А.Стругацкий, Б.Стругацкий «Понедельник начинается в субботу»
Следует сразу отметить, что «Шут» – необычная и очень интересная карта. Одним из распространенных названий этой карты является «Дурак». Любопытно, что в Евангелии от Иуды упоминается бог, управляющий нашим миром, по имени Саклас, что означает «Дурак», который «создал человеческое существо по [своему?] образу и подобию». В этом Евангелии также говорится, что многочисленные верховные божества появились гораздо раньше, чем боги этого мира. Среди последних, наряду с Сакласом, называются также Эл (имя, означающее «Бог» в Ветхом Завете) и его помощник Небро, покрытый кровью, также именуемый Яалдабаофом, что означает «Восставший».
«Шут» имеет два существенных различия с остальными картами Старших Арканов. Во-первых, Шут – это единственная карта из Старших Арканов, которая перешла в игральные карты, где стала Джокером, а во вторых, в отличие от всех Старших Арканов, споры о ее номере не утихают. Трудность, с которой сталкиваются все интерпретаторы Таро, - это вопрос о местоположении Аркана «Шут» в колоде. Французская школа Таро, возглавляемая Элифасом Леви, приписывает ему 21-ый порядковый номер. Алистер Кроули – представитель английской школы Таро помещает этот Аркан под номером 1, и хотя это дает удовлетворительные результаты, но сбивает порядок Старших Арканов и путей на каббалистическом Древе Жизни. В концепции Таро «Золотой Зари» Аркан «Шут» стоит под нулевым номером, но соответствует еврейской букве Алеф.
Айвасс, ангел, с которым общался Кроули, в 1904 году продиктовал следующий отрывок для «Книги Закона»: «My prophet is a fool with his one, one, one; are not they the Ox, and njnt by the Book?» - «Мой пророк есть глупец, и при нем единица, единица, единица; не суть ли они Бык и ничто по Книге?»
Здесь «Шут» или «Глупец» приравнивается к: единице, единице, единице; быку; ничто (по Книге). Каждое из трех символических соответствий для «Шута» связано с еврейским алфавитом следующим образом:
111 – это числовое значение буквы Алеф, записанного по-еврейски (ALP = 1 + 30 + 80 = 111).
Бык – иероглиф, соответствующий названию буквы Алеф.
Ничто (по Книге) – ноль, число «Шута» в Таро.
А в колоде Артура Уэйта этот Аркан соответствует нулевому номеру, но расположен между Арканами «Суд» (20) и «Мир» (21). Возможно, он считал, что «Шут», как карта не имеющая номера и располагающаяся между Арканами «Страшный Суд» и «Мир», имеет гораздо более ограниченные возможности, чем карта, расположенная вначале. Доктор Папюс также соотносил Аркан «Шут» с нулевым номером, но считал, что он соответствует еврейской букве Шин, имеющей числовое значение 300. А некоторые современные тарологи помещают эту карту под 22-ым номером и даже под 78-ым.
Каждый из оккультистов определил «Шуту» свое место в колоде. По одним версиям, нулевой Аркан должен стоять в начале нашего духовного пути и олицетворять человека, не обремененного опытом. По другим – наоборот, в конце, поскольку Дурак не так глуп, как кажется. Некоторые считают, что карта Шут должна помешаться после карты «Смерть», описывая возрождение личности из руин прошлой жизни.
Когда «Шут»располагается в самом начале Старших Арканов он означает начало нового пути, новое начинание или начало нового жизненного этапа.Он связан с любовью, бизнесом, деньгами или любым другим жизненно важным аспектом.
Когда «Шут» помещаетсяпосле Смерти, он означает глобальную трансформацию. Новое существо возродится из пепла. Это новое существо будет тем же человеком, но перемены, произошедшие в нем, окажутся столь значительными, что эту трансформацию можно будет сравнить с возрождением. То, что осталось в прошлом, никогда больше не повторится.
