Первые документальные свидетельства
Впервые Таро были упомянуты в 1332 году, когда король Леона и Кастилии Альфонс XI издал указ о запрещении карт. Еще одна старая запись, упоминающая Таро, 1367 год. В этом году был наложен запрет на игру в карты в каноне Берна. Исходя из того, что карты были запрещены к 1332 и 1367 годам, можно сделать вывод, что они существовали до этого времени. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что в Европе карты Таро были неизвестны до 1300 года.
Известно, что карты Таро появились в Европе в XIV веке, после чего быстро распространились во всех слоях населения. Одним из первых о них упоминает монах-доминиканец Иоанн, живший в Швейцарии, неподалеку от Базеля, и в 1377 году опубликовавший сочинение под названием «Tractatus de moribus et disciplina humanae conversationis» («Трактат об обычаях и о том, о чем люди говорят»), в котором говорится об игре в карты. Далее история сохранила для нас летопись распространения этой игры по всей Европе (цит. По: michael Dummet, “The game of Tarot from Ferrara to Salt Lake City”, London 1980):
- 1377 – Флоренция, Париж, Базель, Сиена;
- 1378 – Регенсбург;
- 1379 – Витербо, Брабант, Сент-Галлен, Констанца, а также Берн (точнее, между 1367 и 1398, скорее всего в 1379 году);
- 1380 – Перпиньян, Барселона, Нюрнберг;
- 1381 – Марсель;
- 1382 – Лилль;
- 1384 – Валенсия;
- 1389 – Цюрих;
- 1390 – Венеция, Голландия;
- 1391 – Аугсбург, Сицилия (точнее, между 1377 и 1391 годом);
- 1392 – Франкфурт;
- 1397 – Ульм, Лейден.
Эти сведения почерпнуты большей частью из запретительных указов, при помощи которых власти пытались бороться с распространением карт. Из этих указов нельзя понять, что именно запрещалось, гадание или игра. Современные ученые предполагают последнее. Есть у них и идеологическое обоснование тогдашних запретов игры в карты: набор карт в четыре масти, то есть Младшие Арканы Таро и обычные игральные карты, в XIV веке пришли в Европу от мусульман, следовательно, это были грех и язычество, развращающие добрых христиан. Римская католическая церковь наложила на карты проклятие, назвав их происками дьявола. Карты Таро стали именоваться не иначе как «Библией Дьявола» или «Дьявольскими картинками».
Но широкое распространение печатных материалов не представлялось возможным до 1436 года – времени изобретения И. Гутенбергом печатного пресса. Обучение населения чтению и письму не проводилось вплоть до времен Реформации, а общественной нормой грамотность стала только в XIX веке. В определенной степени отсутствие грамотности народу заменяли символы и картинки Таро, привлекая внимание своими аллегорическими и архетипическими образами. А запрет карт Таро способствовал их повсеместному тайному распространению – «запретный плод сладок».
Италия или Франция?
Одна из версий о происхождении Таро утверждает, что эта система взглядов зародилась в Италии, и развилась из обычной колоды игральных карт, а в самом начале представляла собой всего лишь салонную игру, которой развлекалась итальянская знать XV века. И, хотя в этой версии отсутствует романтика и тайна, она все-таки считается наиболее правдоподобной. Почему? Во-первых, первоначальные названия карт, carte da trionfi и tarrochi, взяты из итальянского, в то время как в других языках еще целое столетие не существовало достоверных терминов для обозначения и описания колоды. Во-вторых, на первоначальных козырных картах (эти карты сегодня известны под именем «Старшие Арканы») отсутствовали египетские изображения. Вместо этого на них изображались картинки со сценами из жизни европейской знати.
Первые дошедшие до нас карты Таро (Старшие и Младшие Арканы) были нарисованы в Северной Италии в XV столетии. Все дошедшие до нас карты XV века происходят из городов-государств Италии: Милана, Болоньи, Венеции, Феррары и Флоренции. Это самые древние (из дошедших до нас) изображения, которые, вне всякого сомнения, являются картами Таро.
