Типология участников общения
● Говорящий;
● Слушающий;
● Адресат;
● Косвенный адресат;
● Слушатель;
Случайный слушатель.
Компоненты коммуникативно-ситуационного пространства
В каждом конкретном случае общения каждый из коммуникантов имеет свою установку, свой замысел и тактики реагирования в речевом общении. Адресант осуществляет свое высказывание не только почему-то, но и зачем-то, с какой-то коммуникативной и более общей (посткоммуникативной) целью.
Наряду с интенцией говорящего существенное значение имеет и настрой адресата – то, что он думает о предмете общения и ситуации в целом, и как он собирается реагировать на интенцию говорящего.
В связи с этим акт коммуникации является результатом столкновения и взаимодействия интенций двух или более участников речевого общения.
Роббинс «организационное поведение»
Личностные характеристики коммуникантов
Юнг, Бриггс-Майерс 16 психологических типов личности 4 пары альтернативных предпочтений
Экстраверт | Интроверт |
Сенсорик | Интуит |
Логик | Этик |
Рационал | Иррационал |
Экстраверт: может охватывать большой объем новой информации. Может легко общаться сразу с несколькими людьми. Ориентирован на растрату энергии. Расширяет поле своей деятельности. Объективное восприятие реальности.
Интроверт: рассказывает о своем мнении, своих взглядах. Общается один на один с конкретным человеком, тяжело удерживает внимание более чем на троих людей. Ориентирован на сохранение энергии. Субъективное восприятие.
Интуит: растекается по времени, живет в мире идей и мыслей. Чувствует вероятности, может прогнозировать развитие событий. Не такое большое внимание уделяет собственному пространству, не всегда может долго отстаивать свое мнение силой
Сенсорик: живет здесь и сейчас, в мире конкретных ощущений. Для него важна собственная территория, вещи, предметы. Может долго и упорно работать, доводить начатое. Переживает из-за непредсказуемости.
Логик: общение для логика – это обмен информацией. Сколько слов и никакой конкретики. Говори уже по делу! Доверяет фактам, судит по параметрам правильно – неправильно, логично – не логично. Судит других по делам, слушает, что ему говорят, а не как. Обычно переходит к фактами и умозаключениям, даже когда его спрашивают о взаимоотношениях.
Этик: судит по интонациям, мимике, жестам собеседника. Слушает, как, а не что ему говорят. Он только сказал Алло, а мне сразу уже все было понятно. Говорит о людях, об отношениях, даже когда вопросы идут на логические темы. Кем я работаю? О у нас дружный коллектив! Такие замечательные люди. Действует по тому, как подсказывает сердце, настроение.
Рационал: имеет цель, доводит дело до конца. Направлен на сохранение традиций и шаблонов, как логических так и этических. Склонен к планированию, отсутсвие плана дает ощущение нестабильности и неуверенности
Иррационал: легко меняет цель или может существовать вообще Без конкретной цели. Не любит планов, любой план ограничивает.
Говорящий как основная составляющая контекста. Личностные характеристики коммуникантов
Говорящий
В каждом высказывании всегда присутствует лицо говорящее/ пишущее.
Cусов: Создавая высказывание, Говорящий тем самым творит вокруг себя коммуникативно-прагматическое пространство, которое организовано как силовое (энергетическое) поле, центром которого является автор. Говорящий организует поле с позиций эгоцентризма.
Говорящий воплощает в высказывании ряд установок:
➢ на самого себя;
Субъект речевого действия осознаёт себя как исполнителя центральной роли – роли Говорящего. В своём высказывании и поведении в целом он осуществляет самоидентификацию. Свою роль он обозначает волшебным и ко многому обязывающим словом Я. РА-жалоба
➢ на адресата (слушающего);
Фактор адресата – учёт особенностей той аудитории, на которую направлено речевое воздействие.
Неотделимость адресата от речевого произведения обусловлена тремя факторами:
1) Связью адресата с перлокутивным эффектом (= с тем воздействием, которое высказывание оказывает на слушающего);
2) Сменой коммуникативных ролей (собеседники – говорящий и слушающий – постоянно меняются ролями);
3) Принадлежностью речевых актов к сфере межличностных отношений.
➢ на координаты данного речевого события (время и место);
➢ на своё высказывание (его содержание – ситуацию внешнего мира, отображаемую в пропозициональной структуре, на выражаемые цели и намерения, на модальный план, оценку по шкале «истинно - ложно» и по шкале «искренне – не искренне», стиль и регистр общения, эмоциональную окраску, его дискурсивные связи);
➢ на используемый в данном акте язык в той или иной социальной форме – литературный язык, просторечие, местный диалект, жаргон или др. коммуникативные системы;
➢ на обстановку акта коммуникации;
➢ иногда и на постороннего слушающего.
1. Г взаимодействует с другим субъектом, которому говорит Ты/вы
2. Г учитывает сходства/различия в социальных статусах
3. Г выбирает нейтральную или почтительную форму обращения
4. Г предполагает, что адресат примет на себя в данной коммуникативной ситуации подло единую роль С, а также окажется способен воспринять высказывание и понять намерения
5. Г предполагает что Г и Слушающий обладают сходными знаниями о мире и о социальных нормах коммуникативного общения
6. Г намерен следовать пргаматическим принципам общения – прежде всего принципу Кооперации и принципу вежливости
7. Г выбирает понятный обоим язык и языковые средства для построения высказывания
8. Г намечает стратегию, которая могла бы сделать высказывание уместным для адресата и обеспечить понимание как сказанного так и подразумеваемого
Говорящий знает:
▪ о своей коммуникативной роли Говорящего/Пишущего;
▪ о своём физическом и психическом состоянии;
▪ о своих физических и интеллектуальных возможностях;
▪ о своём социальном статусе вообще и о своём функциональном статусе в рамках данного коммуникативного события;
▪ о своих потребностях и мотивах;
▪ о своих практических и коммуникативных целях (интенциях). (И.П. Сусов)
▪ Г действует в определённой коммуникативной обстановке и с учётом этого выбирает:
▪ Соответствующий канал связи;
▪ Соответствующий условиям общения устный или письменный код (а также субкод);
▪ Ту или иную вербальную репрезентацию положения дел, которое отражается в своём сообщении.
Макросоциальные факторы (гендер, возраст, национальная принадлежность, социальный статус, географическое положение и др.);
Микросоциальные факторы (социальная дистанция, властная дистанция и др.)
Социальный фактор нелегко нейтрализовать: чрезвычайные обстоятельства общения (= устанавливается нестандартная иерархия участников общения) или перевод общения в экстремальный эмоциональный режим нейтрализует статусные различия.