Бланк для применения паттернов «Фокусов языка»
Ограничивающее убеждение: __________________________________________________
______________________________________________________________означает/является причиной_____________________________________________________________________1. Намерение;«Какова позитивная цель или намерение этого убеждения?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Переопределение:«Каким словом можно заменить одно из использованных в формулировке данного убеждения, чтобы сохранить смысл высказывания, но наделить его новым позитивным подтекстом?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Последствия: «К какому позитивному результату может привести это убеждение или определяемая им взаимосвязь?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. «Разделение»: «Какие меньшие элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. «Объединение»: «Какие более крупные элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Аналогия: «Какая взаимосвязь аналогична той, которая определяется убеждением (метафора для убеждения), но обладает другим подтекстом?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Изменение размера фрейма: «Какой временной фрейм (более длительный или более краткий), какое изменение количества людей, вовлеченных в ситуацию, какая широта перспективы могут сменить подтекст убеждения наболев позитивный?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Другой результат: «Какой другой результат (или проблема) может обладать большей значимостью, чем заключенный в данном убеждении?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Модель мира:«Какая модель мира представит это убеждение в совершенно ином ракурсе?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Стратегия реальности: «Какиекогнитивные процессы участвуют в создании данного убеждения? Как именно должен человек воспринимать мир, чтобы это убеждение оказалось верным?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Противоположный пример:«Какой пример или переживание , является исключением к правилу, определяемому данным убеждением?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. Иерархия критериев:«Какой критерий обладает потенциально большей значимостью, чем те, с которыми связано данное убеждение?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13. Примени к себе:«Как можно оценить формулировку убеждения по определяемой им взаимосвязи или критериям?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. Метафрейм: «Какое убеждение относительно данного убеждения может изменить или расширить его восприятие?»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пример
Возьмем такое распространенное ограничивающее убеждение, как: «Рак заканчивается смертью» (рис. 56). Ниже приводятся примеры, в которых показано, как с помощью данных вопросов можно найти новые перспективы в этой ситуации. Помните, что конечный результат действия того или иного утверждения «Фокусов языка» в значительной мере определяется тоном вашего голоса, а также степенью раппорта, установленного между говорящим и слушателем.
Убеждение:«Рак заканчивается смертью».
1. Намерение:«Я знаю, что ваше намерение — избежать ложных надежд, но не стоит отказываться от всех надежд вообще».
2. Переопределение:«В конечном итоге, к смерти приводит не рак, а истощение иммунной системы. Давайте поищем способ укрепить иммунную систему. Наше восприятие рака может вызвать страх и потерю надежды, а с этим жить еще труднее».
3. Последствия:«К сожалению, подобные убеждения склонны становиться самоисполняющимися пророчествами, поскольку люди прекращают поиск альтернативных возможностей».
4. «Разделение»:«Мне всегда было интересно: сколько "смерти" содержится в одной раковой клетке?»
5. «Объединение»:«Вы хотите сказать, что изменение или мутация небольшого участка системы всегда вызывает разрушение всей системы?»
6. Аналогия:«Рак подобен полю, которое зарастает сорняками, если на нем как следует не попаслись овцы. Белые клетки иммунной системы подобны овцам. Если стрессы, отсутствие спортивной нагрузки, бедная диета и т. д. снижают количество овец, то травы становится слишком много и она превращается в сорняки. Если количество овец увеличить, они могут снова вернуть поле в состояние экологического равновесия».
7. Изменение размера фрейма:«Если каждый будет думать так же, мы никогда не найдем лекарства от рака. Вам хотелось бы, чтобы ваши дети разделяли то же убеждение?»
8. Другой результат:«На самом деле, вопрос заключается не столько в том, что именно вызывает смерть, сколько в том, ради чего стоит жить».
9. Модель мира:«Многие медики разделяют ту точку зрения, что в организме каждого из нас постоянно присутствует некоторое количество клеток-мутантов. Это превращается в проблему, только если ослабевает наша иммунная система. Врачи считают, что наличие злокачественных клеток является лишь одним из многих факторов (таких как диета, внутренняя установка, стресс, соответствующее лечение и т. д. ), которые определяют длительность нашей жизни».
10. Стратегия реальности:«Как именно вы представляете себе это убеждение? В вашем воображении рак — смышленый захватчик вашего организма? Какие внутренние репрезентации соответствуют реакциям вашего организма? Являются ли в вашем представлении организм и иммунная система более смышлеными, чем рак?»
11. Противоположный пример:«Существует множество документально подтвержденных случаев, когда люди переболели раком и прожили в добром здравии еще много лет. Как с этим согласуется ваше убеждение?»
