Общая характеристика русской философии.
Общее понятие и характерные черты русской философии.
Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
· сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
· специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
· целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
· большая роль проблем морали и нравственности;
· конкретность;
· широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
· проблема человека;
· космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
· проблемы морали и нравственности;
· проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
· проблема власти;
· проблема государства;
· проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
· проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
· период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
· философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
· философия XVIII в.;
· философия XIX в.;
· русская и советская философия XХ в.
Психоанализ.
1. Психоанализ— направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд(1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:
• бессознательного— особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;
• реакция вытеснения(из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.
Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".
Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.
2.Фрейдом выделяются две схемы психики:
•топографическая;
• динамическая.
При динамической схемепсихика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.
•"Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.
"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".
Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я")испытываетмощное давление с трех сторон:
•бессознательного - "Оно";
• внешнего мира;
• норм, запретов - "Сверх-Я";
и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.
Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)
Экзистенциализм— направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
•уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");
• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.
4. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор(1813 - 1855).
Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Философия как разновидность мировоззрения.
2. Специфика философского знания.
3. Предмет и методы философии.
4. Функции философии.
5. Общее понятие и характерные черты китайской философии.
6. Древнеиндийская философия.
7. Буддизм и его основные идеи.
8. Древнегреческая философия.
9. Первые философские (досократические) школы Древней Греции.
10. Философия Платона.
11. Философия Аристотеля.
12. Теологическая философия средних веков.
13. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.
14. Социально-политическая философия эпохи Возрождения.
15. Рационализм и эмпиризм как направления в философии.
16. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции.
17. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени.
18. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность).
19. Философия Лейбница. Учение о монадах.
20. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика.
21. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии.
22. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи.
23. Философия Иммануила Канта.
24. Философия Гегеля.
25. Философия Шеллинга.
26. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму.
27. Философия марксизма.
28. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
29. Бытие.
30. Материя (материальное бытие).
31. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение.
32. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.
33. Диалектика.
34. Альтернативы диалектики.
35. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека.
36. Познание (гносеология).
37. Будущее.
38. Общая характеристика русской философии.
39. Психоанализ.
40. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);
Дополнительная литература:
1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 608 с.
3. Асмус В. Ф. Античная философия. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1989, 2001.
4. Богомолов А. С. Античная философия. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1985.
5. Введение в философию: Учебник для высш. уч. заведений. В 2 ч. / [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.] 2-е изд. – М.: Республика, 2002.
6. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2004 – 640 с.
7. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.
8. Гурина М. Философия : Учебное пособие: Пер. с фр. яз. – М.: Республика, 1998.
9. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х т. – Л.: Эго, 1991 (Философское наследие России). Имеется переиздание 2001 г.
10. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. – М.: Канон, 1996.
11. Зотов А. Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2001.
12. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов. – М.: Высшая школа, 1988.
13. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века. – М.,1994.
14. История русской философии / Ред. кол.: Маслин М. А. и др. – М.: Республика, 2001.
15. История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений. В 4-х кн. / Под ред. Мотрошиловой Н. В., Руткевича А. М. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1995-1999.
16. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. – М., 1998.
17. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: Уч. пособие для ун-тов. – М.: Высшая школа, 1989.
18. Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII века. - М.: Мысль, 1981.
19. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991.
20. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991.
21. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века: Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1976.
22. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века: Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1974.
23. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века: Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1973.
24. Рассел Б. История западной философии в её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 2 т. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994.
25. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. – СПб.: Петрополис, 1994-1998.
26. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
27. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков: Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1984.
28. Соколов В. В. Средневековая философия: Уч. пособие. – 2-ое изд., испр. и дополн. – М.: М.: Эдиториал УРСС, 2001.
29. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2001.
30. Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная литература, 2001, 1997.
31. Философия мировой политики: Актуальные проблемы (Учебное пособие). – М.: МГИМО, 2000.
32. Хрестоматия по истории философии. – Ч. II. От Шопенгауэра до Деррида. – М., 1997.
33. Хрестоматия по истории философии. – Ч. I. От Лао-Цзы до Фейербаха. – М., 1997.
34. Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 1997.
35. Чанышев А. Н.. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1991.
36. Чанышев А. Н.. Философия древнего мира. – М.: Высшая школа, 1999.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНая ОБРАЗОВАтельная организация
«колледж информационных технологий и строительства»
Контрольная работа
Вариант №1
«Онтологическое доказательство бытия Бога»
по дисциплине
ОГСЭ.01 «Основы философии»
Студент: Иванов И.И.
Группа: С22К
Преподаватель: Жирова Т.А.
Калининград
2015г.