Философия эпохи эллинизма: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм и др.

1). Стоицизм (Сенека и Марк Аврелий). В основе учения стоицизма лежал принцип фатализма. Миром правит промысел, все предопределено заранее. Проведение – это неотвратимая необходимость, представляющая собой цепь необратимых причин. Считается, что тело мира составлено из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира — это огненная и воздушная пневма, некое всепроникающее дыхание. По давней античной традиции, огонь считался стоиками основным элементом, из всех элементов он наиболее всепроникающ, жизнен. Благодаря этому весь Космос, в том числе и человек,- это единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе. Тщательно продумав ситуацию, стоики приходят к убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе.
Итак, главные моменты стоической картины мира таковы:
- Космос — это огненный организм;
- человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому;
- смысл мира и человека — лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому;
- понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности;
- не только отдельный человек, но и люди в целом составляют неразделимое единство с Космосом; Космос можно и нужно рассматривать и как бога, и как мировое государство (тем самым получает свое развитие идея пантеизма (природа есть бог) и идея человеческого равенства).
2). Эпикурейство.
Очень часто учение Эпикура искажают. В основе учения Эпикура лежит понятие «удовольствие». Счастье человека в получении удовольствия, но смысл удовольствия – это наслаждение духа (например, искусство, литература). Страдания – это страхи.«Когда мы живы, смерти нет. Когда смерть есть – нас нет».
Душа – материальное образование, она смертна.
Как и стоики, эпикурейцы ставят прежде всего вопросы устроения, комфорта личности в сложных исторических условиях рабовладельческого общества в поздний период его развития. Основной этический принцип эпикурейцев — удовольствие. Учение, которое во главу угла ставит удовольствие, называется гедонизмом.
Эпикуреец не имеет над собой какого-либо господина, нет необходимости, он обладает свободой воли. Он может уединяться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение с ее началом и даже концом. Человек состоит из атомов, которые обеспечивают ему богатство мира ощущений, где он всегда может найти для себя удобную обитель, отказываясь от активной деятельности, стремления переустроить мир. Эпикуреец относится к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремится слиться с ним. Если довести качества эпикурейского мудреца до абсолютного предела, то мы получим представление о богах. Они тоже состоят из атомов, но нераспадающихся атомов, а потому боги бессмертны. Боги блаженны, им нет никакой необходимости вмешиваться в дела людей и мироздания.
Перечислим главное них:
- все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий;
- человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий;
- мир чувств не иллюзорен, он — главное содержание человеческого, все остальное, в том числе идеально-мыслительное замыкается на чувственную жизнь;
- боги безразличны к человеческим делам (об этом, мол, свидетельствует наличие зла в мире);
- для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям).
3). Скептицизм – в основе данного учения лежал тезис: «Воздержись от суждения».
Нет понятий Абсолютное Знания и Абсолютная Истина. Все относительно.
Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Для сохранения внутреннего спокойствия человеку нужно очень много знать из философии, но не для того, чтобы что-то отрицать или, наоборот, утверждать (всякое утверждение есть отрицание, и, наоборот, всякое отрицание есть утверждение). Античный скептик отнюдь не нигилист, он живет как хочет, принципиально избегая необходимости что-то оценивать. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо.
Перечислим основные положения античного скептицизма:
- мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;
- всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет»;
- подлинная философия скептицизма — молчание;
- следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой.
4). Неоплатонизм (Плотин /250 – 270 гг. н.э. / )
В основе этого учения лежал принцип эманации («изливания»), плавного перехода.
Единое Благо – начало всего
Ум – идеи и числа
Душа – все одушевленное
Материя





Наши рекомендации