Трансмутация, Универсальная Медицина
Современный оккультист и автор нескольких книг по Таро и картомантии В. Зайченко (Алмаз) заметил: «Этот Аркан следовало бы назвать «Воскрешение», но его часто называют «Суд», так как, согласно традиции, Страшный Суд является не только составной частью процесса воскрешения, но и отождествляется с ним».
«Мы видим жизни постепенный ход,
И это сходство будущего с прошлым
С успехом позволяет говорить
О вероятье будущих событий.
Их и в помине нет еще пока.
Но семена и корни их в наличьи».
У. Шекспир «Генрих IV»
«Земля к земле, прах к праху, тлен к тлену;
с незыблемой верой в Воскрешение к вечной жизни».
Молитвенник, 1662
Номер Аркана: 20. Однако следует отметить, что на карте из «Метрополитэн-Будапешт» порядковый номер Аркана «Страшный Суд» - 19.
О символическом значении числа 20 подробно рассказано в главе, посвященной Аркану «Сила», поскольку 20 – числовое значение этого Аркана.
Буква еврейского алфавита: Реш (реши, рейш). Двойная буква, соответствующая Сатурну. Распознавание.
Слово «реш» означает «голова, лицо».
Большинство оккультистов соотносит букву Реш с планетой Сатурн. В «Сефер Иецира» в переводе Н. А. Переферковича с еврейского подлинника сказано: «Он назначил букву реш царствовать над миром, и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими Сатурна в мире, пятницу в году и левую ноздрю в теле мужском и женском».
Однако в «Сефер Иецира» в переводе Папюса читаем: «Он утвердил на царство реш, надел ему венец, сочетал их одного с другим и создал им в мире Меркурия, в году – четверг, а в человеке – правое ухо».
Действительно, на схеме Древа Жизни буква Реш связывает Меркурий и Землю, что обосновывает мнение Папюса. Однако и Меркурий (Ход) и Сатурн (Бина) находятся на левой колонне Древа Жизни и, таким образом, также связаны между собой через посредничество Марса (Гебура).
В «Сефер Иецира» также сказано, что с буквой Реш образовались изящество и безобразие.
Букве Реш соответствует имя Бога Роде(х), которое означает «Повелевающий». Оно приписывается к первому принципу Бога, который прилагается к царству животному и дает ему жизнь. А Кирхер пишет, что это имя «образует растения».
Также букве Реш соответствует имя Бога Рель, что означает «Бог глава».
Папюс отождествлял букву Реш с такими понятиями как, производительная сила земли, человеческая голова, вечная жизнь и шестиконечная звезда как шесть спиц.
Э. Леви приписывает Реш следующие привилегии и силы: «Укрощать любовь и ненависть».
В манускрипте «Религиозный каббалистический ключ Таро», датированном XVI веком, в стихотворной форме каждая строчка выражает определенную букву еврейского алфавита. Реш: «Дыхание его заставляет давать ростки даже прах могил».
Числовое значение: 200. Это число связано с Великим соединением Юпитера и Сатурна, о котором упоминалось в главе, посвященной Аркану «Звезда». Напомним, что это соединение бывает примерно через каждые 20 лет и, согласно астрологическим воззрениям вызывает смену правителей на троне, восстания, государственные кризисы и тому подобное. Точки небосвода, в которых происходит соединение Юпитера и Сатурна, вписывают равносторонний треугольник в окружность, разделенную на 12 знаков Зодиака. При этом каждой вершине треугольника Великого соединения Юпитера и Сатурна требуется около 200 лет, чтобы пройти участок, соответствующий протяженности одного знака Зодиака и достигнуть следующего. Этот факт подчеркивает связь числа 200 с процессом обновления.
