Развитие теоретических концепций сельского хозяйства в ХХ - начале XXI вв. (УК – 1, УК -2)
(самостоятельное изучение)
Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве, прежде всего, основывается на внедрении в производство различных новшеств - изобретений, рационализаторских предложений, технологий, стандартов и т.п. Большую роль в становлении нового рыночного взгляда на сферу АПК получает экономика. Современные исследования российских ученых-экономистов: Абалкина Л.И., Алтухова А.И., Балкизова М.Х., Булатова А.Е., Бунича П., Золоторева B.C., Иншакова О., Кузнецова , C.В., Магамедова О.Ю., Мазлоева В.З., Потемкина В.К., Сергеева В.А., Федоренко И.В. и др., в которых рассмотрены важнейшие проблемы разработки экономической стратегии отраслей народного хозяйства страны в период становления рыночных отношений, дается представление об основах теории конкурентного преимущества и концептуальной базы определения глобальной и локальных целей экономической стратегии хозяйствующих субъектов.
Разделение биологических дисциплин по отраслям. Прогресс биологических исследований в ХХ веке, усиление процесса дифференциации биологических наук. Возникновение новых отраслей – генетика, молекулярная биология, цитология, вирусология, биохимия, биофизика, радиобиология и других; возникновение отдельных областей и направлений в рамках этих и старых традиционных наук. Связь прогресса в биологической науке с достижениями в областях физики, химии, математики, техники, разработка новых методов и средств исследования.
Нанотехнологии как междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами. Нанотехнология - это технология изучения нанометровых объектов, и работы с объектами порядка нанометра (миллионная доля миллиметра) что сравнимо с размерами отдельных молекул, и атомов.
Парадигма устойчивого развития сельского хозяйства в условиях реформирования экономики России. Разработка методологических подходов к научной парадигме устойчивого развития в условиях глобализации (Х.А. Барлыбаев, С.Н. Бобылев, В.И. Данилов-Данилян, В.К. Левашов, К.С. Лосев, В.Н. Иванов, В.А. Коптюг, Н.Н. Моисеев, А.А. Никонов, А.Д. Урсул и др.) Доказательство необходимости перехода от техногенного типа развития к новой парадигме, специфика экономики знаний, конкретизируется инвариантность модернизации экономики России с учетом экологических императивов.
Анализ основных программ и концепций в сфере развития сельского хозяйства (АПК).
1)Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 31 марта 2017 года)[1]
2)Концепция развития кооперации на селена период до 2020 года разработана в рамках подготовки к Первому Всероссийскому Съезду Сельских Кооперативов. Содержание Концепции является синтезом взглядов на природу сельской кооперации, проблемы её роста и методы регулирования кооперативного движения, сформулированные и разделяемые органами государственного управления АПК, научным сообществом, кооперативными организациями. Целью Концепции является обоснование и определение основных направлений совершенствования организационных форм, финансово-экономического механизма, нормативного правового регулирования функционирования кооперативной системы, ее информационного, научного и кадрового обеспечения, взаимодействия с другими участниками агропродовольственного рынка, содействия в области устойчивого развития сельских территорий. Концепция ставит перед собой задачи:
- выровнять уровень развития кооперации между регионами;
- увеличить значимость сельской кооперации для сельского населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- систематизировать имеющиеся меры государственной поддержки сельских кооперативов, а также граждан и организаций, составляющих их социальную базу;
- предложить новые меры государственной поддержки и регулирования сельских кооперативов;
- сократить долю сельских кооперативов, нарушающих общепризнанные кооперативные принципы.
Эффективность кооперативного строительства зависит от единства подходов к основным проблемам, как со стороны государственных органов, так и со стороны самих кооперативов. В этой связи данная Концепция выносится на утверждение. Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов с последующей разработкой на её основе мер по совершенствованию кооперативного законодательства, государственной и муниципальной поддержки кооперативов, а также с разработкой внутрикооперативных стратегий развития. Сущностью кооперации является объединение на основе членства граждан и (или) юридических лиц, с сохранением своей юридической и хозяйственной самостоятельности, в целях ведения производства или оказания услуг в крупных масштабах своими силами и в своих интересах. Кооперация позволяет своим участникам:
- обеспечить конкурентоспособность на рынках товаров и услуг;
- более полно использовать достижения научно-технического прогресса, современных технологий, доступ к банковским и иным услугам.
