Б. Акунин «Алмазная Колесница»
Номер Аркана: 7. Однако следует отметить, что на карте из «Метрополитэн-Будапешт» порядковый номер Аркана «Колесница» - 8.
Буква еврейского алфавита: Зайн (Заин). Простая буква, соответствующая знаку Зодиака Близнецы. Собственность.
В «Сефер Иецира» в переводе Папюса сказано: «Он утвердил на царство зайн – надел на него венец, соединил их один с другим и создал: в мире – Близнецов, в году – Сиван (Май), а в человеке – селезенку».
А в переводе «Сефер Иецира» Н. А. Переферковича с еврейского подлинника читаем: «Он назначил букву зайн царствовать над хождением и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими знак Близнецов в мире, Сиван в году и левую ногу в теле мужском и женском».
Буква Зайн соответствует седьмому имени Бога – Закай, то есть чистый и означает ангельский чин Начала – детей Элоима. Их служением Тетраграмматон (Бог четырехбуквенный) Саваоф производит растения и все, что существует в царстве растительном. Его атрибут – Нецах – победа и правосудие.
Поскольку седьмое имя Бога и ангельский чин Начала связаны с процессом сотворения растительного мира на Земле, интересно отметить, что семерка слышна и в имени древнеславянского бога Симаргла. Волей верховного повелителя смертных и бессмертных бог Симаргл был назначен охранять Древо Жизни и передавать людям жизненную силу земли. Древо Жизни давало семена всех растений, произрастающих на земле, а бог Симаргл был охранником корней и семян всех растений, подпитывая их жизненной энергией земли. Он следил за тем, чтобы каждое растение вовремя зацвело и взрастило свое зерно. Симаргл заботился и о дальнейшей судьбе этого зерна, чтобы оно в должном количестве досталось и людям, и птицам, и зверям, и чтобы необходимая часть зерна унеслась с ветром и засеялась в землю, чтобы вновь прорости в определенный срок.
Симаргл являлся могучим защитником добра, посредником между небом и землей, которого все смертные молили о помощи, особенно в неурожайные годы. Он иногда являлся людям в облике крылатого пса. Таким чаще всего изображали Симаргла - неутомимого сеятеля и главного охранника, заботящегося о растительном мире всей земли на оберегах, посуде, украшениях, своих жилищах. Когда в 980 году в Киеве по распоряжению великого князя Владимира соорудили пантеон богов, то рядом с самыми почитаемыми божествами – Перуном, Дажбогом, Хорсом, Стрибогом и богиней Мокошей стояло и изображение Симаргла. Известно, что слова “семья” и “семя” произошли от имени этого древнейшего бога.
Также букве Зайн соответствует имя Бога Зель, что означает „Бог молнии”.
В «Сефер Иецира» также сказано, что с Зайн образовались обоняние или его отсутствие.
В Каббале упоминается еще одно значение Зайн – «оружие». А. Уэйт писал, что буква Зайн означает «меч».Этопламенный меч, взмахи и вращения которого отмечают 10 Сефирот Древа Жизни.
Архетипический меч в Каббале – пламенный меч, описанный в книге Бытия. В книге Бытия (Быт.3: 24) сказано, что Бог поместил пламенный меч на Востоке от Эдема, чтобы охранять Сад. Числовое значение этого пламенного меча в оригинальном еврейском тексте равно 666:
VATh LHT HChRB ([6 + 1 + 400] + [30 + 5 + 9] + [5 + 8 + 200 + 2] = 407 + 44 + 215 = 666) – пламенный меч обращающийся (Бытие 3: 24). Это третий случай появления 666 в Ветхом Завете (предыдущие прослежены в 6-ом Аркане).
Э. Леви писал: «Сверкающий меч – знак победы над пороками, которых семь, как и добродетелей. Идеи этих добродетелей и пороков древние изображали символами семи известных в то время планет. Стремление к бесконечному, благородное доверие к самому себе, поддерживаемое верой во все добродетели (вера в самого себя), которая у слабых натур может выродиться в гордость, - изображалась Солнцем; надежда, враг скупости – Луной; любовь к ближнему, противоположность сластолюбию – Венерой; сила, превосходящая гнев, - Марсом; благоразумие, противоположность лени – Меркурием; умеренность – проотивоположность чревоугодию – Сатурном, которому дают съесть камень вместо детей; и, наконец, справедливость, противоположная зависти, - Юпитером, победителем Титанов».
