Упражнение с идеальной моделью
Творческое воображение может быть действенным инструментом саморазвития. Его можно использовать для формирования идеальной модели, идеального образа себя, который становится ориентиром роста, придает силы и может быть воплощен в жизнь. Формирование идеальной модели означает создание реалистичного, достижимого образа себя, который заменяет или включает в себя многочисленные ныне существующие у нас односторонние, неосуществимые или ущербные образы себя. Эти внутренние модели нашей личности – сознаваемые и не сознаваемые – не только различны по своей природе, происхождению и энергетическому потенциалу, но нередко взаимоисключают друг друга, находятся в конфликте между собой. Цель упражнения – разработать именно идеальную модель, реалистичный образ того, кем мы можем и по-настоящему хотим стать.
Чтобы сделать это, необходимо для начала выявить и понять те многочисленные ранее созданные модели своей личности, которыми обусловлены ваши представления о том, кем вы можете стать. Осмыслив эту совокупность конфликтующих моделей, можно переходить к сознательному конструированию и освоению собственно идеальной модели.
Идеальная модель не является моделью предельного совершенства, полного психосинтеза. Она представляет собой модель следующего сознательно предпринимаемого вами шага по пути саморазвития, следующей ступени вашего роста, – например, усиления или интеграции какой-то недостаточно развитой психологической функции, воспитания какого-то желаемого качества или ряда качеств и т.д. Таким образом, это реалистичная модель возможной внутренней и внешней жизни, – модель, к осуществлению которой можно приближаться, и которую можно по мере роста постепенно изменять и расширять.
В представленной ниже форме упражнение с идеальной моделью предназначено для индивидуального использования, но его легко можно видоизменить для применения в группе. Указания по групповой и терапевтической практике этого упражнения будут даны в конце.
ПОДГОТОВКА
Подготовьте свою рабочую тетрадь или просто писчую бумагу и ручку. Нужно, чтобы у вас было под рукой по меньшей мере семь больших листов рисовальной бумаги, набор цветных фломастеров или карандашей. Пронумеруйте листы бумаги от 1 до 7 и используйте их в таком порядке. Выберите спокойное место, где никто не потревожит вас по крайней мере полтора часа. ВНИМАНИЕ: начав упражнение, важно пройти все его этапы до конца без перерывов.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте и расслабьтесь. Успокойте свои чувства. Приведите ум в состояние спокойной восприимчивости. Затем внимательно прочтите следующие слова:
- Все мы так или иначе недооцениваем себя. У каждого из нас есть образ себя худшего, чем мы есть на самом деле. Иногда мы считаем, что этот образ соответствует действительности.
Закройте глаза и какое-то время подумайте об этом образе. Пусть он возникнет перед вашим внутренним взором. Попытайтесь отчетливо увидеть его. Обратите внимание на связанные с ним чувства; некоторое время изучайте его, пытаясь узнать о нем как можно больше. Уделите этому какое-то время. Затем откройте глаза.
(Продолжайте читать инструкцию лишь после того, как завершите первую фазу)
Теперь зарисуйте этот образ себя. Это может быть изображение человека, символ или абстрактный цветовой узор. Если у вас не возникло никакого образа, просто начните рисовать и он появится.
(Продолжайте читать дальше после того, как закончите рисунок)
Запишите мысли, возникшие у вас в связи с этим образом, опишите чувства, которые он у вас вызвал, напишите, каков смысл вашего рисунка, как он связан с вашей повседневной жизнью; запишите также все, что считаете важным отметить.
(Читайте дальше после того, как закончили запись)
Теперь вспомните, кто вы; отставьте рассмотренный выше образ себя; сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов... опять расслабьте свое тело... успокойте чувства... приведите ум в состояние спокойной восприимчивости... Затем внимательно прочтите следующее высказывание и проделайте все то, что делали после чтения предыдущего. Закончив рисовать и записывать, переходите к следующему высказыванию – и так вплоть до шестого.
- В чем-то я себя и переоцениваю. У меня есть внутренний образ себя лучшего, чем я есть на самом деле.
- Я тайно лелею также великолепный образ себя такого, каким мне хотелось бы быть, – идеализированную модель своей личности, практически недостижимую и потому бесплодную.
- У меня есть также образ того, каким мне хотелось бы представляться окружающим, – в противоположность тому, каким я есть в действительности.
- Во мне присутствуют также образы того, каким меня видят другие люди, каким они меня считают; некоторые из этих образов мне нравятся, а некоторые вызывают у меня протест. (Уделите внимание образам обоих типов и нарисуйте их на одном листе бумаги)
- Наконец, у меня есть образ того, каким меня хотели бы видеть другие люди, – образ ожидаемых ими изменений моей личности.
Возьмите рисунки и рассмотрите их все вместе по очереди. Опять соприкоснитесь с каждым из этих образов себя... дайте ему название... запомните связанные с ним чувства.
Теперь встаньте с закрытыми глазами и ощутите на себе груз этих образов... почувствуйте, как они сковывают вас, как ограничивают ваши возможности... как они на вас давят. Продолжая стоять, сделайте телом движение, чтобы СБРОСИТЬ ИХ! Сбросьте с себя этот груз, разметайте усилием воли все эти навязанные вам модели... пусть убираются прочь... Некоторое время не двигайтесь, наблюдая, что вы испытываете. После этого откройте глаза.
- Теперь сядьте, снова закройте глаза, вспомните, кто вы, и сосредоточьтесь на себе. Подумайте, кем вы хотели бы быть в действительности, на самом деле. Пусть вам явится соответствующий образ себя, идеальная модель вашей личности. Посвятите этому какое-то время. Изучите этот образ, пытаясь узнать о нем как можно больше. Сравните себя с ним. Затем добавьте к нему те стороны, которых, по вашему мнению, ему недостает, и устраните все то, что представляется лишним или неуместным. Откройте глаза и зарисуйте этот образ или его символ. После этого запишите, какие у вас в связи с ним возникли мысли и чувства.