Известно также, что в середине XV века в Италии существовали т. н. «символические» (или «козырные») карты Таро, возможно, названные позже Старшими Арканами. Документальных свидетельств о них не существует вплоть до 1420-х (к этому времени относятся упоминания о неких символических картах с изображениями животных) или даже, скорее, до 1440-х гг., когда символические карты становятся излюбленным развлечением при дворах итальянских владык. В 1450 году миланский герцог Франческо Сфорца написал письмо одному из своих подчиненных, дав ему в качестве особого задания закупить несколько пачек (тогда еще не колод) символических карт. Судя по этому письму, уже тогда различались типы карт – игральные и символические: Сфорца распоряжается закупить простые игральные карты, если порученец не найдет символических. Кроме того, это поручение говорит о том, что символические карты были обычным товаром, а не предметом искусства, воплощением мистических опытов и предметом, доступным лишь избранным. С именем Франческо Сфорца связана и самая ранняя колода Таро, дошедшая до наших дней почти в полном объеме. Она была создана придворным художником Бонифацио Бембо где-то между 1432 годом, когда помолвка Франческо Сфорцы и Бьянки Марии Висконти объединила эти две семьи, и 1466 годом, годом смерти герцога Франческо.
Висконти были пpавителями Милана с конца XIII столетия. «Сфоpца» («Сила») - это прозвище, данное в 1387 году кондотьеpу (наемному воину) Музио Аттендоло, который сражался на стороне Висконти в одной из междоусобных войн. Музио Сфорца был настоящим «солдатом удачи»: он храбро служил тому феодалу, к которому нанимался на службу, но если его что-нибудь не устраивало, он мог переметнутся на сторону врага. Так, однажды он перешел от Папы Иоанна на службу к королю Неаполя. В ответ Папа Иоанн заказал художнику карикатуру, на который изменник Сфорца был изображен повешенным за одну ногу – так в Италии с незапамятных времен поступали с предателями. Сходство этой карикатуры со Старшим Арканом «Повешенный» несомненно. Кстати, в ранних описаниях эта карта именовалась именно «Предателем».
После смерти Музио Аттендоло в 1424 году его прозвище «Сфорца» по указы королевы Иоанны II Неаполитанской получило статус благородной наследуемой фамилии. Сын Музио Аттендоло, Франческо Сфорца, тоже стал кондотьером. В 1432 году он был помолвлен с Бьянкой Марией Висконти, незаконнорожденной дочерью третьего миланского герцога Филлиппо Висконти, а в 1441 году женился на ней. В 1447 году герцог Филлиппо умер, не оставив прямого наследника, и в 1450 году Франческо удалось захватить власть в Милане и стать четвертым герцогом.
Предполагают, что т. н. «Пирпонт Морган – Бергамо», самая полная из разрозненных древнейших колод Таро, сохранившихся до наших дней, была заказана неизвестному ломбардийскому художнику, возможно связанному со школой Франческо Заваттари, по случаю коронации Франческо Висконти-Сфорца (1450) либо в честь 10-летия свадьбы Франческо и Бьянки Марии (1451). Другая колода, «Кэри – Йель», могла послужить свадебным подарком третьего миланского герцога, Филлиппо Висконти, Марии Савойской (1428). К таким выводам историков привело изучение геральдических элементов, присутствующих на картах. Эти колоды получили собирательное название «Висконти-Сфорца».
В настоящее время известна 271 карта из этой колоды. По своему размеру, манере исполнения и т. п. они делятся на 15 групп. В самой большой группе 74 карты, и это почти полная колода Таро. Не хватает всего четырех карт: «Дьявола», «Башни», «Рыцаря Монет» и «Тройки Мечей». В настоящее время эта колода хранится в трех различных коллекциях: 35 карт – в Библиотеке Пирпонта Моргана (Нью-Йорк), 26 карт – в Академии Каррара (Бергамо, Италия) и 13 карт – в семье Коллеони, в том же Бергамо. Поэтому эту колоду принято называть «Пирпонт Морган – Бергамо».
В другой группе 67 карт, и все они хранятся в Коллекции Кэрри в Йельском университете (США), отсюда и название «Кэри – Йель». В остальных группах еще меньше карт; пять групп состоят всего лишь из одной карты каждая. Предполагают, что малые группы – это не остатки полных колод, а образцы, которые художники показывали своим потенциальным заказчикам. Каждая группа имеет свое условное название, которое, как правило, указывает на коллекцию, в которой находятся карты в настоящее время.
На картах колоды Висконти-Сфорца нет не только букв еврейского алфавита или астрологических символов, но и названий карт и номеров. Это говорит о том, что во-первых, установленного порядка карт в колоде тогда еще не было, а во-вторых, что изображения были легко узнаваемы для человека того времени и социального слоя, так что никаких пояснений не требовалось.