Если Шут помещается после карты Страшного Суда, он означает, что произошло возрождение. Новое существо, возродившееся из пепла после Страшного Суда, будет сильнее и сможет справиться с жизненными обстоятельствами легче, чем раньше. Поскольку человек успешно справился со всеми задачами, которые предвещали предыдущие двадцать карт, он готов завершить цикл, обозначенный двадцать первым Арканом, Миром, и начать новую жизнь или новое дело.
С точки зрения продвижения по пути Таро, есть два возможных толкования этой карты. Если Шут принадлежит началу Старших Арканов, то идея в том, что человек глуп, потому что еще не вступил на путь духовного самосовершенствования. Не осознавая, что несет подобная наука, он слепо бредет по жизни, не замечая важных сигналов и предупреждений, не замечая поворотов жизни. Любая попытка идти этой дорогой, не глядя под ноги (то есть используя знания знатока без понимания, куда они могут привести пользователя), может закончиться катастрофой.
Но если Шут лежит в конце, то его фигура, возможно, не столь глупа, как выглядит. Возможно, человек просто должен сделать прыжок, опираясь лишь на одну слепую веру, чтобы достигнуть конечной ступени на пути самосовершенствования, пусть даже этот прыжок его страшит. Наблюдателю кажется, что он слепо движется к собственной могиле, в действительности это может быть путь к преображению, так далеко выходящему за пределы этого мира, что его не может вообразить даже самый умудренный знаток.
В. Зайченко (Алмаз) пишет: «Шут не имеет определенного места в колоде, он управляет всем. Можно сказать, что Шут завершает колоду Таро, постоянно возвращаясь в нее в бесконечном круговороте жизни. Он присутствует в каждом Аркане и служит его заключением. Он может оказаться везде и нигде, у него нет определенного места в порядке арканов, он непредсказуем и всегда появляется неожиданно».
Номер Аркана: 21. В индийских мифах это число часто упоминается как «трижды семь». Например, таково было число Марут – богов бури и сыновей Рудры, которые были дружиной Индры. А за трижды семью горами хранились сокровища асуров.
Возможно, «трижды семь» - это три человеческие души, постоянно находящиеся в энергетическом поле, окружающем тело человека, каждая из которых имеет по 7 чакр.
Интересно также отметить, что именно 21 день Элифас Леви приготовлялся к некромантическому ритуалу вызывания духов умерших. Он описывает это в своей знаменитой работе «Учение и ритуал высшей магии».
Число 21 – символ магической короны, поскольку оно образуется при умножении 3 (троицы) на 7 (счастье). Это число означает крайне удачливого, счастливого человека. Вспомните, что 21 – это всем известное «очко» в азартных играх.
Знаменитый астролог Павел Глоба считает это число очень мистическим. Он отмечает, что в «Пиковой даме» А.С. Пушкина задействованы числа 3, 7 и Туз, которые вместе дают 21. П. Глоба связывает число 21 со знаком Скорпиона: « 2 + 1 = 3, то есть Марс, который управляет Скорпионом. 21 = 3 х 7, то есть здесь задействованы планеты Марс и Сатурн, две планеты-губители, представляющие собой малое и большое несчастье. Обе планеты имеют отношение к мистерии Скорпиона. Отсюда это число мистическое, тяжелое, связанное со смертью, разрушением».
Однако число 21 в Библии – это число мира и совершенства. Оно символизирует божественную мудрость, зеркало вечного света.
В духовном развитии число 21 говорит о том, что человек достиг полного единения с личностным и Божественным подсознанием и вновь явился в мир как новая осознавшая себя личность. Число 21 соединяет с Богом личную волю человека и весь мир.
Т. Портер в своей книге «Секреты Таро» пишет о числе 21: «Это позитивное число, означающее продвижение вперед и победу после долгой борьбы. Двадцать один считается кармической наградой и символизирует собой свободу, независимость и осуществленные честолюбивые замыслы. Это число также означает завершение значительного цикла и скорое возникновение новых путей духовного странствия».