Э. Леви приписывал Зайн следующие привилегии и силы: «Он обладает секретом воскрешения умерших и ключом к бессмертию».
В манускрипте «Религиозный каббалистический ключ Таро», датированном XVI веком, в стихотворной форме каждая строчка выражает определенную букву еврейского алфавита. Зайн: «Но для дел веры необходима одна голова».
Числовое значение: 7. Семерка считается самым священным из всех чисел во всех теогониях и символах, поскольку оно состоит из тройного и четверного. Число 7 образуется при сложении двух чисел – 3 (троицы) + 4 (прочность космоса). Это комбинация трех священных отображений Духа и четырех элементов природы. Поэтому семерка символизирует троичность и четверичность видимой и невидимой Вселенной одновременно. Семь – это стадии раскрытия творческого замысла Создателя вплоть до образования самой непроницаемой материи.
Олард Диксон считал Гептаду зеркальным отображением Дуады, которое в паре с ней приходит к Вечности. Парность Дуады и Гептады прослеживается в седьмой главе «Бытия», в действиях Ноя, которому велено было взять в ковчег «всякого скота чистого… по семи, мужского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужского пола и женского».
Связь Двойки и Семерки отчетливо прослеживается в иллюстрации Аркана «Колесница». Колесницу Победителя – главного героя седьмого Аркана везут два сфинкса – черный и белый. Это означает, что Победитель, стоящий в центре колесницы, сумел создать прочный баланс и гармонию между двумя противоборствующими силами.
Семерка – это символ Вечного Пламени в системе гностиков. Как уже упоминалось в предыдущей главе, посвященной Аркану «Влюбленные», Сизигии (т.е. происходящие от Вечного) – это три пары противоположностей. Согласно гностическим представлениям, из начальных шести Сизигий, соединенных Вечным Пламенем, произошли Эоны (Ангелы), которые, направляемые Демиургом, организовали низший мир. Видимый и осязаемый мир, образованный последней из семи Сил, впитал в себя и все предыдущие изменения, формировавшиеся первыми шестью Силами Единого Бога.
В мифах многих народов число семь также упоминается в связи с процессом сотворения мира. Например, Пемба - божество, олицетворяющее стихию Земли в пантеоне африканского народа бамбара, кружился вихрем 7 лет и создал землю с ее горами и долинами. А также Фаро – духовная сущность, символизирующая стихию Воды – властелин слова, построил 7 небес, соответствующих 7 частям земли, а затем оплодотворил их живительным дождем.
Любопытно отметить, что семь частей земли упоминаются также в рассказе сибирского шамана самоедов о его первом путешествии в Нижний Мир. Он описывает, как дух-хранитель ведет его в местность, где он может научиться лечить помешательство. Дух хранитель говорит при этом: «Сначала было создано семь земель, и из-за духов этих земель люди теряют разум. Некоторые начинают петь, другие умирают, третьи становятся шаманами. Наша земля имеет семь возвышенностей, и на каждой из них живет один помешанный. Когда ты станешь шаманом, ты сам найдешь их».
Большинство угро-финских легенд объединены в эпос «Калевала». В нем говорится, что в самом начале существования мира Ильматар, девственная дочь Воздуха, спустилась с небес в море. Ильматар, известная также как Луоннотар, Дочь Природы, однажды, резвясь в воде, зачала от восточного ветра. В течение 7 веков богиня плавала по поверхности моря и не могла разродиться, поскольку суши не существовало.
В мифах о сотворении мира африканского народа сенуфо на седьмой день творения произошло много изменений: деревья стали плодоносить, а животные размножаться. Первого человека Вулото, до этого потреблявшего лишь воду, впервые стал мучить голод, он поел фруктов, начал подчиняться физиологическим законам, потеряв свои способности сверхчеловека.
И, наконец, согласно Бытию, творение мира было осуществлено в течение семи дней, что, по сути, было и творением жизни. В седьмой день Бог отдыхал от своего труда, он благословил этот день и объявил его святым. В Торе сказано: «… Закончены были небо и земля, и все воинство их. И завершил Бог к седьмому дню труд Свой, который Он созидал… И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день он почил от всей работы Своей, которую совершил Бог созидая». Первый Шабат, первая Суббота – это последний день чудесной недели сотворения мира. Идея субботы, отдыха и размышлений после труда и самоотдачи, отражена в природе числа 7, как уход от мира, самосозерцание, погружение в себя и медитация.