В ХХ веке колоды «Пирпонт Морган – Бергамо» и «Кэри – Йель» были выпущены в нескольких репринтных изданиях, для которых итальянский художник Луиджи Скапини нарисовал недостающие карты. Колода «Пирпонт Морган – Бергамо» выпускалась также в реставрированном варианте, тоже с воссозданными недостающими картами. Реставрация была выполнена болгарским художником Атанасом Атанассовым. Он представил карты такими, какими они должны были выглядеть, выйдя из-под кисти художника в XV веке, и его вариант колоды пользуется заслуженной популярностью во всем мире. Этим мастерам, Скапини и Атанассову, готовившим колоды «Висконти-Сфорца», пришлось досконально изучить стилистику и символику всех имеющихся в наличии карт, а также произведений североитальянских художников соответствующей эпохи. Однако необходимо отметить, что карты «Дьявол» и «Башня», воссозданные Луиджи Скапини в плане композиции следуют образцам т. н. «Марсельского Таро», о котором пойдет речь ниже. Но не все марсельские Старшие Арканы композиционно совпадают со Старшими Арканами в колоде «Висконти-Сфорца». Атанас Атанассов пошел по другому пути и взял в качестве образца «Дьявола» и «Башни» карты из коллекции Эдмона де Ротшильда. Эти карты, напечатанные с доски предположительно в конце XV – начале XVI веков, то есть примерно в то же время, когда создавалась колода «Пирпонт Морган – Бергамо».
Где-то в 1530-е гг. появляется слово «тарокки» («тарокко). Этим словом, этимология которого так и не выяснена, обозначалась и игра, и сама колода с обычными игральными картами с четырьмя мастями (будущими Младшими Арканами) и символическими (будущими Старшими Арканами). Последним отводилась роль козырей. В Германии игру называли «тарок», а во Франции – «таро». Но так или иначе, это название возникло лишь через 100 лет после появления самих карт.
Письменные источники говорят нам о том, что Таро чаще всего использовалось для игры, схожей с бриджем. Игра была популярна по всей Европе на протяжении нескольких столетий, а во Франции в нее играют и по сей день. Кроме того, поэты использовали названия символических карт для создания приукрашенных стихотворных портретов придворных дам. Этот жанр, существовавший с XVI века, назывался «tarocchi appropriate».
Сохранились также упоминания об использовании карт Таро для предсказаний в Болонье около 1700 г. Но иногда гадали и на обычных игральных картах, поэтому нет никаких причин, чтобы Таро не использовалось в этих же целях. Прочно же ассоциироваться с мантикой карты Таро стали лишь после издания сочинений французского оккультиста и гадателя Эттейлы (1790-е гг.).
Не исключено также, что карты Таро могли использоваться и для занятий магией. В 1589 году в Венеции был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, где, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро.
С течением времени страсти поутихли, и другое сатанинское изобретение – печать сделало так, что игральные колоды Таро распространились по всем королевствам Европы. В начале XVI века карты распространились во Франции. С XVII века они издавались типографиями сначала в Марселе, затем в других городах Франции, а после также в Испании и Швейцарии, где эту колоду карт назвали «Марсельское Таро».
«Марсельское Таро» – собирательное название особого исторического дизайна карт Таро. Впервые это название употребил Папюс в книге «Цыганское Таро» (1889). Но еще долго после этого европейские оккультисты называли этот дизайн «итальянским», потому что в нем фигурируют итальянские знаки мастей и происходит он, скорее всего, из Италии. Окончательно ввел в обиход название «Марсельское Таро» Поль Марто. Он издал в 1930 году колоду «Древнее Марсельское Таро», основанную на варианте Николя Конвера и ныне широко известную всему миру в переизданиях фирмы Гримо (Grimaud/France Cartes). В 1949 году Марто опубликовал книгу «Марсельское Таро», в которой описал символические значения всех 78 карт.
«Марсельское Таро» как название, не относится к какой-то определенной колоде карт. В конце XVII века именно этот тип карт, за редким исключением (например, неоклассический вариант из Ломбардии), был самым распространенным в Европе. Марсельские карты Таро имели некоторые отличия от итальянских карт, но в целом были очень на них похожи, в частности на них делались надписи на французском языке. С появлением интереса к картам Таро среди оккультистов и членов масонских орденов, символика Марсельского Таро была несколько модифицирована и получила предсказательную смысловую нагрузку. В это время на изобразительный ряд карт Таро существенное влияние оказали французские культурные традиции, проглядывающие через костюм и бытовые атрибуты персонажей карт. Логично, что название «Марсельское Таро» стало синонимом качества и всей топологии гадательных карт этого типа.
