Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Типы воспитания

Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:

1. Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

2. Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

3. Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

4. Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Аномалии личностного развития подростков

Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

Кризис юношеского возраста

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

БИЛЕТ 42 ХАРАКТЕРИСТИКА ЮНОСТИ

Хронологические границы данного возрастного периода: ранняя юность, т. е. старший школьный возраст (от 15–16 до 18 лет) и поздняя юность от (18 до 22–23 лет). В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), содержанием которого и является переход от детства ко взрослости и границы которого могут простираться от 12–14 до 25 лет. На Западе существует, а теперь и у нас приживается слово «тинэйджер» как общее название для любого, кому от 13 до 19 (число лет, в английском языке оканчивающихся на -teen).

Социальная ситуация развития юношеского возраста

Социальная ситуация развития в юношестве определяется противоречием между биологической зрелостью и социальной незрелостью: – появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности;

– приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступления в брак, выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.

–но это и материальная зависимость,

– инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением.

Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее,

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин в качестве ведущей деятельности в юношеском возрасте называют учебно-профессиональную деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированные на будущее. В других случаях юноши и девушки еще больше приближаются к производственной сфере: продолжают образование в техникумах, колледжах, лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с обучением в вечерних школах.

Новообразования юношеского возраста:

социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению.Эта психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем (И.В. Дубровина). Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

Важным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – целостного представления о самом себе, эмоционального отношения к самому себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознания своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

БИЛЕТ 43 ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОСТИ

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира;

2) появление осознания необратимости времени, понимания конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях;

3) формирование целостного представления о самом себе, отношения к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психо-логические;

4) осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуаль-ной чувственности.

Становление устойчивого самосознания связано с развитием социальной рефлексии – понимания другого человека путем размышления за него. Представление о том, что думают обо мне другие – важный момент социального познания.

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы становится теоретическое мышление–формирование абстрактного мышления В юношестве выражена тяга к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, которые стоят за конкретными фактами. Однако широта интересов, как правило, сочетается в этом возрасте с разбросанностью, отсутствием системы знаний и навыков – интеллек-туальным дилетантизмом. У юношей может наблюдаться склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний.

Формирование мировоззрения– целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Кризис идентичности

На юношеский возраст приходится кризис идентичности, т. к. в этом возрасте осуществляется серия социальных и индивидуально-личностных выборов и самоопределения. Здесь возможно несколько вариантов:

1) неопределённая идентичность – человек не выработал своих убеж-дений, не выбрал профессию, не может построить жизненные планы, этому сопутствует страх взросления и перемен;

2) долгосрочная идентификация – человек свой жизненный выбор сделал и решения принял не самостоятельно, а на основе чужих мнений;

3) этап психического моратория – этап кризиса самоопределения, выбор из многочисленных вариантов развития того единственного, который можно считать своим. В это время молодой человек стремится (путём проб и ошибок) найти своё место в обществе.

За ними следует или обретение «взрослой идентичности», или задержка в развитии – «диффузия идентичности», которая составляет основу специальной патологии юношеского возраста – синдрома патологии идентичности(Э. Эриксон). Указанный синдром связан со следующими моментами:

· регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса;

· смутное, но устойчивое состояние тревоги;

· чувство изоляции и опустошённости;

· постоянное пребывание в состоянии ожидания чего-то такого, что сможет изменить жизнь;

· страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

· враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс»);

· презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»).

В крайних случаях начинается поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения, иногда он принимает характер суицидальных тенденций.

БИЛЕТ 44 особенности личности в юности

Одно из достижений юности - новый уровень развития самосознания. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уни- кальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. И эту свою личность как нечто особое, не похожее на других, юный человек хочет утвердить среди окружающих людей. Он хочет, чтобы его такую особенную личность заметили. Отсюда - тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явления быта, школьной жизни; в каких-то особенных словечках и выражениях, в неприятии некоторых общепринятых положений.
Переживание собственной уникальности приводит к открытию одиночества, поэтому чувство текучести и необратимости времени сталкивает юношество с проблемой конечности своего существования и темой смерти, что свидетельствует о формировании еще одного элемента юношеского самосознания - философской рефлексии.
Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Отсюда - саморефлексия, способность замечать и примечать проявления характера, свойств воли, те или иные особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений. Отсюда - рост интереса к самоанализу. Центральный психологический процесс в самосознании - это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.
Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Юноши и девушки с низким самоуважением (неприятие себя, неудовлетворенность собой, презрение к себе, отрицательная самооценка), как правило, менее самостоятельны, более внушаемы, более неприязненно относятся к окружающим, более конформны, более ранимы и чувствительны к критике, насмешкам. Пониженное самоуважение и трудности в общении сочетаются также со снижением социальной активности личности. Наоборот, юноши и девушки с высоким самоуважением ( принятие и одобрение себя, уважение к своей личности и поступкам, положительная самооценка) более самостоятельны, контактны, открыты, легче «принимают» окружающих и их мнения, не скрывают свои слабости и неумения, проще переживают неуспехи, в них сильнее развит мотив достижения, соревновательности.
Фактически самосознание юношества акцентировано на трех существенных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он из себя представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Знакомое нам по концепции Э.Эриксона чувство эго-идентичности заключается во все возрастающей уверенности в том, что внутренняя индивидуальность и целостность, имеющие значения для себя, равно значимы и для других.

БИЛЕТ 45 возрастные особенности общения в юности

В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы – с одной сто­роны, и растущая индивидуализация, обособление – с другой.