Нумерологии считают семерку числом мистики, тайн и глубочайшей мудрости. Интересен тот факт, что семерку нельзя получить путем перемножения других чисел, и сама она при умножении не дает числа в пределах первого десятка. Этим она не похожа на другие числа (ибо 3 х 3 = 9, 2 х 4 = 8, 2 х 3 = 6, 5 х 2 = 10 и т. д.) и потому считается отличной от них, чуждой им и одинокой, лишенной возможности контакта с ними.
“Число семь, - размышляет философ V-VI в. от Р.Х. Давид Анахт, - называется девственным, как Афина и время. Девственным, ибо все числа, входящие в десятку (период), или порождают какое-нибудь число, или порождаются каким-нибудь числом (здесь Анахт имеет ввиду чисто математическое порождение), а семь не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким-нибудь числом».
Благодаря таким необычным свойствам, нумерологии считают семерку самым мощным магическим числом. По традиции, седьмой сын седьмого отца обладает магическими способностями. Число семь представляет магическую силу во всем ее могуществе. Это – дух, которому служат все элементарные силы.
Магическая пентаграмматакже должна быть изготовленаиз сплава семи планетных металлов. Ритуал освящения связывает магическую пентаграмму с влиянием семи планет и состоит из семи магических церемоний: шести малых и одной большой. Большая церемония совершается под влиянием планеты, доминирующей в астральном составе будущего носителя пентаграммы. Предшествующие ей малые церемонии относятся к остальным шести планетам.
До наступления христианской эпохи, число 7 рассматривалось как проявление космического порядка. Это символ семи Разумов Планет.
Таинственный греческо-египетский бог Серапис назывался Теоном Гептаграмматоном, или богом с именем из семи букв. Имя Серапис (подобно Абраксасу (Abraxas) и Митре) состоит из семи букв. В гимнах Серапису жрецы использовали семь звуков. Иногда Серапис изображался с рожком с семью клапанами. Они представляют семь божественных разумов, проявляющихся через солнечные лучи. Рожок Сераписа также напоминает о семиструнной лире Орфея и о семи музыкальных нотах.
Известно, что Солнце содержит в своем свете все семь цветов спектра. Древние египтяне считали, что такой великий бог, как солнце, имеет семь или четырнадцать душ или двойников. Большинство местных божеств отдельных номов получили свое объяснение в качестве различных проявлений Солнца как “члены Ра” или как его “души”. А индусы верят, что Солнце постоянно движется в своей колеснице, ведомой упряжкой из семи лошадей. Семерка ассоцируется с солнечной энергией и семью планетами, являющихся колесницами солнечной энергии.
Из семи высших богов состояли пантеоны многих древних народов. Известны семь земных божеств майя и семь древнешумерских богов, которые живут в подземном мире и исполняют его законы. Семерка – это также полный состав древнеславянского пантеона высших богов. В Древнем Вавилоне бог Бэл-Мардук возглавлял семерку верховных богов, каждый из которых имел свой город, свой храм-жилище, свои функции, свое небесное светило и свой день недели. Кроме Бэла-Мардука в эту семерку входили: бог мудрости Набу, бог Солнца и справедливости Шамаш, бог Луны и знаний Син, бог кровопролитной войны и владыка преисподней Нергал, бог счастливой войны, витязь богов Забаба, или Нинута, богиня любви и красоты Иштар. Эта семерка богов воплощала единство Вавилонии, федерацию ее семи главных городов, семь видимых невооруженным глазом светил Солнечной системы, семь дней недели. От греков, римлян, евреев и арабов священная вавилонская семерка и некоторые связанные с ней представления вошли в культурную традицию всех христианских и мусульманских народов.
Вавилонский ритуал, называвшийся “процессией Мардука” являлся главным событием двенадцатидневного празднества Нового года. Раскопки в Вавилоне, а также изучение вавилонских ритуальных текстов позволили ученым реконструировать формы поклонения Богу Мардуку и древний ритуал. По ходу “процессии Мардука” делалось семь “остановок”, и на каждой богу Мардуку под различными именами возносились хвалы.
Эти семь верховных богов ассоциируются с семью небесами в астрологии. А некоторые шаманские легенды говорят, что Верхний Мир имеет семь солнц.
Интересно также отметить, что у египетской богини Хатор, матери всех богов, было семь аспектов, которые египтяне называли Святыми Повивальными Бабками и связывали с семью планетами, известными до недавнего времени.