- существенно повысить уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей как за счет более эффективной деятельности, так и устранения излишних посредников, влияния на ценовые отношения на рынке;
- формировать активную поведенческую позицию участников кооперации, которые, являясь собственниками средств производства и произведенной продукции (услуг), имеют большую возможность для самоорганизации и участия в управлении хозяйственной деятельностью;
- за счет формирования кооперативных объединений на всех уровнях управления, вплоть до федерального, отражать интересы своих членов, влиять на аграрную политику государства.
Сельская кооперация является важнейшим фактором устойчивого развития сельских территорий, являясь связующим звеном между мерами государственного воздействия на социальное развитие села и самими сельскими жителями с их традициями, умениями и стремлениями.
3)Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020». Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1292-р (ред. от 30.05.2014).
4)Концепция развития сельского туризма в России до 2030 года определяет основные направления и механизмы развития сельского туризма в России на долгосрочную перспективу, а также меры по повышению эффективности государственного управления в этой области. Во-первых, сельский туризм приравнивается к основным видам сельскохозяйственной деятельности, направленной на организацию отдыха в сельской местности или малых городах, включая прием, проживание, питание, проведение досуга с учетом использования природных, культурно-исторических и других ресурсов. Во-вторых, агротуризм способен кратно повысить доходы малого и среднего бизнеса на селе. По подсчетам МНИАП, экономический эффект от развития агротуристического рынка до 2030 года составит 50 млрд. рублей в год. В-третьих, развитие сельского туризма обеспечит 60 тыс. новых рабочих мест в сельской местности. Кроме того, реализация концепции будет способствовать увеличению объемов производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах экологически чистой продукции. Мировой опыт показывает, что сельский туризм - один из наиболее эффективных инструментов продвижения национальных сельхозтоваров. Для максимально эффективной реализации потенциала рынка агротуризма в настоящее время требуется, прежде всего, усовершенствование нормативно-правовой базы (В Госдуму внесен законопроект, определяющий, в частности, понятие «сельский туризм», приняты национальные стандарты «сельские гостевые дома» и «экологический туризм»). Кроме того, необходимо предусмотреть бюджетную поддержку сельского туризма и развития рекреационного потенциала регионов, разработать механизмы субсидирования и грантовой поддержки отрасли, использования земель для размещения агротуристических объектов. Нужны также единый федеральный центр, координирующий развитие агротуризма, и система подготовки кадров.
Ускорить темпы развития сельского туризма в России позволит разработка соответствующих региональных программ, а также мероприятий на основе софинансирования. Важно обеспечить в режиме он-лайн предоставление всей необходимой информации участникам агротуристического рынка, содействовать самоорганизации и кооперации сельхозпроизводителей, оказывающих услуги сельского туризма. На сегодняшний день доля сельского туризма в общем объеме туристических услуг в России не превышает 2%, тогда как в странах Евросоюза составляет более 40%.. Вместе с тем успешно реализуемые проекты в сфере агротуризма в Калужской, Владимирской, Вологодской, Ярославской областях, Алтайском крае и республиках Алтай, Бурятия, Хакасия и других регионах страны доказывают перспективность и необходимость комплексного развития этого направления.
5)Концепции устойчивого развития сельских территорий. Концепция «устойчивого развития» была принята в 1992 г. на проходившей в Рио-де-Жанейро Всемирной конференции по окружающей среде и развитию, хотя само понятие «устойчивое развитие» встречается с 1980-х годов. Этот термин трактовался на конференции как интегрированный, включающий социальный, экономический и экологический параметры развития. В этом же духе выдержан и ряд других документов, в частности Декларация Тысячелетия, одобренная в сентябре 2000 г. главами государств членов ООН. Однако единого определения «устойчивого развития» пока все же нет.
Аналитики считают, что устойчивое развитие базируется на четырех главных принципах: удовлетворение основных потребностей всех ныне живущих людей, равные стандарты этого удовлетворения для всего населения планеты; бережное, осторожное использование природных ресурсов; сохранение возможностей для будущих поколений реализовать свои основные потребности. Более кратко основной принцип этой концепции можно сформулировать как бережное отношение к природным ресурсам с учетом не только удовлетворения основных потребностей ныне живущих людей, но и сохранения таких же возможностей для будущих поколений.
Эта концепция была рекомендована всем странам мира как стратегическое направление борьбы с экологическим кризисом, и большинство государств в течение 1990-х годов стало учитывать ее в стратегии своего развития.
