их лживых слов.
Другой формой уклонения является отрицание божественных качеств и признание имен, лишенных всякого смысла. Это — путь джахмитов и прочих отколовшихся от них течений. Еще одной формой такого заблуждения является полное отрицание имен Аллаха вследствие отрицания существования Самого Аллаха — так поступают неверующие философы. Уклонившись от правильного понимания имен Аллаха, все они сбились с прямого пути и последовали путями, ведущими в Ад.
Комментируя слова Всевышнего: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются[от истины]в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (ал-А‘раф, 180), Ибн ал-Каййим пишет: «Уклонение в вопросе имен Аллаха — это непризнание их истинного смысла. Это слово произошло от слова “уклоняться”, на что указывает его корень л-х-д. Отсюда слова “лахад” — ниша, углубление в стене могилы, уходящее в сторону, и “мулхид” — неверующий, уклонившийся от истины и покорившийся лжи. Ибн ас-Сакит сказал, что отступник — тот, кто уклонился от истины и погрузился в то, что к ней не относится. Отсюда и слово “мултахад” (прибежище), образованное по модели مُفتعل. [5] Всевышний сказал: «Тебе не найти помимо Него прибежища» (ал-Кахф, 27). Это значит, что ты никогда не найдешь того, к кому можно обратиться за покровительством, у кого можно укрыться, к кому можно воззвать с мольбой, кроме Аллаха. Арабы говорят «такой-то склонился к такому-то», когда один человек поворачивается к другому. Таким образом, уклонение от правильного понимания имен Всевышнего Аллаха может приобретать разные формы:
1. Наречение ими идолов. Так, название идола ал-Лат произошло от слова илахиййа (божественность), а ал-‘Узза — от имени ал-‘Азиз (Могущественный). То же самое относится к описанию истуканов божествами. Все это — самое настоящее уклонение от истины, поскольку именами Аллаха названы идолы и ложные божества.
2. Наречение Аллаха именами, не подобающими Его величию. К примеру, христиане называют Бога Отцом, а философы — дающим необходимость благодаря своей самости [6], деятельным началом [7] и т.п.
3. Приписывание Ему недостатков и пороков, от которых Он бесконечно далек. Так, наихудшие из иудеев назвали Аллаха бедным. Некоторые из них решили, что после сотворения мира Аллах почил от всех дел Своих [8]. Среди них были и такие, которые сказали: «“Рука Аллаха скована”. Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали» (ал-Маида, 64). Есть и другие примеры того, как они уклонялись от правильного понимания Его имен и качеств.
______________________________
5.Отсюда и слово الملتحد ‘прибежище’, образованное по модели مُفْتَعَلٌ . — Имеется в виду морфорлогическая модель, демонстрирующая способ словообразования на примере корня .ف ع ل
6. К примеру, христиане называют Бога Отцом, а философы — дающим необходимость благодаря своей самости… — В философии Ибн Сины (Авиценны) Бог стоит выше необходимости и существования. Он создаёт необходимость, превращает возможное в необходимое. Поэтому философ называет Его الموجب بذاته ‘дающим необходимость благодаря своей самости’.
7. К примеру, христиане называют Бога Отцом, а философы — … деятельным началом… — Некоторые античные философы, — в том числе стоики, — видели во всём сущем два начала: деятельное и страдательное. Страдательным началом они называли вещество, а деятельным — содержащийся в нём разум. Его они и считали Богом и Творцом всего сущего. Пречист Аллах и бесконечно далёк от всего, что измышляют о Нём неверующие!
8. Некоторые из них решили, что после сотворения мира Аллах почил от всех дел Своих. — «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал»(1)
[Быт., 2:3]; «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» [Исх., 20:11]; «это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почили покоился» [Исх., 31:17].
(1) Так в Русском синодальном переводе — тексте, иницированном постановлением Священного Синода Русской православной церкви от 20 марта 1858 г. и полученном в результате перевода книг Нового Завета с древнегреческого языка, а книг Ветхого Завета (восходящих к Священному Писанию иудеев — Торе) — с иврита с опорой на древнегреческий же текст — Септуагинту (перевод Торы с иврита на древнегреческий, выполненный в III в. до н. э.). В Торе этот фрагмент выглядит несколько иначе: «И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в сей [день] почил Он от всего Своего труда, который сотворил Бог, [что надлежало] делать» [Берейшис, 2:3; цит. по: Тора с комментариями Раши и Сончино, пер. Ф. Гурфинкель], причём комментарии исключают возможность толкования этого текста в том смысле, будто Всевышний не управляет сотворённым:
— о толковании глагола почил от труда — «Труд, который предстояло делать в субботу, Он выполнил в шестой день [пятницу —Ред.], удвоив труд этого дня, как [это] истолковано в Берешит-раба» (комментарий Раши);
— о форме глагола сотворил — «сотворил мир, чтобы поддерживать его существование, каждое мгновение возобновляя действие сил, подчиняющихся тем законам, которые установлены Им изначально» (комментарий Сончино со ссылкой: Ибн Эзра, Абарбанель);
— о значении глагола освятил — «Всевышний выделил субботу
среди других дней, запретив человеку совершать в этот день будничные дела… В этот день мысли человека должны быть сосредоточены на Всевышнем. Всё его время должно быть
______________________________
4. Лишение имен Аллаха всякого смысла и отрицание их сути (та‘тил). Так поступают джахмиты и их последователи, полагающие, что божественные имена — всего лишь слова, не указывающие на определенные качества и не имеющие смысла. Они называют Аллаха ас-Сами‘ (Слышащий), ал-Басир (Видящий), ал-Хайй (Живой), ар-Рахим (Милующий), ал-Мутакаллим (Разговаривающий), ал-Мурид (Обладающий желаниями), но заявляют, что он не имеет жизни, слуха и зрения, не способен говорить, не имеет желаний. Это — одно из величайших проявлений уклонения от прямого пути, что противоречит как здравому смыслу, так и шариату, как правилам языка, так и здоровому естеству (фитра). Эта форма противопоставляема с тем, как поступали язычники: те приписали имена и качества Аллаха своим идолам, а эти отвергли его безупречные качества, лишив смысла Его имена. Обе группы уклонились от правильного понимания Его имен. Конечно, не все джахмиты и возникшие от них течения заблуждаются в одинаковой степени. Среди них есть крайние и умеренные, а есть уклонившиеся от истины в незначительной степени. Тем не менее, каждый, кто отрицает какое-либо качество, которым Аллах описал Себя и которым Его описал Посланник, впал в заблуждение, независимо от того, сильно он уклонился от истины или нет.