Число семь связано и с вавилонской свирепой богиней-воительницей Иштар, которую на Ближнем Востоке называли Хранительницей Архива Жизни, Стражем Закона и Порядка, Госпожой Битв и Побед. Она изображалась в колеснице, запряженной семью львами. Иштар воплощала дух плодородия и была богиней как положительных, так и отрицательных сторон всего, что ей подчинялось, покровительницей своих жриц. Она могла быть суровой, жестокой и невыдержанной, но она могла и оказать во многом помощь.
Иштар так горевала по поводу смерти своего возлюбленного Таммуза – бога плодородия, что решила проникнуть в преисподнюю и вернуть его. Ей предстояло пройти семь врат и у каждого из них она должна была оставить либо какое-то свое украшение, либо часть одежды. У первых с нее сняли корону, у вторых – серьги, у третьих – ожерелье, у четвертых – украшения с груди, у пятых – пояс, у шестых – браслеты с ног и рук, у седьмых – накидку с тела. Иштар протестовала всякий раз, когда у нее изымалась очередная вещь, но ей говорили, что это обычная процедура для всех, кто входит в обитель смерти. Когда она, наконец, добралась до дворца царицы преисподней Эрешкигаль, она была обнажена и беззащитна. Эрешкигаль бросила ее в темницу и пытала.
Поскольку Иштар представляла дух плодородия, ее исчезновение остановило созревание урожая и рост всего живого на земле. В этом отношении история параллельна легенде о Персефоне. Боги, осознав, что потеря Иштар грозит дезорганизацией всей Природы, послали своего представителя в подземный мир и потребовали ее освобождения. Хозяйка Гадеса была вынуждена подчиниться, и на Иштар вылили живую воду. Это вылечило Иштар от всех насланных на нее напастей, и она проделала обратный путь через семь ворот, у каждых ей отдавалась изъятая у нее вещь.
Миф об Иштар символизирует схождение через семь миров, или сфер священных планет, человеческого духа, который после утери всех его украшений входит в физическое тело – Гадес, где хозяйка этого тела насылает на него все скорби и несчастья. Живая вода – секретная доктрина – вылечивает болезни невежества; и дух, восходящий вновь к своему божественному источнику, возвращает себе Богом данные украшения и проходит вверх через семь колец планет.
В «Божественном Пимандре Гермеса Меркурия Трисмегиста» - самом раннем произведении герметической литературы упоминаются Семь Колец, на которых восседают Семь Правителей, которые наделяют человека низшими силами. На первом Кольце восседает Луна - способность увеличивать и уменьшать. На втором Кольце сидит Меркурий - хитрость, обман и ремесло. На третьем Кольце сидит Венера - похоть и страсть. На четвертом Кольце восседает Солнце - амбиции. На пятом Кольце восседает Марс - стремительность и смелость профана. На шестом Кольце восседает Юпитер - чувство накопительства и жажда богатства. На седьмом Кольце восседает Сатурн, охраняя Ворота Хаоса - ложь и дьявольские козни.
ЭтиСемь ПравителейявляютсяДухами Планет, чьи орбиты связывают Вселенную. Семь Правителей контролируют мир через таинственную силу, называемою Судьбой. Каждый из Семи Правителей разделяет с человеком свою собственную природу. Бессмертный Человек имеет силу Семи Правителей – или же Жизни, Света и Слова, - но, будучи смертен, он управляется Кольцами Правителей – Судьбой или Предназначением.
Источником чувств, ощущений, желаний и телесных страстей являются Семь Правителей, чья природа в низшем человеке ведет его к разрушению, а в высшем духовном человеке дает жизнь.
В связи с этим напомним, что известны семь смертных грехов: гордость, сладострастие, гнев, лень, жадность, зависть и обжорство. В Средние века насчитывалось и семь добродетелей: четыре платоновских – мудрость, мужество, умеренность и справедливость, и три дополнительных, которые присовокупили к изначальному числу последователи Платона и Аристотеля, - вера, надежда и любовь. Но проповедник Бертольт Регенсбургский связал семь добродетелей с семью планетами: Солнце – символ веры, Луна – смирения, Марс – силы духа, Меркурий – миролюбия, Юпитер – благотворительности, Венера – любви, Сатурн – постоянства (вследствие медлительности его движения).