Сельское хозяйство не только страдает от загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства в частности, водоемов для орошения, но и само является источником этого загрязнения. Увлечение чрезмерно большими дозами химикатов, минеральных удобрений и пестицидов Япония стоит на одном из первых мест в мире по их применению и повсеместное использование на небольших участках большого числа сельскохозяйственных машин, которые уплотняют почву, привели к ухудшению состояния окружающей среды, в том числе и атмосферы из-за распыления химикатов с воздуха, снижению плодородия почв и качества продукции, загрязнению подземных вод, озер и рек куда попадает насыщенная химикатами вода с затопляемых рисовых полей и т.п., не говоря уже о таком негативном явлении, как остаточное количество минеральных удобрений и пестицидов в продуктах.
Для разрешения этой проблемы в стране начали снижать уровень химизации сельскохозяйственного производства, только удельное потребление минеральных удобрений снизилось за 20 лет более чем на одну четверть, началась разработка машин, выполняющих за один проход несколько операций. Все большее внимание стали уделять работам по выведению новых сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к болезням и вредителям, увеличению применения органических удобрений, почвенных мелиорантов, соблюдению севооборотов, а также биологическим методам защиты растений и животных путем использования патогенных микробов, вирусов, феромонов и энтомофагов.
Уменьшение использования минеральных удобрений и пестицидов настоятельно требуется и с точки зрения потребления «здоровой», экологически чистой продукции, выращенной без применения химии или с ее ограниченным использованием. Ужесточаются меры по проверке новых видов пестицидов, норм остаточного количества ядохимикатов и нитратов в продуктах. Это направление усилилось в стране в 1990-е годы в связи с принятой в Рио-де-Жанейро концепцией об «устойчивом развитии». Она нашла отражение в провозглашенной в 1992 г. Новой аграрной политике. В этой новой концепции предусматривалось усиление внедрения рыночных механизмов в отрасли, а также ряд мероприятий для создания крупных хозяйств на индивидуальной и коллективной основе с высоким уровнем производительности труда. Кроме того, предлагалось принять определенные меры для производства экологически чистой продукции, что важно как для улучшения качества продовольствия, так и для защиты окружающей среды.
6)Концепция устойчивого производства продовольствия и ведения сельского хозяйства ФАО (ООН) была разработана в поддержку второй стратегической цели организации - «Повышение продуктивности и устойчивости сельского, лесного и рыбного хозяйства». Суть этой концепции – сделать мир таким, чтобы продовольствие было питательным и доступным для каждого, а использование природных ресурсов способствовало сохранению экосистемных функций, необходимых для обеспечения потребностей как нынешнего, так и будущих поколений. Эта концепция подразумевает, что фермеры, скотоводы, рыбаки, лесоводы и другие сельские жители имеют возможность активно участвовать в экономическом развитии и пользоваться его преимуществами, при этом им обеспечены современные условия труда и его справедливая оплата. Сельские мужчины и женщины и сельские общины живут в безопасности, могут контролировать источники средств к своему существованию и имеют равный доступ к ресурсам, которые они используют эффективным образом.
В ближайшие 35 лет сельское хозяйство будет сталкиваться с беспрецедентным сочетанием самых разных видов давления, включая тридцатипроцентный рост населения планеты, обострение конкуренции за земельные, водные и энергетические ресурсы, которых становится все меньше, и экзистенциальную угрозу изменения климата. Согласно прогнозам, к 2050 году численность населения Земли достигнет 9,3 млрд человек, и для того чтобы поддержать меняющийся характер рациона питания людей, производство продовольствия необходимо будет увеличить с нынешних 8,4 млрд. тонн до почти 13,5 млрд. тонн в год.
Общая концепция устойчивого производства продовольствия и ведения сельского хозяйства должна в равной степени учитывать социальные, экономические и экологические аспекты этой проблемы: это необходимо для обеспечения устойчивости. Игнорирование любого из этих измерений ставит под угрозу достижение устойчивости остальных. Вот те принципы, руководствуясь которыми, можно осуществить процесс перехода к более устойчивому производству продовольствия и ведению сельского хозяйства:
1.Повышение эффективности использования ресурсов играет важнейшую роль в обеспечении устойчивости сельского хозяйства
2.Для обеспечения устойчивости необходимы решительные действия по сохранению, защите и улучшению природных ресурсов
3.Сельское хозяйство, которое не обеспечивает защиту и укрепление источников средств к существованию и социального благополучия жителей сельских районов, устойчивым не является
4.Повышение устойчивости людей, общин и экосистем к внешним воздействиям - ключевой фактор обеспечения устойчивости сельского хозяйства
5. Для устойчивого производства продовольствия и ведения сельского хозяйства необходимы механизмы ответственного и эффективного управления
Работая со странами в целях развития и применения этих принципов, ФАО стремится к формированию национальных, региональных и глобальных агропродовольственных систем, которые будут более устойчивыми с социальной, экономической и экологической точек зрения.[2]