Однако, как уже упоминалось выше, во многих традиционных колодах Аркан «Шут» проходит под нулевым номером, что делает этот Аркан несколько странным. Помещенный в конце колоды, он как бы находится «вне игры». Возможно, нулевой номер следует понимать как намек на исключительное положение этого Аркана.
Мэнли Холл в своей «Энциклопедическом изложении масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» писал: «Нулевая карта – Дурак – уподоблена материальной вселенной, потому что смертная сфера есть мир нереальности. Низшая вселенная подобная смертному человеческому телу, есть ничто иное, как одеяние, пестрый костюм, подходящий шуту. Под одеждой дурака, однако, находится божественная субстанция, шутовство для которой является просто тенью; этот мир есть просто Марди Грас – блеск божэественных искр, разбросанных по одеянию шутов. Не помещена ли эта нулевая карта (Шут) в колоду Тарот для того, чтобы ввести в заблуждение всех, кто не может проникнуть сквозь завесу иллюзии?
Карты Тарот были отданы просвещенными жрецами Мистерий на сохранение глупым и невежественным и в силу этого стали игральными картами, во многом даже инструментом порока. Дьявольские привычки человека, следовательно, стали неосознанным хранителем его философских наставлений. «Мы должны восхищаться мудростью Посвященных, - писал Папюс, - сумевших использовать порок, что привело даже к лучшим результатам, нежели просто добродетель». Не является ли сам этот акт древних священников доказательством того, что вся тайна Тарот окутана символизмом его нулевой карты? Если познание было доверено таким вот образом дуракам, не следует ли искать его как раз в этой карте?
Если Дурака положить на первое место в колоде, а другие карты выложить в ряд слева направо, то можно обнаружить, что дурак идет к другим персонажам, как бы проходя через карты. Подобно духовно не видящему из-за повязки на глазах неофиту, Дурак готов отправиться в наисложнейшее приключение, ведущее через ворота Божественной Мудрости. Если нулевая карта рассматривается как лишняя в главной колоде, то это разрушает нумерическую аналогию между этими картами и еврейскими буквами, поскольку одна буква остается без соответствующей карты Тарот. В этом случае необходимо будет приписать пропущенной букве гипотетическую карту Тарот, называемую элементами, которая разбита на 56 карт меньшей колоды. Вполне возможно, что каждая из карт главной колоды может быть подвержена подобному делению».
Ноль – это не что иное, как окружность, обрисовывающая пустоту, ничто. Поэтому ноль – символ пустоты, он означает освобождение от ограничений материального мира. Ноль означает состояние, в котором мир пребывал до начала творения. Ноль – вечная первозданная пустота с принципом зарождения всех вещей. Это число не имеет ни параметров, ни границ, ни величин. Иудеи называют его Айн, индийцы – Шуньатой, а греки – Хаосом и Бездной.
Ноль – это чистая энергия – Духовная Божественная сила. Это число символизирует великий круг, божественную сферу или божественный мир. Это – символ абсолюта.
Блаватская называет ноль Не-Числом, потому что он становится величиной, только когда одна из других девяти цифр предшествует ему, являя, таким образом, его сумму и мощь. В комментариях к последней строчке первого стиха четвертой станцы «Книги Дзиан» – «…все есть Единое Число, исшедшее из Не-Числа», она пишет:
«То, что абсолютно, конечно, есть Не-Число; но в своем позднейшем значении оно имеет применение, как в Пространстве, так и во Времени. Оно означает, что не только каждое нарастание времени есть часть большего нарастания до самой бесконечно-продолжительной длительности, вмещаемой человеческим рассудком, но также, что ни одна проявленная вещь не может быть рассматриваема иначе как часть целого; вся совокупность, будучи Единой, Проявленной Вселенной, исходящей из Непроявленного или Абсолюта – называемого Не-Бытием или «Не-Числом» для отличия его от Бытия или «Единого Числа».