Э Леви писал: «В еврейской Каббале Солнце изображает ангела света, Луна – ангела стремлений и мечтаний, Марс – ангела истребителя, Венера – ангела любви, Меркурий – ангела-цивилизатора, Юпитер – ангела могущества и Сатурн – ангела уединения. Их называют также Михаилом, Гавриилом, Самаилом, Анаелем, Рафаелем, Захариелем и Орифиелем. Эти силы – властительницы душ, делили между собой человеческую жизнь, и астрологи измеряли эти периоды временем обращения соответствующих планет. Детство посвящено Солнцу, юношество – Луне, молодость – Марсу и Венере, возмужалость – Меркурию, зрелый возраст – Юпитеру и старость – Сатурну».
Как уже упоминалось в главе, посвященной Аркану «Великий Иерофант»,человек – это пентаграмма, изготовленная из семи металлов.
Семь – это также количество чакр в энергетическом теле человека. Как уже упоминалось в главе, посвященной Аркану «Императрица», энергетическая форма человека представляет собой сферу, в которой имеется направленная вверх центральная ось. В этой оси имеется семь отверстий, соответствующих семи чакрам. Чакрой (Chakra, санскр. – круг, диск) называется орган астрального или эфирного тела человека, преобразователя жизненной энергии. От двух энергетических каналов нади, лунного (ида) и солнечного (пингала) расходятся в разные стороны круги, и точки их пересечения называются чакрами. Чакры – это энергетические водовороты, где энергия движется против часовой стрелки. Каждая чакра соответствует определенному пересечению (пучку, сплетению) и определенному числу лепестков, характеризующих ее качества. Если взглянуть на них сверху, то чакры представляют собой взаимопересекающиеся круги. В индийской традиции насчитывают шесть чакр и еще одну, высшую суперчакру – Сахасрара. Проходя через ворота шестой чакры-аджны человек достигает седьмой чакры-сахасрары, где он находит Царство Божие. До пробуждения кундалини чакры обладают ограниченным истощаемым запасом энергии, как у батарейки. Однако после пробуждения с помощью кундалини они подсоединяются к неиссякаемому источнику божественной энергии, и их энергия становится неистощимой. Чакры развиваются на различных этапах жизни человека и напрямую связаны с состоянием его физического тела и духа.
Чакры определяют энергетический баланс человека, уровень его энергии. Без энергетики человек – труп. Всякая чакра имеет свой знак или символ и обладает особыми, только ей присущими свойствами, которые проявляются на всех уровнях, то есть во всех телах человека.
Число семь присутствует также в символическом изображении корневой чакры муладхара – слон с семью хоботами, символизирующими семь главных минералов.
Семерка непосредственно связана с первыми людьми и возникновением рас. В «Божественном Пимандре Гермеса Меркурия Трисмегиста» рассказывается о том, что Природа соединившись в браке с Небесным Человеком, породила семь двуполых человек, которые воспроизводили себе подобных, поскольку каждый из них был мужчиной и женщиной одновременно. Каждый из этих семи человек разделял природу Семи Правителей, а все они являлись семью расами.
В африканских мифах о происхождении рас упоминаются 7 мальчиков и 7 девочек, рожденных от дочери первоначального божества и его последователя, который довел до конца сотворение мира и следил за его регулярным функционированием. Кожа у этих мальчиков и девочек была разного цвета, они говорили на разных языках, бедные родители не понимали их, и впоследствии они рассеялись по всему свету. Так произошли расы.
Современный американский ученый Дж.Миллер обнаружил связь между семеркой и особенностями психики человека, пропускной способностью его нервной системы. Как показала статистика опытов, самые различные испытуемые могут без ошибки сравнивать между собой в среднем только до семи раздражителей. И в другой области человеческой деятельности – в оперативном, кратковременном восприятии – человек может мгновенно схватить и запомнить не более семи сходных элементов.
Также отметим, что человеческое тело имеет семь отверстий, а человеческое лицо – семь частей.
Человек, как микрокосм, так же воплощает в себе семиричную эволюцию своего существования: chat – органическое тело, ankh – жизненная сила, ka – астральное тело, hati – животное тело или электромагнетический флюид, bai – разумное тело, cheybi – душа и kov – дух. Каждое из этих семи человеческих сущностей напрямую связано с Творцом посредством семи лучей гностического света, символизируемого в “Химической Свадьбе Христиана Розенкрейца” Валентина Анреэ семью веревками, ведущими к спасению и свободе. С помощью семи лучей гностического Света совершается очищение плоти для восхождения на высшие уровни Мистерий со ступеньки Тетрады.
