Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
Неклассическая гносеология исходит не из абсолютного противопоставления, а из относительности субъектаи объекта познания. В гносеологии субъект – это не просто человек познающий, но носитель познавательной активности, обладающий знаниями, умениями и навыками, которые детерминируются культурно-историческим достоянием человечества, преломленными через индивидуальный опыт. Субъект познания имеет социальную природу, однако он везде индивидуален. Познавать может не общество в целом, но отдельные люди. Затем знание становится интерсубъективным, внеличностным, посредством определенных форм коммуникации и социализации.
Субъекту познания противостоит объект как фрагмент объективной реальности, выделенный для деятельности познавания. Объектом познания могут выступать не только явления природного мира, но и явления и структуры общества, их история, сам познавательный процесс, а также феномен сознания (рефлексия). Предмет познания – это сторона, часть объекта, которая задается в процессе формулировки проблемы и задач исследования.
Кроме субъекта и объекта (предмета) выделяют также средства или условия (базис) познания. К ним относятся приборы, оборудование, инструменты, информация, язык описания и другие условия и средства, при помощи которых протекает процесс познания и фиксируется его результат – знание. Основная проблема в рамках субъект-объектной оппозиции заключается в ответе на вопрос, каким образом субъект-индивид, обладающий субъективностью восприятия, в состоянии получать объективное знание, а не лишь некое мнение, ангажированное или даже деформированное его субъективностью. С целью решения этой проблемы создается идеализация «объекта, существующего самого по себе», а также корреспондентская концепция истины, которая характеризуется принципами объективности и конкретности. Принцип объективности основывается на адекватном (зеркальном) отражении объективной реальности. Истинное знание отражает объект таковым, каков он есть на самом деле (объективно). Неклассическая гносеология строится не на идее отражения объекта субъектом, а на конструктивной идее, которая выражается в том, что построение объекта имманентно присуще самому субъекту. Более того, не только объект, но и мир в целом, существующий сам по себе – онтология, осознается как идеализация, аналогичная «объекту, существующему самому по себе». Ей на смену приходит другое допущение – построение в определенном смысле субъектом онтологии. В частности, идея конструктивности проявляется в том, что культура в целом (или, например, знание общего) предшествуют индивидуальному опыту и определенным образом его упорядочивает.
В истории развития философской мысли указанная выше конструктивность существования культуры (сознания) концептуализировалась по-разному: можно назвать здесь «врожденные идеи» Декарта, трансцендентальные формы и универсалии культуры, соответствующие категории философских учений Канта и Гегеля.
В неклассической гносеологии проверка знания на достоверность осуществляется в отличие от классической корреспонденции по-ино-му: посредством философской рефлексии (выявления) оснований или допущений научного поиска. Выявление установок, допущений клас-сической гносеологии показало, что принцип объективности истины не может быть реализован во всех случаях. Он работает в макроскопическом мире, который описывается классической физикой, химией, словом, представлен классической картиной мира. В самом деле, принцип объективности требует исключать из знания все, что связано с познавательной деятельностью субъекта, а также все, что связано со средствами и условиями познавательной деятельности («подсмотреть» явление, не вмешиваясь в него). При рассмотрении объектов как простых систем это удавалось, что демонстрировала клас-сическая наука и, прежде всего, классическая физика как лидер естествознания. С появлением неклассической науки, освоением объектов как сложных и саморазвивающихся систем, возникли проблемы с принципом объективности. Неклассическая гносеология стала анализировать познавательные ситуации, когда знания не описывают объект, существующий сам по себе. Наиболее наглядно это демонстрируется на примере гносеологической модели в квантовой механике и теории относительности. Таким образом, неклассическая гносеология характеризуется следующими новациями:
1. Отказ от познания как отражения реальности. Результат отражает реальность, процесс познания – не отражение, а конструирование.
2. Познание – один из возможных способов освоения человеком мира культуры, понимаемого преимущественно как поле дальнейшего культуротворчества.
3. Онтология во многом конструируется субъектом, который так-же результат самосозидания.
4. Отказ от идеала единственно истинной теории и допущение истинности нескольких теорий-проектов.
5. Установление зависимости между онтологическими свойства-ми объекта и методологией его освоения.
6. Знания об объекте зависят не только от объекта, но также от средств и операций познавательной деятельности.
7. Субъект становится ответственным за принимаемые допуще-ния и осуществляемый выбор целей и средств познания.
Подводя итог, отметим следующее: при переходе к неклассической гносеологии происходит отказ от классического принципа объ-ективности, то есть описание и объяснение свойств объекта, как абсолютной, самодовлеющей и исключающей субъекта реальности. Меняется методология испытания природы: ответы природы на вопросы естествознания зависят не только от устройства самой природы, но и от способов постановки вопросов, которые во многом определяются средствами и методами познавательной деятельности.