Не-Число – это точка отсчета, без которой любая величина стала бы бесконечной.
Ноль пришел к нам в средние века через мусульман. До изобретения цифры «ноль» человечество не могло свободно оперировать сложными математическими категориями и концепциями. Но ноль полностью изменил ситуацию и позволил человеку продвинуться в своей эволюции.
Зачастую нумерологи не включают ноль при анализе чисел, поскольку теософически ни одно число его не дает. Однако это большая ошибка, поскольку ноль обладает очень мощной энергией и силой трансформации. Это число способно пролить свет на множество событий, происходящих в нашей жизни. Энергия ноля настолько велика, что она может послужить причиной многих событий. В позитивном смысле ноль глубок, силен и обладает целительными свойствами. В негативном – принудителен, легко впадает в крайности и мстителен.
Однако позднее от соотнесения Аркана «Шут» с нулевым номером отказались, поскольку при соотнесении карт с буквами древнееврейского алфавита возникли затруднения с помещением нулевой карты в последовательность букв, каждая из которых означает цифру. Истина в том, что подлинная последовательность карт никогда не была известна.
Буква еврейского алфавита: Шин. Буква-Мать. Безрассудство.
Буква Шин символизирует стихию Земли, понятие Небо, время года – лето, а в человеке – голову и сумму достоинств.
В «Сефер Иецира» в переводе Папюса сказано: «Он утвердил шин царствовать над огнем и оковал их цепями и сочетал таким образом, что запечатал ими небеса в мире, тепло – в году и голову – в человеке мужского и женского пола».
А в «Сефер Иецира» в переводе Н. А. Переферковича с еврейского подлинника читаем: «Он назначил шин царствовать над огнем и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими: небо в мире, теплое время в году и голову в мужском теле сочетанием: шин, мем, алеф, а в женском сочетанием: шин, алеф, мем».
Букве Шин соответствует имя Бога Шадай, что означает «Всемогущий» и обозначает качество, придаваемое второму принципу Бога. Он дает зародыш всем растительным субстанциям. Кирхер связывал это имя с животными и вообще со всем тем, что имеет жизнь.
Также букве Шин соответствует имя Бога Шель, что означает «Бог Спаситель».
Числовое значение Шин как буквы равно 300 и совпадает со значением фразы «Руах Элохим» - «Жизненное дыхание Богов», обычно переводимой в Библии как «Дух Божий», RVCh ALHIM = (200 + 6 + 8) + (1 + 30 + 5 + 10 + 40) = 214 + 86 = 300.
В оккультной концепции «Золотой Зари» Шин выступает как один из двух атрибутов Духа, когда сочетается с Тетраграмматоном IHVH, образуя пентаграмматон IHShVH или еврейскую форму имени Иисус. Этот высочайший и могущественнейший астральный пентаграмматон именно благодаря букве Шин обеспечивает себе возможность инкарнации – опорной точки искупления человеческих коллективностей, а следовательно, и реинтеграции первичного совершенного человека.
Шин – буква Святого Духа, и «Сефер Иецира» связывает ее со стихией Огня. Графически буква Шин имеет форму пламени из трех языков. Каббалистически каждый из этих трех огненных языков описывает одного члена семьи: Отца, Мать и Ребенка.
Шин открывает классическое слово для огненного Солнца, ShMSh. Буква Шин олицетворяет элемент Огня, а Мем – элемент Воды. Таким образом Солнце показывает цикл элементов Огня, Воды и Огня, показывая, что в центре Огня – Вода, подобно тому, как в центре Янь – Инь.
Шин – первая буква слова, означающего «небо, небеса», ShMIM. Здесь слово “небеса” составлено из комбинации огня и воды как Sh (буква Шин как Огонь) + MIM (буквенное название для мема как воды). В изложенной в “Зогаре” доктрине загробной жизни, все души очищаются во время шестимесячного путешествия в огне и шестимесячного же – во льдах.