Семь процессов Великого Дела символизировали семь дней творения, семь лучей гностического света и семь планет, так как считалось, что от конкретного влияния каждой планеты в земле зарождается особый металл. Металлы различались по степени совершенства: от свинца (самого грязного) до золота. Алхимик начинает с «сырого» материала в его самом грязном «свинцовом» состоянии и постепенно улучшает его, доводя до состояния совершенного золота. Каждый шаг в этой работе соответствует восхождению души сквозь планетарные сферы.
Лестница с семью перекладинами является символом митраистской инициации. Фабер полагает, что эта лестница первоначально была пирамидой с семью уступами. Вполне возможно, что масонский символ лестницы с семью ступеньками имеет митраистское происхождение.
В мистериях Митры посвящаемый проходил через семь ворот, поднимаясь по семи ступеням, что символизировало восхождение души сквозь семь планетарных сфер. В мистериях Изиды посвящаемый надевал или снимал с себя семь одежд (иногда двенадцать).
Дерево с семью цветками – эмблема планет находилось в огромном зале, куда после нескольких часов блужданий в хитросплетениях коридоров подводили кандидата, ищущего доступ к посвящению в Мистерии Одина.
В «асентадо» - обряде посвящения в Сантерии Вуду используются семь керамических горшков, окрашенных к символические цвета Ориша – белый, красный, синий, желтый, черный, зеленый и коричневый. Семь женщин-жриц, предварительно сняв обувь, измельчают и смешивают различные травы, предназначенные определенному Ориша, и складывают их каждая в свой горшок. Содержимое всех этих горшков будет использовано при изготовлении омиеро. Омиро – вода очищения, восстанавливающая и излечивающая. В омиеро сконцентрирована сила лекарственных растений и влияние Ориша.
Практика семидневного поста и медитации на мандалу известна в буддийском тантризме. Мандала – ритуальныйчертеж, используемый в буддийской мифологии Тибета, Монголии, Китая и других стран. Считается, что первая мандала была изготовлена основателем буддийского тантризма Падмасамбхавой (VIII в. н.э.). Соорудив мандалу, он помещал в ее центральный круг так называемый дорджи (магический жезл) и предавался семидневному посту и медитации, после чего в центр мандалы спускалось божество.
В Древнем Египте число 7 считалось символом вечной жизни, цифра 7 означала смерть и воскресение. В святи с этим интересно отметить, что в христианских мифах именно семь звуков трубы Судного Дня пробудят людей за пределами их земной жизни.
Артур Уэйт характеризует семерку как число победы и духовного расцвета. Это согласуется с каббалистическим значением семерки – победа. 1 + 6 = 7 – человек направил волю по правильному пути (пути добра) и поэтому победил.
Семерка соответстует Сефире Нетцах (Венера) – победа или вечность, т. е. вечное торжество разума и справедливости.
С числом семь связаны также Кабирские Мистерии Самофракии, которые были по своей известности в древнем мире почти равны Элевсинским Мистериям. Мало что известно о секретных ритуалах Кабиров, однако некоторые исследователи полагают, что Кабиров было семь, и одни говорили о них как о «Семи Духах огня перед троном Сатурна», а другие считали Кабиров семью звездными странниками, которых позднее назвали планетами.
Семерка также связана с Каббалой. Согласно еврейскому преданию, Енох был седьмым учителем мира после Адама и автором Каббалы – книги, написанной при помощи образов, символы которой впоследствии введенные во всеобщее употребление, предоставили письменности буквы, слову – его отличительные признаки, а оккультной философии – ее таинственные знаки и пантакли. Эта книга была сокращением древнего предания, позже названного Кабаллой или Кабалой – еврейским словом, эквивалентным преданию.
В Ветхом и Новом Завете число 7 повторяется более семисот раз, также часто обращается к нему и Каббала, индийская философия Веданты и Парацельс говорят нам о семи уровнях человека. В радуге, знаке союза Бога с Ноем, семь цветов.
«Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис» – одна из самых популярных книг Библии – основано на числовом символизме и изобилует числом 7 (оно встречается в ней 54 раза) – семь печатей, семь труб, семь чаш гнева Божия, семь язв, семь громов, семь Архангелов, Элохим или духов перед престолом, семь золотых подсвечников, семь голов Зверя, исписанных богохульными именами.
Э. Леви писал по поводу «Откровения»: «Картины, следующие одна за другой в этой чудесной пророческой эпопее представляют собой пантакли; ключи к ним – тройное, четверное, семерное и двенадцатерное».