12. Иерархия критериев:«Вероятно, самое важное для вас — сконцентрироваться на смысле жизни и собственной миссии, а не на отмеренном вам сроке».
13. Примени к себе:«Это убеждение, подобно раку, разрасталось в вас последние несколько лет и само по себе представляет серьезную угрозу для вашей жизни. Интересно было бы посмотреть, что случится, если это убеждение исчезнет».
14. Метафрейм:«Излишне упрощенное убеждение, подобное этому, возникает в тех случаях, когда нам не хватает модели, с помощью которой можно было бы исследовать и проверить все сложные переменные, которые оказывают влияние на процессы жизни и смерти».
Рис. 56. Паттерны «Фокусов языка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первый том «Фокусов языка» посвящен «магии языка» и могуществу слов, позволяющим формировать наше восприятие и установки по отношению к собственному поведению и окружающему миру. Основываясь на принципе «карта не есть территория», мы исследовали воздействие языка на наш опыт, а также на обобщения и убеждения (как ограничивающие, так и расширяющие наши возможности), которые производны от нашего опыта. Мы рассмотрели способы, с помощью которых различные типы слов и вербальные паттерны создают и изменяют фреймы для нашего восприятия, расширяя или ограничивая количество возможностей, которые кажутся нам доступными.
Кроме того, мы провели глубокий анализ лингвистической структуры убеждений и установили, что ограничивающие убеждения помещают наш опыт во фреймы проблемы, ошибки и невозможности. Если строить модели мира на основе подобных убеждений, может возникнуть чувство безнадежности, беспомощности или никчемности по отношению к жизни в целом и отдельным поступкам в частности. Ввиду этого цель применения паттернов «Фокусов языка» заключается в том, чтобы помочь людям переключать внимание:
1) с фрейма проблемы на фрейм результата;
2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи;
3) с фрейма невозможности на фрейм «как если бы».
Паттерны «Фокусов языка» включают в себя четырнадцать различных моделей вербального рефрейминга. Задача этих моделей состоит в том, чтобы создать новые связи, объединяющие, с одной стороны, наши обобщения и ментальные модели мира, а с другой - наш опыт и другие аспекты, составляющие метаструктуру убеждений: внутренние состояния, ожидания и ценности (рис. 57). В этой книге представлены специфические определения и примеры каждого паттерна и использования этих паттернов как единой системы. Данные паттерны можно использовать для того, чтобы добиться определенных результатов. В частности, это рефрейминг критических замечаний, воздействие на иерархии критериев с целью формирования мотивации, укрепление позитивных убеждений с помощью действий «как если бы», а также создание «готовности усомниться» в ограничивающем убеждении за счет новых, расширяющих восприятие перспектив.
Рис. 57. Паттерны «Фокусов языка» помогают нам обновлять убеждения за счет соединения их с опытом, ценностями, ожиданиями и внутренними состояниями
Базовая стратегия использования паттернов «Фокусов языка» включает в себя, во-первых, установление позитивного намерения, лежащего в основе ограничивающего убеждения и поддерживающих его ценностей, и во-вторых, поиск других, более приемлемых и полезных способов удовлетворить эти позитивные намерения. Различные паттерны «Фокусов языка» подсказывают нам, как:
— «расставлять знаки препинания» и правильно группировать свой опыт;
— распознавать и понимать другие точки зрения и альтернативные модели мира;
— выявлять внутренние стратегии, с помощью которых мы оцениваем «реальность», а также формируем и обновляем собственные убеждения;
— исследовать способы построения ментальных карт, позволяющих формировать ожидания, устанавливать причинно-следственные связи и определять значение нашего опыта;
- осознавать влияние внутреннего состояния на наши убеждения и установки;
- подстраиваться к естественному процессу изменения убеждений;
- лучше понимать воздействие языка и убеждений на формирование различных уровней нашего опыта;
- в большей мере осознавать потенциальные вербальные «мысли-вирусы», а также невысказанные допущения и предположения.
В этой книге представлены лишь первые попытки потенциального применения паттернов «Фокусов языка». Эти паттерны создают действенную систему языковых моделей, применение которой способно привести к глубоким и всеобъемлющим изменениям. В ходе всей истории человечества данные паттерны являлись основным средством стимулирования и направления процессов социальных изменений, а также служили развитию коллективных моделей мира. Следующий том «Фокусов языка», в частности, будет посвящен тому, как исторические персонажи (Сократ, Иисус, Линкольн, Ганди, Эйнштейн и др. ) применяли подобные паттерны для создания религиозных, научных, политических и философских систем, на которых основан современный мир. Нам предстоит рассмотреть, с помощью каких средств эти деятели боролись с мыслями-вирусами, скрытыми за расизмом, насилием, экономическим и политическим угнетением и т. д.