Папюс писал, что буква Шин означает такие понятия, как плоть, вечная жизнь, стрела сенситивного принципа, зубы и круг.
Э. Леви приписывал Шин следующие привилегии и силы: «Обладать секретом богатства, всегда быть его господином и никогда – рабом. Уметь наслаждаться даже бедностью и никогда не впадать ни в уничижение, ни в нищету».
В манускрипте «Религиозный каббалистический ключ Таро», датированном XVI веком, в стихотворной форме каждая строчка выражает определенную букву еврейского алфавита. Шин: «Могилы, в которые смертные безудержно сходят толпами».
Числовое значение: 300. Как уже упоминалось выше, числовое значение фразы «Руах Элохим», которая обычно переводится в Библии как “Дух Божий” дает в сумме 300.
Интересно также отметить, что согласно преданию, при построении Храма Соломона было задействовано 300 мастеров, которые управляли 30 000 избранных людей. Руководить построением Соломон поручил Хираму.
Иероглиф: Стрела в прямолинейном колебательном движении. Это движение можно соотнести с типом движения по замкнутой линии.
Астрологический союз: Первопричина – Фиксированные звезды (Зодиак).
Каббала: путь, соединяющий Кетер (1) с Хокхмой (2). Геометрический символ: круг.
Знак отношений между Богом, человеком и Вселенной – равносторонний треугольник (три пространственные определенности, три плана бытия) с точкой в центре, вписанный в квадрат. Квадрат – Материальный мир, а вписанный в него треугольник – Дух. Точка в центре квадрата представляет непосредственно сам Аркан «Шут», каждая сторона треугольника состоит из семи Старших Арканов Таро, а каждая сторона квадрата представляет одну из мастей Младших Арканов Таро. Поэтому это также знак священной Книги Таро.
Древние евреи считали, что каждый аркан содержит активное, пассивное и уравновешивающее начала. В Аркане «Шут»:
Относительное движение – активное осуществляющее начало;
Прерывание – пассивное осуществляющее начало;
Животное царство – уравновешивающее осуществляющее начало.
Время: первая половина дня. Обеденный перерыв. Ночь. Полнолуние. Солнечное или лунное затмение. В натальном гороскопе планета выходит из дома (например, Юпитер выходит из 8-го дома).
19 января – Крещение. День Пантелеймона-Целителя.
«И я увидел другого Человека.
Усталый, хромая, тащился он по пыльной дороге через пустынную равнину под палящими лучами солнца.
Бессмысленно глядя в сторону остановившимися глазами, с полуулыбкой, полугримасой, застывшей на лице, плелся он, сам не видя и не зная куда, погруженный в свои химерические грезы, вечно ходящие по одному кругу.
Дурацкий колпак с погремушками, надетый задом наперед, сидел у него на голове; все платье его было разорвано сзади; дикая рысь с горящими глазами прыгала на него из-за камня и впивалась зубами ему в ногу.
Он спотыкался, чуть не падал, но тащился дальше, держа на плече мешок с ненужными, бесполезными вещами, таскать которые его заставляло одно его безумие.
Впереди дорогу пересекала расщелина. Глубокая пропасть ожидала безумного путника. И разевая пасть, из пропасти выползал огромный крокодил.
*** *** ***
И я услышал Голос, который говорил мне:
- Смотри! Это тот же Человек.
*** *** ***
Все путалось у меня в голове.
А что у него в мешке? – спросил я, сам не зная зачем.
После долгого молчания Голос ответил:
- Четыре магических символа: жезл, чаша, меч и пентакль.
Безумный всегда носит их с собой. Но он не понимает, что они значат.
*** *** ***
Разве ты не видишь, что это ты сам?
И, весь содрогаясь, я чувствовал, что это тоже – Я».