Шестая глава книги Иисуса Навина повествует о том, что в течение семи дней Иешуа с израильтянами обходил стены Иерихона с «Ковчегом Господним» и семью жрецами, которые несли семь священных труб. На седьмой день они семь раз обошли город и на седьмой раз закричали, и стены рухнули, и они уничтожили город. Иерихон был крепостью, загораживавшей вход в Северную Палестину. Чтобы добраться в Палестину и осесть там, надо было взять Иерихон.
Отметим также, что именно на седьмой день после Исхода еврейский народ вышел на берег Красного моря – произошло окончательное освобождение из египетского рабства.
С числом семь связан и Шавуот – праздник дарования Торы, поскольку он наступает через семь недель после Пасхи. В этот день после Исхода из Египта еврейский народ получил на горе Синай Тору. Старинное предание гласит, что в ночь Шавуот небеса раскрываются и все молитвы достигают Бога.
Отметим также, что в молитве Господней насчитывается 7 просьб.
Известны также 7 церковных таинств: Елеосвящение, Евхаристия, Покаяние, Священство, Брак, Миропомазание, Крещение.
В Коране и в Книге Еноха описывается путешествие по семи небесам, соответственно, Муххамеда и Еноха; и поныне мусульманские паломники должны семь раз обойти вокруг Каабы при посещении Мекки.
Во время еврейского народного праздника Симхат-Тора («радость Торы), возникшего в Вавилоне в конце Х – нач. XI в. н. э., центральное место занимает чтение Торы во время церемонии «гакафот» (дословно «круги», «обходы») – семь обходов вокруг бимы (возвышенности, с которой в синагоге читают Тору), во время которых люди поют и танцуют со свитками Торы в руках. Из ковчега (арон-кодеша) вынимают все свитки Торы и вместе с ними семь раз обходят вокруг бимы. После каждого круга свитки Торы передают другим участникам веселья, стараясь, чтобы никто не остался в стороне – ни уважаемые члены общины, ни простые люди. Шествие сопровождается радостными песнопениями и плясками. Праздник продолжается до поздней ночи.
Церемония «гакафот» отражает надежду на счастливый новый год. Перед началом «гакафот» говорят:
«Тебе дано было видеть,
что Господь – он Бог,
нет другого, кроме Него».
В этих словах Торы заключается главный принцип иудаизма.
Тот, кого вызывают к чтению последней части Торы, именуется «женихом Торы». А тот, кто начинает читать главу «Брейшит», называется «женихом Брейшит». Они называются «женихами» потому, что Тору сравнивают с невестой. Праздник завершения цикла чтения Торы и начало нового цикла – это своего рода свадебная церемония, в которой народ Израиля – «жених», а Тора – «невеста».
Число семь также связано с празднованием Нового года в Японии. По японскому обычаю, вечером второго дня Нового года, было принято класть под подушку бумажную картинку с изображением семи богов счастья, сидящих в лодке. Эти семь богов выбраны из пантеона китайских, японских и индийских богов.
В связи с этим интересно отметить, что древние греки также считали число семь числом удачи и успеха.
Великие города: Рим, Киев, Москва были построены на семи холмах.
А великий шумерский царь Лугуланнемунду, правивший, вероятно, в 2500 году до н. э., выстроил в своем городе Адабе храм богине Нинту. Храм имел семь ворот и семь дверей, и когда он был завершен, его освятили семь раз, принеся в жертву семь откормленных быков и овец.
Нумерологи говорят о числе 7, что оно правит жизнью в мире материи. Семь – число скрытых ритмов земной жизни, поскольку оно управляет рождением, изменением, смертью. Человеческое тело обновляется каждые 7 лет. Оккультисты считают, что болезни развиваются согласно семидневному циклу с кризисами на 7, 14 или 21 день, кризисы эти длятся 3,5 дня (половина от семи). Менструации у женщин, от которых зависит человеческая жизнь, происходят циклично через 4 х 7 дней и длятся около 3,5 дней. Следовательно, число 7 управляет жизненными циклами и ритмами – рождением, ростом, болезнями, старением и смертью. По тем же самым причинам 7 является числом совершенства. Каждая стадия человеческого роста завершается в течение семи лет, каждая фаза Луны – в течение семи дней. Среди древних народов было широко распространено верование, что цикл жизни и смерти на Земле – рождение и увядание растений, животных и людей – связан с растущей и убывающей Луной, с ее бесконечным циклом рождений и смертей на небе. Лунный цикл состоит из четырех фаз, каждая из которых длится 7 дней. Шумерийцы основывали на этом цикле свой календарь. Отсюда и возник месяц, состоящий из четырех недель по 7 дней каждая; плюс дополнительные дни в конце каждого цикла, чтобы восполнить те дни, когда Луна на небе не видна. В Вавилоне каждый седьмой день, отмечающий конец определенной стадии лунного цикла, был посвящен Сину, богу Луны, и эти дни считались несчастливыми и опасными. Возможно, именно отсюда пошло понятие «субботы» – седьмого дня, в который надо отдыхать, ибо любые действия в этот день опасны.
