Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:
· выступали с материалистических позиций;
· занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
· пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
· искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
· первоначально всего сущего считал воду («архэ»);
· представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);
· допускал наличие множества богов;
· считал центром вселенной Землю;
· точно определил продолжительность года – 365 дней;
· сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:
· первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;
· вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
· первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).
Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:
· первопричиной всего сущего считал воздух;
· выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);
· проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
· отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Гераклит Эфесский.
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
· первоначалом всего сущего считал огонь;
· вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
· считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
· был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
· признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
· всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
· выступал за материальность человеческой и мировой души;
· был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
· движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».
Пифагорейцы.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
· первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
· выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
· считали единицу мельчайшей частицей всего;
· пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).
Элеаты.
Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Элеаты:
· изучали проблемы познания;
· жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
· были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
· считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Атомисты.
Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
· весь материальный мир состоит из атомов;
· атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
· атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
· атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);
· между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
· атомы находятся в вечном движении;
· существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
· атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
Философия Платона.