5. Уподобление качеств Аллаха — бесконечно далек Он от всего, что говорят о нем мушаббихиты [9] — качествам Его творений. Эта форма заблуждения противопоставляема уклонению тех, кто лишает божественные имена всякого смысла. Одни отрицают и отвергают совершенные качества Аллаха, а другие уподобляют их качествам творений. Их объединяют неправильные представления относительно Его имен, но их пути различны. Он избавил от всего этого последователей Его Посланника, унаследовавших его сунну. Они описывают Аллаха только так, как Он описал Себя, не отрицают Его качеств и не уподобляют их качествам творений. Они не искажают ни их звучания, ни их содержания. Напротив, они признают Его имена и качества, отвергая всякое сходство между Создателем и Его созданиями. Признание ими божественных качеств не имеет ничего общего с антропоморфизмом, а отрицание ими сходства с творениями не подразумевает отрицания истинного смысла Его имен. Они не похожи ни на тех, кто уподобляет Аллаха творениям так, словно поклоняется идолу, ни на тех, кто отрицает божественные качества так, словно поклоняется пустоте, небытию. Последователи сунны следуют срединным путем, находясь между крайними течениями, подобно тому, как последователи ислама находятся посередине между другими религиями [10]. Светоч их познаний разожжен от благословенного оливкового дерева, которое не освещается солнцем только с востока или только с запада, а его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает [11]. Мы же просим Всевышнего Аллаха направить нас к Его свету и облегчить дорогу, ведущую к Его довольству и следованию путем Его Пророка. Поистине, Он — Близкий и Отзывчивый». (Ибн ал-Каййим. Бадаи‘ ал-фаваид. Т. 1. С. 169-170.) (с незначительными изменениями).
Литература, использованная при составлении этой главы:
[Кяфия аш-шафия, с. 132]
[Бадаи‘ аль-фаваид, т. 1, с. 169–170]
____________________________
9. Уподобление качеств Аллаха — бесконечно далёк Он от всего, что говорят о нём мушаббихиты — качествам Его творений. — Мушаббихиты — сторонники антропоморфизма (греч. ανθρωπος — человек, μορφή — вид, форма), наделяющие Бога человеческими качествами. Некоторые европейские философы, в том числе Людвиг Фейербах (1804–1872), считали религию в целом формой антропоморфизма — кроющегося в природе человека желания обоготворить собственные идеалы. С точки зрения ислама, антропоморфизм отвергается как здравым смыслом, так и здоровым естеством. Достаточно сказать, что человек по природе своей склонен взывать к Создателю, то есть понимает разницу между Творцом и творением. Что же касается стремления материализовать божественное или
обожествить человеческое, то в его основе лежат невежество и отступление от естественного начала, побуждающего каждое творение познать Бога и смириться перед Ним.
10. …подобно тому, как последователи ислама находятся посередине между другими религиями. — Ислам запрещает впадать в крайности в вопросах, связанных с религией, и призывает следовать срединным путём. Поэтому мусульмане во многих вопросах занимают промежуточное положение между двумя крайностями, двумя заблуждениями. К примеру, если иудеи проявляют чрезмерную настойчивость и буквальность при выполнении религиозных предписаний, а христиане, напротив, полагают, что закон был «прибит к кресту», то мусульмане соблюдают Закон Божий, пользуясь льготами, предоставленными Аллахом (см. аяты 1:6–7; 2:143; 4:171).
11. Светоч их познаний (Светоч познаний последователей Сунны) разожжён от благословенного оливкового дерева, которое не освещается солнцем только с востока или только с запада, а его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает.
Всевышний Аллах сказал: Аллах — Свет небес и земли. Его свет [в душе верующего] подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключён в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не [освещается солнцем] только с востока или только с запада. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету кого пожелает. Сура 24 «Свет», аят 35
Комментируя этот аят, шейх ас-Са‘ди писал: «В этой притче Аллах поведал о положении правоверных, сердца которых озаряются Его светом. Качества, которые изначально заложены в душах правоверных, подобны чистому маслу. Эти качества чисты и непорочны, и поэтому правоверные готовы к восприятию Божьего учения и выполнению Божьих предписаний. Когда же вера и знание проникают в их души, они озаряются светом веры, подобно тому, как фитиль светильника возгорается от соприкосновения с огнём. Они не имеют дурных намерений и скверных представлений об Аллахе. И поэтому вера заставляет их излучать чистый и яркий свет, подобный свету жемчужной звезды. В их сердцах соединяются свет здорового естества, свет веры и свет знания — один свет ложится поверх другого. Однако далеко не каждый человек заслуживает того, чтобы его сердце озарялось светом Аллаха, и поэтому Он направляет к Своему свету только того, кого пожелает. Он знает о чистоте и непорочности этих людей и знает, что они способны очиститься и вырасти» [Тафсир Са‘ди, т. 1, с. 517].
____________________________