Семь любых объектов представляют собой законченный цикл. У евреев седьмой год считался юбилейным. Неделя, состоящая из семи дней, также представляет собой законченный цикл.
С числом семь связана и африканская традиция «обряда перехода» или инициации – гражданская обязанность всех здоровых членов общества обоего пола народа сенуфо. Это коллективное явление, относящееся к религии, но имеющее большое социальное значение. Чтобы достичь инициации следует пройти несколько ступеней. Полный цикл предусматривает три большие фазы сроком по семь лет каждая.
Цикличность семерки отражена также в вавилонском мифе о боге Нергале. В Древнем Вавилоне его называли «Дикий бык небес», он был сыном Энлиля и Нинлиль. Нергал – бог подземного мира, но его влияние подобно лучам палящего солнца. Он приносит на землю зной и засуху, кровавые войны, лихорадку и чуму. Однако лишь 7дней каждого месяца Нергалпребывает в загробном царстве. Потом же он возвращается на небеса, становится богом небесным и ищет подвигов, а не преступлений. Его свободный проход в мир печали, связан с одним из его поступков. Когда-то гордый Нергалне поприветствовал посла богини Эрешкигаль, за что был отправлен в подземный мир. Спутники Нергалалихорадка, чума, голод, злые ветры смогли парализовать стражу того мира, и он не потерял своей сути небесной. Там он победил владычицу мрака, тьмы и смерти Эрешкигаль и стал супругом побежденной. С тех пор 7 дней каждого месяца отведены для его встречи с женой.
В связи с этим интересно отметить, что волшебница Калипсо удерживала Одиссея на своем острове именно 7 лет.
С числом семь связан и еврейский обычай, называемый ушпинзин, связанный с праздником Суккот. Символика этого праздника напоминает о тех далеких временах, когда Моисей (Моше Рабейну) вывел евреев из египетского рабства и сорок лет вел в Израиль по Синайской пустыне. Во все время этого тяжелого путешествия люди жили в шалашах – простых легких шатрах, или походных палатках, которые можно было быстро разобрать и перенести на новое место. В Торе сказано: «В пятнадцатый день седьмого месяца (тишрэй), когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Всевышнего семь дней… В шалашах живите семь дней, чтобы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской…».
Евреи верят, что во время праздника каждый шалаш посещают семь важных гостей (ушпизин – «гости»). Это – души праотцев еврейского народа: Авраама, Ицхака, Якова, Иосифа, Моше, Аарона и Давида. Каждый из них много скитался. Авраам, прародитель еврейского народа, оставил землю, в которой родился, родной дом и отправился в страну, которую Бог обещал ему дать, в Ханаан. Сын Авраама, Ицхак, всю свою жизнь провел в странствиях по стране филистимлян. Его сын, Яков, ушел в Египет. Иосеф, сын Якова, был продан братьями чужеземцам, которые увезли его в Египет, где он стал вторым после фараона человеком в государстве. Моше вывел народ Израиля из Египта и странствовал сорок лет по Синайской пустыне. Аарон, брат Моше, прародитель рода священников, тоже провел сорок лет в странствиях по пустыне. Давида, царя Израиля, выстроившего Иерусалим, преследовал царь Шауль, и он был вынужден бежать в страну филистимлян.
В седьмой и последний день Суккот, 21 тишрэй, обходят синагогу семь раз. При этом читают молитвы и возглашают: «Хошана!» – «Спаси!» Это слово перешло и в русский язык почти без изменений: осанна. День этот так и называется: Гашана-Раба. Во времена Иерусалимского Храма молящиеся в каждый из дней праздника обходили вокруг жертвенника семь раз со словами: «Молим Тебя, Господь: спаси нас!»
Гашана-Раба считается последним из «грозных дней», когда на небесах окончательно утверждается приговор каждому человеку. В ночь на Гашана-Раба принято бодрствовать, изучать Тору и читать особые молитвы. Утром хазан (ведущий молитву) надевает белое одеяние. В молитвах люди просят Всевышнего послать на землю