Первая тенденция проявляется в увеличении времени, ко­торое расходуется на общение (3-4 часа в сутки в будни, 7-9 часов – в выходные и праздничные дни), в существенном рас­ширении его социального пространства (среди ближайших друзей старшеклассников – учащиеся других школ, технику­мов и ПТУ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расшире­нии географии общения и, наконец, в особом феномене, по­лучившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Высокий уровень потребности в общении, проявляющий­ся в расширении его сферы, объясняют постоянным физиче­ским и умственным развитием юноши и в связи с этим рас­ширением его интересов к людям и к миру. Важным обстоя­тельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в но­вом опыте, а с другой – в признании, защищенности в интим­ной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уве­ренность в их признании.

Это необходимо для решения тех проблем, которые свой­ственны юношескому возрасту и решить которые можно лишь в общении с окружающими. Многочисленные исследо­вания неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоут­верждения невозможно вне общения с окружающими людь­ми, без их помощи.

Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, для «изживания» юности необходимо найти человека, ко­торый понял бы ее проблемы. С возрастом (от 14 лет к 17 го­дам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным об­разом, понимание должно иметь характер сугубо эмоцио­нального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, кото­рого обуревают те же проблемы и те же переживания.

Говоря о потребности в обособлении, надо иметь в виду, что развитие личности можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны, это уподобление себя в чем-то другим людям в процессе общения, а с другой – отличение себя от других в результате процесса обособления. Причем общение и обособление протекают в тесном единстве между собой.

Существуют данные, согласно которым неформальное об­щение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологиче­ских условий для общения, ожидание сочувствия и сопере­живания, жажда искренности и единства во взглядах, по­требность самоутвердиться. Возможно, что, когда взрослым кажется, что ребят в школьной дискотеке собирает просто развлекательная направленность, желание «провести время», сами ребята могут считать, что встречаются по более глубо­ким эмоциональным побуждениям.

Но юношеская общительность часто бывает эгоцентрич­ной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих пере­живаний – выше интереса к чувствам и переживаниям друго­го. Отсюда – взаимная напряженность в отношениях, неудов­летворенность ими.

Среди отдельных видов отношений в юности особое место занимает интимная дружба. Напряженный поиск друга на­чинается уже в подростковом возрасте. Однако юношеская дружба гораздо устойчивее и, главное, глубже подростковой. Младшего подростка связывают с другом преимущественно общие интересы и совместная деятельность, закрытая для остальных. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться свои­ми переживаниями. Отсюда и понимание друга как собствен­ного alter ego (другого «я»). Такая потребность впервые появ­ляется именно в юности.

Будучи первой, самостоятельно выбранной глубокой лич­ной привязанностью, юношеская дружба предваряет и в какой-то степени предвосхищает другие привязанности, в частности любовь; отсюда и высокая эмоциональность друж­бы.

Конечно, юношеские представления о дружбе и реальная степень ее интимности неодинаковы у разных людей. У дево­чек, в связи с их более ранним созреванием, потребность в интимной дружбе созревает раньше, чем у мальчиков. Если сопоставить идеал дружбы мальчиков и девочек примерно одного возраста, то требования, предъявляемые к дружбе, у девочек выше, чем у мальчиков. В более старших возрастах эта разница, по-видимому, выравнивается. Интимность дружбы зависит от личностных качеств (не все способны на глубокие чувства, доверительность, интерес к другому) и от уровня рефлексивности личности (а это, в свою очередь, свя­зано с уровнем образования).

Alter ego, который каждый ищет в своем друге, отражает неосознаваемые потребности собственного «я».Один ищет в друге подтверждение своего «я», друг для него – зеркало, в ко­тором он видит свое отражение. Второй, наоборот, сам иден­тифицируется с другом, начиная жить его переживаниями, вплоть до потери собственной индивидуальности. Третий ищет в друге дополнение, образец для подражания и психоло­гическую защиту и т.д. От этих неосознаваемых психологи­ческих потребностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений с ними.

Особое внимание следует уделить общению юношей и де­вушек с взрослыми. Эти отношения не столь напряжены, как в подростковом возрасте, но остаются сложными и при­чина сложности в автономии юноши, обусловленной соци­альной ситуацией его развития.

Современная психология ставит вопрос об автономии вы­росших детей конкретно, разграничивая поведенческую ав­тономию (потребность и право юноши самостоятельно ре­шать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную авто­номию (потребность и право иметь собственные привязанно­сти, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собствен­ные взгляды и фактическое наличие таковых).

Неудовлетворенность потребности юношей и девушек в общении с близкими взрослыми при высокой выраженности этой потребности заставляет задуматься над тем, что же практически означает «доверительность» в реальном взаимо­действии взрослых и старшеклассников. Тут приходится признать, что роль взрослого рассматривается в возрастной психологии преимущественно в одном ракурсе – как провод­ника знаний и в этом своем значении почти не меняется со сменой возрастов ребенка. Между тем при первой попытке взглянуть на нее, не отрываясь от почвы совместной жизне­деятельности взрослого и ребенка, становится очевидным, что по мере того как в ходе роста школьника меняются формы и самая мера его активности, должна изменяться и роль взрослого. Для старших школьников невыносимо принужде­ние, вмешательство в их дела извне, но это не значит, что они не будут благодарны за тактичную помощь. Доверие взрослых к развитию личности школьника, вера в его потен­циальное «я» – лучшее условие доверительности в общении с ним.

Наши рекомендации