Интересно также отметить связь числа 200 с так называемыми «падшими ангелами». Согласно апокрифической Книге Еноха, часть посланных для контроля над Землей ангелов увидели человеческих дочерей и воспылали к ним страстью. Не желая действовать поодиночке,они принесли друг другу клятву и объединились, и 200 этих «наблюдателей» опустились на Землю и взяли себе жен среди людей. Вскоре родилось потомство – гиганты, которые взбунтовались против природы и начали «грешить против птиц, и зверей, и рептилий, и рыб, и пожирать плоть друг друга, и пить кровь». Падшие ангелы научили людей, как делать орудия войны, ювелирные украшения, косметику, как колдовать и заниматься астрологией, а также рассказали другие секреты.
Иероглиф: Голова человека. Это голова человека, понимающего пользу врученного ему в предыдущем Аркане топора. Она выглядывает в окно, прорубленное этим топором, и направляет человека при сознательных переходах от одной фазы жизни к другой.
Астрологический союз: Меркурий – Земля.
Каббала: путь, соединяющий Ход (8) с Малкут (10).
Геометрический символ: шестиконечная звезда в виде шести спиц, упоминаемая Папюсом как один из символов еврейской буквы Реш, может послужить геометрическим символом этого Аркана.
Древние евреи считали, что каждый аркан содержит активное, пассивное и уравновешивающее начала. В Аркане «Суд»:
Самостоятельное движение – активное охранительное начало;
Дыхание – пассивное охранительное начало;
Растительное царство – уравновешивающее охранительное начало.
Время: Весна. Осень.
Рош-Гашана – еврейский Новый год. Шана на иврите «год», а рош – «голова». В дословном переводе «голова года», то есть его начало. Он наступает 1 и 2 числа седьмого месяца Тишрэй (сентябрь). Первые десять дней месяца Тишрэй носят название «Дни трепета и раскаяния».
Предвестником наступления нового года является месяц Эллул (август), называемый месяцем милосердия и прощения. С первого дня этого месяца ежедневно (за исключением субботы) после утренней молитвы трубят в рог. Звуки трубного рога должны встряхнуть людей, возбудить в них желание призадуматься: «Год близится к концу. Опомнись, совершил ли в этом году деяния, в которых ты должен раскаяться?» Звук шофара как бы гласит: «Проснитесь, спящие, пробудитесь от своего глубокого сна…, ибо близок Судный День; очнитесь от дурных деяний, от грехов ваших». Это время самоанализа, раскаяния, подведения итогов жизни за год. Стоит задуматься: каким он будет этот наступающий год, что он принесет, какие радости и какие тревоги. Во время последней недели месяца совершаются особые богослужения «Селихот», посвященные прощению грехов. Богослужение в основном состоит из Псалмов, сочиненных во славу Господа и по традиции приписываемых царю Давиду.
В канун Нового года евреи приветствуют друг друга словами: «Пусть вам будет записано только хорошее в этом году». Существует древнее предание, что на небесах есть Книга Жизни, в ней записаны имена всех живущих на земле. В дни Рош-Гашана Бог отмечает в Книге Жизни, какая судьба ожидает в наступающем Новом году каждого из людей. Евреи верят, что Бог судит все дела и поступки в зависимости от поведения, что определяет дальнейшую судьбу. В Торе праздник Рош-Гашана имеет еще одно название: Йом Га-дин – День суда.
Перед праздником евреи не только желают друг другу счастливого Нового года, но и просят прощения за нанесенные обиды. Важнейшая основа иудаизма – идея раскаяния. Человек может и должен «очиститься» от грехов, им совершенных. Человек свободен в выборе своих решений и поступков, и поэтому он лично несет ответственность за них. И так как нет на людей абсолютно праведных, которые всегда бы делали только добро и не грешили, то всем дана возможность искупления своих грехов через раскаяние.
В эти дни все задумываются не только о том, что ожидает впереди, но и вспоминают уходящий год. В Торе праздник Нового года назван также Днем памяти. Воспоминания о том, что произошло, помогают предвидеть то, что только готовится произойти. В канун Нового года люди оценивают и анализируют свои поступки, чтобы в будущем стать лучше. В эти дни евреи молятся в синагогах и просят ниспослать им, их семье и всему народу Израильскому мир, благополучие и радость.