Второй том «Фокусов языка» определит базовые стратегии, позволяющие использовать эти паттерны группами и последовательно. Также в нем будет исследована структура убеждений или стратегий «убеждающего», с помощью которых мы формируем и оцениваем системы убеждений (подобно паттернам «правдоподобного умозаключения» Джорджа Ноля). Кроме того, вы увидите, как принципы, особенности и паттерны, описанные в данной книге, помогают: 1) выявлять и прорабатывать логические ошибки, ограничивающие убеждения и мысли-вирусы; 2) управлять ожиданиями и «кривой Бандуры»; 3) бороться с «двойными связями» и т. д.
Послесловие
Я надеюсь, вы получили удовольствие от путешествия в мир «Фокусов языка». Если вас заинтересовала возможность более глубокого исследования данных паттернов или других аспектов нейро-лингвистического программирования, существует множество дополнительных источников информации и средств дальнейшего развития и применения понятий, стратегий и навыков, описанных в этой книге.
Университет НЛП — организация, которая ставит своей задачей проведение тренингов высочайшего класса по основному и усовершенствованному курсу НЛП, а также обеспечивает развитие новых моделей и способов применения НЛП в различных областях здоровья, бизнеса и управления, творчества и педагогики. Каждое лето Университет НЛП проводит программы в Калифорнийском университете (Санта-Крус), в рамках которых читаются разнообразные курсы по навыкам НЛП, включая языковые паттерны «Фокусов языка».
За информацией обращайтесь:
NLP University
Р. О. Box 1112
Ben Lomond, California 95005
Тел.: (831)3363457
Факс: (831)3365854
E-mail: [email protected]
Homepage: http: //www.nlpu.com
Помимо ведения курсов в Университете НЛП я много езжу по другим странам, представляя семинары и отдельные программы, посвященные различным аспектам НЛП и «Фокусов языка». Я также написал много других книг, компьютерных программ и аудиокурсов, основанных на принципах и определениях НЛП.
Например, недавно я закончил работу над несколькими компьютерными курсами по моделированию «стратегий гениальности»: «От видения к действию» (Vision to Action), «Стратегия воображения» (Imagineering Strategy) и «Путешествие к гениальности» (Journey to Genius Adventure).
За более полной информацией об этих компьютерных программах, расписании моих семинаров или других источниках информации по НЛП обращайтесь:
Journey to Genius
Р. О. Box 67448
Scotts Valley, CA 95067-7448
Тел.: (831)4388314
Факс: (831)4388571
E-mail: info@journeytogenius. com
Homepage: http: //www. journeytogenius.com
Приложение
Модель ROLE
Термин «модель ROLE» был изобретен Робертом Дилтсом в 1987 г. для того, чтобы описать четыре основных элемента НЛП, входящих в моделирование когнитивных стратегий. Задача процесса ROLE заключается в том, чтобы идентифицировать существенные элементы мышления и поведения, с помощью которых можно добиться определенной реакции или результата. Это включает определение критических этапов психической стратегии и той роли, которую каждый этап играет в общей неврологической программе. В определении этой роли участвуют четыре следующих фактора, первые буквы которых составляют аббревиатуру ROLE: репрезентативные системы (representational systems), ориентация (orientation), связи (links), эффект (effect).
Репрезентативные системы связаны с тем, какие из пяти чувств доминируют на том или ином мыслительном этапе стратегии, и подразделяются на визуальную (зрение), аудиальную (слух), кинестетическую (тактильная чувствительность), обонятельную (обоняние) и вкусовую (вкусовая чувствительность) (рис. 1).
Каждая репрезентативная система рассчитана на восприятие определенных базовых качеств переживаний. Сюда входят такие характеристики, как цвет, яркость, тон, громкость, температура, давление и т. д. Эти качества в НЛП получили название « субмодальности», поскольку являются составными компонентами каждой из репрезентативных систем.
Рис. 1. Наши репрезентативные системы, связанные с пятью чувствами
Ориентация связана с тем, направлена ли конкретная сенсорная репрезентация на внешний мир или вовнутрь, на вспоминаемые или конструируемые переживания (рис. 2). Например, если вы видите что-либо, находится ли этот объект во внешнем мире, в вашей памяти или в вашем воображении?
Рис. 2. Виды ориентации
Связи относятся к тому, как тот или иной шаг или сенсорная репрезентация связаны с другими репрезентациями. К примеру, связано ли то, что мы видим во внешнем окружении, с внутренними ощущениями, вспоминаемыми образами, словами? Связано ли данное ощущение с конструируемыми образами, воспоминаниями о звуках или другими ощущениями?