Возможно также, что первая колода Таро появилась во Франции. Известно, что в 1392 году французский король Карл VI, дабы избегнуть меланхолии и несколько развеяться, повелел художнику Жакмену Григонье изготовить колоду карт Таро. Художник успешно справился с возложенной на него задачей, явив взорам своего монарха колоду из 22 карт Старших Арканов, выполненных на телячьем пергаменте, с золотым обрезом и, вдобавок, имевших рубашки, инкрустированные серебром.
Итак, в XVI веке при дворе всех европейских королевских домов было модно развлекаться карточными играми, придуманными на основе карт Таро. Наряды дам, королей и валетов соответствовали тогдашней придворной моде: напудренные парики, кружевные воротнички, широкополые шляпы с перьями. Иногда на придворных картах изображали правящих монархов и членов их семей. Существовали также философские колоды с выбранной эмблематикой из греческой и римской мифологии. Были и познавательные колоды, на картах которых были изображены исторические места или события. А во время Гражданской войны в Америке была выпущена патриотическая колода со звездами, орлами, якорями и американскими флагами, а придворные карты изображали знаменитых генералов.
Исходя из того факта, что старинные колоды Таро могли изготовляться по случаю торжества знатных семей, некоторые исследователи предполагают, что Старшие Арканы обязаны своим появлениям этим праздничным событиям. Например, чтобы восхвалить аристократическую семью были придуманы образы «Императора» и «Императрицы», а карта «Колесница» - это торжественный проезд представителя благородного рода на колеснице во время народного праздника. С праздником был тесно связан и карнавал со скоморохами и фокусниками – прототипами образов «Шута» и «Мага». По похожему методу позже появились и другие карты. Наиболее поздними картами были «Звезда», «Луна» и «Солнце», поскольку в наиболее ранних дошедших до нас колодах они, очевидно, нарисованы позже. Также некоторые исследователи предполагают, что поскольку ни в одной из колод Висконти-Сфорца нет карт «Дьявола» и «Башни», то возможно в первых Таро их не было вообще!
Необходимо также упомянуть о картах «Метрополитэн-Будапешт» с неразрезанных печатных листов, которые сохранились лишь потому, что были использованы в качестве картонной основы обложек старинных книг. Часть листов хранится в музее Метрополитэн в Нью-Йорке, часть – Будапеште (отсюда и название), и по возрасту они примерно ровесники карт «Висконти-Сфорца». На многих картах можно различить латинскую нумерацию, которая часто не совпадает с «традиционной» марсельской.
Первый известный историкам список козырей «тарокки» содержится в итальянском латинском манускрипте «Sermones de Ludo Cum Aliis». Затем козыри перечисляются в трех итальянских поэмах XVI века. Все эти списки хорошо согласуются между собой и с нумерацией карт «Метрополитэн-Будапешт» (за исключением пары расхождений). Возможно, именно так изначально нумеровались Старшие Арканы, а не по образцу Марсельского Таро, которое появилось в Италии гораздо позже:
Без номера - Дурак
1 – Маг
2 – Императрица
3 – Император
4 – Папесса
5 – Папа
6 – Умеренность
7 – Любовь (Влюбленные)
8 – Триумфальная колесница
9 – Сила (букв. Крепость)
10 – Колесо
11 – Горбун
12 – Повешенный
13 – Смерть
14 – Дьявол
15 – Стрела (Башня)
16 – Звезда
17 – Луна
18 – Солнце
19 – Ангел (Страшный Суд)
20 – Справедливость
21 – Мир
Следует также отметить, что существует одно историческое свидетельство, позволяющее предположить, что художник Марциано да Тортона еще в начале XV века нарисовал т. н. «колоду Минкиате» для третьего герцога Висконти, то есть даже до появления колод Висконти-Сфорца. Минкиате – это, в принципе, те же «тарокки», только в колоде не 22 козыря, а целых 41 (добавлены 4 стихии, 12 знаков Зодиака и три богословских добродетели: Вера, Надежда и Милосердие).
Какие же «тарокки» появились раньше: ширпотребные или эксклюзивные? Какой символизм является изначальным? На эти вопросы пока тоже нет ответов.