Рош-Гашана – праздник обновления. Человек обновляет свою душу, очищает ее, готовится в Новом году к добрым поступкам.
Рош-Гашана – это также праздник сотворения первого человека, его день рождения. Оба дня Рош-Гашана считаются как один «длинный» день. Молитва, чтение Торы и трубление в рог – «шофар» – три действия, символизирующие этот праздник.
Рош-Гашана, как и все еврейские праздники, начинается на закате дня, предшествующего ему. При зажигании праздничных свечей читают особое благословение и благодарственные молитвы, помещенные в особом молитвеннике, называемом «Мазхор», что в буквальном переводе означает «цикл». Этот молитвенник используется только в праздник Рош-Гашана и Йом-Кипур и содержит выдержки из Торы и древних учений иудаизма, известных под названием Талмуд, а также псалмы и религиозные стихи. Молитвы Рош-Гашана необыкновенно поэтичны, человек должен всем сердцем прочувствовать и пережить их содержание.
Утром в Рош-Гашана трубят в синагоге в шофар. Звуки шофара захватывают душу и сердце, напоминая о том, что праотец евреев Авраам готов был принести в жертву сына своего Ицхака. Звук шофара напоминает человеку о необходимости возвыситься душой, достигнуть высших человеческих качеств. Самый торжественный момент праздника – трубление в шофар. Сильные звуки рога, то отрывистые, то протяжные призваны пробудить человека ото сна. Он должен заглянуть себе в душу, задуматься о своих прежних поступках, принять решение впредь следовать путем истины и правды.
В чем смысл трубления в шофар:
1. Малхуйот: трубление в шофар коронует Всевышнего на царство над всей землей. В молитвах Рош-Гашана так говорится об этом: «Ибо Господь велик и грозен, Он – царь великий над всей землей… Восходит Господь на судейский престол свой при трубных звуках шофара».
2. Зихронит: шофар напоминает нам историю жертвоприношению Ицхака и напоминает Всевышнему о заслугах праотцов еврейского народа. Всевышний, увидев, что Авраам готов принести Ему в жертву своего единственного сына, послал Аврааму барана, который был принесен в жертву вместо Ицхака. Поэтому шофар делают из бараньего рога. «Сказал Всевышний: «Трубите предо Мною в бараний рог, чтобы напомнить Мне о жертвоприношении Ицхака, сына Авраама, и вспомню Я о заслугах их».
3. Шафарот: шофар напоминает о даровании Торы с горы Синай, которое сопровождалось звуком шофара. И звук шофара становился все сильнее. «Моше говорил, а Бог отвечал ему голосом». У подножия Синая еврейский народ принял на себя веру в Бога Израиля, Тору и заповеди и заключил обновленный союз со Всевышним.
Звуки шофара различаются по долготе и силе и называются на иврите «ткиа», «шварим» и «труа». Ткиа – долгий звук, шварим – три отрывистых, труа – трель отрывистых звуков. Звуки эти напоминают вздохи и рыдания, заставляют сердца исполниться раскаяния и смирения.
Принято трубить в шофар так:
Ткиа – шварим – труа – ткиа
Ткиа – шварим – ткиа
Ткиа – труа – ткиа.
Эта мелодия повторяется трижды.
В первый день Рош-Гашана (если это не суббота), вечером перед заходом солнца евреи отправляются к берегу моря или реки и читают главу из книги пророка Миха: «Ты ввергнешь в глубины волн все грехи наши». При этом они вытряхивают над водой все карманы или углы одежды, где обычно застревает мелкий мусор и крошки. Этот обычай возник примерно в XIV веке. Он символизирует желание очиститься от всех грехов и вступить в новый год с чистыми помыслами. Обряд носит название ташлих – от слова «лехашлих» (бросать, прогонять).