(Продолжайте чтение после того, как сделаете это)
Цель следующего, последнего этапа упражнения состоит в том, чтобы "заземлить" эту модель, привнести ее в свою повседневную жизнь. Характер перехода к этому этапу зависит от того, что вы испытывали на предшествующих этапах, в частности, в связи с идеальной моделью, представленной на седьмом рисунке. Разработав последнюю, вы можете остаться полностью удовлетворены ею или даже испытать нечто вроде озарения: "разумеется, таким я и хочу быть, – как это я раньше до этого не додумался?". В результате у вас возникнет ощущение внутренней уверенности в том, что данная модель верна, и что освоив ее вы сделаете шаг вперед в своем развитии. Это не значит, что модель совершенна во всех деталях, – в дальнейшем вы всегда можете изменить ее или усовершенствовать.
Если модель представляется вам верной, можно уверенно переходить к следующему этапу упражнения.
Примечание: Если вы устали, в этом месте можно сделать перерыв, продолжив упражнение немного позже или даже на следующий день. Но чересчур большой перерыв ослабит те возникшие у вас положительные чувства, которые могли бы быть использованы для "оживления" модели.
С другой стороны, рассмотрев полученную модель, вы можете почувствовать, что это еще не совсем "то", что несмотря на верные в целом очертания, она еще нуждается в доработке. В этом случае вы можете уделять совершенствованию модели по 15-30 минут в течение последующих нескольких дней, пока не почувствуете, что это то, что нужно. При желании можете продолжить упражнение прямо сейчас, но рассматривая его как своего рода экспериментальную работу, в ходе которой вы сможете совершенствовать полученную модель на основе обретаемого опыта.
Не исключено, однако, что вы не будете уверены в том, подходит ли вам полученная модель, является ли она шагом вперед или очередным сковывающим вас псевдоидеалом. Почувствовав это, вернитесь к первым шести отброшенным образам себя и посмотрите, не вернулся ли вам незаметно какой-то из них, не принял ли он облик вашей идеальной модели. Если так оно и есть, сосредоточьтесь на этой ранее отброшенной модели и задайтесь вопросом: на основании каких убеждений, мотивов, ценностей, целей, переживаний и т.д. я счел эту модель идеальной? Весьма полезно задавать такой вопрос даже в том случае, если вы удовлетворены своей моделью. Это позволяет выявлять причины тупиковых ситуаций и создает основу для разработки подлинно идеальной модели. Затем можете повторить седьмой этап упражнения.
- Почувствовав, что ваша идеальная модель полностью вас устраивает, закройте глаза и визуализируйте себя в качестве этой модели; разглядывайте свое лицо, глаза и позу, выражающие свойства этой модели... посвятите этому столько времени, сколько потребуется. Затем СТАНЬТЕ этой моделью; почувствуйте, что значит быть ею. Визуализируйте себя действующим в ряде повседневных жизненных ситуаций так, как действовала бы ваша идеальная модель.
Теперь откройте глаза, осмыслите происходившее и сделайте заметки на память. Затем подумайте, хотите ли вы внести в свою идеальную модель какие-либо новые изменения.
На восьмом этапе упражнения вы получаете модель практической деятельности, – модель, которую вы при необходимости сможете все более спонтанно осуществлять в своей жизни. Даже однократное выполнение этого этапа упражнения приносит большую пользу, но эффект его значительно усиливается при неоднократном выполнении, желательно ежедневном. Лучше всего делать это рано утром, проигрывая у себя в воображении ситуации, с которыми вы вероятнее всего столкнетесь в течение дня. Заканчивайте упражнение заявлением о своей решимости действовать весь день в соответствии с идеальной моделью, особенно в рассмотренных вами ситуациях.
Здесь нужно сделать предостережение. В некоторых случаях попытки вызвать положительное качество могут привести к обратному результату. Например, представляя себя спокойно и уверенно выступающим с публичной речью, вы можете испытать чувство тревоги и беспокойства. Представляя, что вы мягко обращаетесь к какому-то человеку, вы можете внезапно испытать вспышку гнева. Это указывает на присутствие какой-то неосознаваемой эмоции, которую нужно вызвать на поверхность сознания и высвободить прежде, чем приступать к освоению идеальной модели.
Тот факт, что попытки развивать свои положительные качества вызывают иногда обратную реакцию, ясно показывает, что ориентация на положительные качества человеческого существа ни в коем случае не связана с игнорированием, тем более подавлением отрицательных черт. Напротив, такой подход позволяет выявлять их и работать с ними, – но работать в рамках положительного подхода, то есть лишь в той мере, в какой эти отрицательные черты служат препятствием дальнейшему росту.
Настоятельно рекомендуется совмещать это упражнение с вечерним обзором освоения идеальной модели в течение дня.
Упражнение может применяться в группах, а также в практике индивидуальной психотерапии и консультирования.
Прежде чем применять это упражнение в работе с клиентами, психотерапевтам и консультантам нужно ощутить его воздействие на себе. Благодаря этому они лучше почувствуют, как оно должно выполняться, какой должна быть продолжительность различных этапов, а также глубже поймут динамику происходящих процессов.
После выполнения упражнения в группе последнюю следует разбивать на подгруппы из 3-4 человек, где каждый из участников по очереди показывает свои рисунки и рассказывает о своих переживаниях, а остальные члены подгруппы предоставляют ему затем обратную связь.