Репрезентации могут быть связаны одним из двух способов: последовательно или одновременно. Последовательные связи (рис. 3) служат якорями, или «триггерами», так что одна репрезентация следует за другой в линейной цепочке событий.
Одновременные связи проявляются в так называемой синестезии (рис. 4), при которой происходит пересечение сенсорных репрезентаций. Определенные качества ощущений могут быть связаны с определенными качествами образов, например визуализация формы звука или слуховое ощущение цвета.
Рис. 4. Синестезические связи
Разумеется, оба эти вида связей являются существенными для мышления, обучения, творчества и общей организации наших переживаний (рис. 5).
Рис. 5. Два вида связей
Эффектотносится к результатам, последствиям или задаче каждого этапа мыслительного процесса (рис. 6). Например, функцией этих этапов может быть создание сенсорной репрезентации, проверка или оценка той или иной репрезентации, изменение какой-либо части переживания или поведения в связи с сенсорной репрезентацией.
Рис. 6. Функции этапов мыслительного процесса
Физиологические ключи: превращение ROLE в BAGEL
Элементы модели ROLE имеют отношение прежде всего к когнитивным процессам. Однако для осуществления этих ментальных программ необходимы определенные физические усилия и физиологические процессы. Эти соматические реакции играют важную роль при передаче или развитии определенных психических процессов, а также для их внешнего наблюдения и подтверждения. В число первичных поведенческих элементов, участвующих в моделировании ROLE, входят:
— поза (body posture);
— ключи доступа (accessing cues);
— жесты (gestures');
— движения глаз (eye movements');
— языковые паттерны (language patterns).
Поза (В)
Обычно люди, находясь в состоянии глубокой задумчивости, принимают закономерные, привычные позы. Эти позы могут
немало рассказать о репрезентативной системе, которую использует данный человек. Вот несколько типичных примеров:
A. Визуальная репрезентативная система:наклон назад, голова поднята вверх, плечи подняты или ссутулены, дыхание поверхностное.
Б. Аудиальная репрезентативная система:тело наклонено вперед, голова поднята вверх, плечи отведены назад, руки сложены.
B. Кинестетическая репрезентативная система:голова и плечи опущены, дыхание глубокое.
Ключи доступа (А)
В процессе размышления люди с помощью целого ряда способов, или ключей вызывают определенные типы репрезентаций. В число этих ключей входят частота дыхания, невербальные «ворчание и стоны», выражение лица, щелканье пальцами, почесывание головы и т. д. Некоторые из них носят индивидуальный характер и нуждаются в «калибровке» применительно к конкретному человеку. Однако многие из ключей ассоциируются с определенными сенсорными процессами:
A. Визуальная репрезентативная система:частое неглубокое дыхание, прищуривание глаз, высокий тон голоса, ускоренный темп речи.
Б. Аудиальная репрезентативная система:грудное дыхание, нахмуренные брови, меняющиеся тон голоса и темп речи,
B. Кинестетическая репрезентативная система:глубокое брюшное дыхание, низкий голос с придыханием, медленный темп речи,
Жесты (G)
Нередко люди с помощью жестов или прикосновений указывают на тот орган чувств, который участвует в процессе мышления. Вот типичные примеры таких жестов:
А. Визуальная репрезентативная система:дотрагиваются до глаз или указывают на них.
Б. Аудиальная репрезентативная система: Указывают на уши, жестикулируют в этой области; дотрагиваются до губ или челюсти.
В. Кинестетическая репрезентативная система: дотрагиваются до грудной клетки и области желудка; жестикулируют ниже уровня шеи.
Движения глаз (Е)
Автоматические, неосознанные движения глаз нередко сопровождают определенные мыслительные процессы, указывая на доступ к одной из репрезентативных систем. В НЛП эти ключи классифицированы следующим образом (рис. 7):
Языковые паттерны (L)
Основным методом нейро-лингвистического анализа является поиск определенных лингвистических паттернов, таких как «предикаты», которые указывают на ту или иную неврологическую репрезентативную систему или субмодальность, а также на то, как эта система или качество используются в общей мыслительной программе. Предикаты представляют собой слова, — глаголы, наречия и прилагательные, — которые указывают на действия или качества, а не на предметы. Выбор этой категории языка обычно осуществляется на бессознательном уровне; таким образом, она отражает неосознаваемые структуры, лежащие в ее основе. Ниже приводится ряд распространенных предикатов, соответствующих определенным репрезентативным системам:
Визуальная | Аудиальная | Кинестетическая | |
видеть смотреть наблюдать ясный яркий изображать туманный высвечивать показывать | слышать звучать слушать звучный громкий выражать шумный звонить рассказывать | хватать трогать чувствовать твердый тяжелый обращаться грубый связывать двигать |