Общее понятие немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

· Иммануила Канта (1724 – 1804);

· Иоганна Фихте (1762 – 1814);

· Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);

· Георга Гегеля (1770 - 1831);

· Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

· объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

· субъективный идеализм (Фихте);

· материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

· повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

· особое внимание уделила проблеме развития;

· значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

· взглянула на историю как целостный процесс.

Философия Иммануила Канта.

1. Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

• "Критика чистого разума";

• "Критика практического разума";

• "Критика способности суждения".

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периодабыли проблемы бытия, природы, естествознания.Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.

В основе философских исследований Канта критического периода(начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

Всвоей книге "Критика чистого разума"Кант отстаивает идею агностицизма— невозможности познания окружающей действительности.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

•апостериорное знание;

• априорное знание;

• "вещь в себе".

Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта. Априорное знание— доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства.

"Вещь в себе"— одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Философия Гегеля.

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

• теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея — Мировой дух);

• диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

• "Феноменология духа";

• "Наука логики";

• "Философия права".

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и мышления. Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея- это:

•единственно существующая подлинная реальность;

• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи.Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

• целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход истории;

• познает себя через познавательную деятельность человека;

• творит — в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектикив том, что:

Философия Шеллинга.

1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное",то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

•натурфилософию;

• практическую философию;

• иррационализм.

2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природыи делает это с позиций объективного идеализма.

3. Практическая философия Шеллингарешает вопросы социально-политического характера, хода истории.

Наши рекомендации