9-го Тишрэй, с заходом солнца начинается самый святой и возвышенный день еврейского календаря – Йом-Кипур, когда Всевышний прощает грехи, совершенные по отношению к Нему. Для того, чтобы Бог принял молитвы, человеку надо всего лишь раскаяться в своих дурных поступках. В Йом-Кипур люди, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов. Этот день называют еще Шабат шабатон (дословно «суббота суббот»); в Йом-Кипур запрещено совершать все те же работы, что и в субботу.
Судный День не должен нести страх перед небесным судом, а радость и душевный подъем. Люди, искренне и полностью представ перед Всеблагим, обретают надежду и уверенность, что они будут вписаны в счастливый год. «Над нами всеми суд в Рош-Гашана, а приговор выносится на Йом-Кипур», - из века в век повторяют евреи на Судный День.
Тора велит этот день полностью посвящать Богу и зовет к трепетному и священному соблюдению обычаев Судного Дня: «И да будет сие для вас постановлением вечным: в седьмой день, в десятый день месяца, смиряйте души ваши и никакой работы не делайте… Ибо в сей день искупит (священник) вас, чтобы сделать вас чистыми: ото всех грехов ваших перед Господом вы будете очищены».
Йом-Кипур завершает собой Грозные дни, которые начались в Рош-Гашана, и те 40 дней, что Моше находился на горе Синай. Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев – поклонения золотому тельцу – Моше поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом-Кипур он вернулся, принес новые скрижали и радостную весть: «Простил Я по слову твоему!» С тех пор дни Йом-Кипур считаются временем особого благоволения Всевышнего, когда Он охотно принимает молитвы.
Канун Йом-Кипура проходит в своеобразной атмосфере. В этот день воздерживаются от работы, целиком посвящая его приготовлению к празднику Судного дня. Утром принято окунуться в воды «миквэ». В канун Йом-Кипура жертвуют больше обычного на благотворительные цели (цедаку), ибо сказано: «Раскаяние, молитва и цедака отменяют суровый приговор».
Принято одеваться во все белое, ибо белый – символ чистоты.
Прежде чем отправиться в синагогу, хозяйка дома зажигает свечи – как в любой канун субботы и праздников. При этом произносится благословение. Кроме обычных свечей, зажигают еще и «нернешама» (дословно «свеча души») – в память об умерших родственниках.
Служба в синагоге начинается с того, что самые почтенные члены общины извлекают свитки Торы, а затем становятся по обе стороны хазана (кантора).
Трижды произносит кантор «Кол-Нидре» – «Все обеты», а все присутствующие негромко повторяют за ним каждое слово молитвы. Из-за торжественной красоты мелодии, «Кол-Нидре», возможно, самое известное из песнопений Йом-Кипура, является не молитвой в полном смысле этого слова, а своего рода охранной клятвой соблюдающих Закон евреев, которая отменяет все клятвы и обеты, противоречащие Божьим Заповедям и которые человек не может исполнить, например, клятвы, данные из страха или по принуждению. Многие ученые считают, что этот ритуал возник в средние века, когда евреев заставляли под страхом смерти всенародно отрекаться от своей веры, но тайно они продолжали ее исповедовать.
14 февраля – день Святого Валентина. 19 декабря – день Святого Николая Чудотворца.
«Я увидел ледяную равнину. Цепь снежных гор замыкала горизонт. И появилось облако, и стало расти, и закрыло четверть неба. И среди облака взмахнули два огненных крыла. И я увидел посланника Царицы.
Он поднял трубу и затрубил звучно и властно.
И в ответ ему задрожала равнина, и громким перекликающимся эхом ответили горы.
И одна за другой стали открываться могилы на равнине, и из них начали выходить люди – и дети, и взрослые, и старики – и мужчины, и женщины. И они простирали руки к посланнику Царицы, ловили звуки его трубы…
*** *** ***
И в звуке трубы я почувствовал улыбку Царицы. И в открывающихся могилах я увидел распускающиеся цветы, и в простирающихся руках я услышал аромат цветов.
И я понял тайну рождения в смерти».