Компоненты коммуникативно-ситуационного пространства

И.П. Сусов: схема коммуникативной ситуации:

«Я – сообщаю тебе – в данном месте – в данное время – посредством данного высказывания – о данном предмете – в силу такого-то мотива или причины – с такой-то целью или намерением – при наличии таких-то предпосылок или условий - таким-то способом».

Коммуникативная ситуация является исходным моментом любого речевого действия. Это стечение обстоятельств, побуждающее человека к речевому действию, порождающее мотив высказывания, который может перерасти в потребность совершения речевого действия.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – совокупности условий, при которых осуществляется коммуникация, то есть коммуникативно-прагматического контекста.

Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого.

Явный (эксплицитный) контекст (вербальный и невербальный) включает то, что подлежит непосредственному наблюдению.

Скрытый (имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению (мотивы, цели, установки коммуникантов, их личные характеристики – уровень образования, социальная принадлежность, характер и т.п.).

Одно из наиболее многозначных и противоречивых понятий из числа тех, которыми оперирует современная лингвопрагматика и ряд смежных дисциплин.

В наиболее общем виде контекст моделируется как говорящий и слушающий, а также их ментальный, социокультурный и физический миры.

Универсальные черты прагматического контекста:

● Знание ролей и статусов, т.е. социального положения говорящего и слушающего в коммуникативном акте;

Комплекс стандартных общепринятых ожиданий от человека, обладающего тем или иным социальным статусом называется социальной ролью.

Знание ролей и статусов (то есть социального положения Г и С: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние)

Что на данный момент времени является является главным статусом для вас?

Студент может быть активистом молодежной парни , чемпионом института по шахматам, гитаристом в группе, дома он сын и брат, в дружеской компании – приятель и т.д.)

Статус студента подразумевает посещение занятий, сдачу экзаменов, прохождение практики, право пользования библиотекой своего вуза и др

Статус преподавателя – компетенцию в соответствующей дисциплине , определенные педагогические навыки, исследовательскую деятельность, посещение заседания кафедры.

В каждой ситуации человек может занимать разную позицию:

Быть собеседникам на равных

Чувствовать свое превосходство над партнером по коммуникации

Чувствовать свою подчиненность ему

Тип роли обусловливает характер речи и речевого поведения:

С отцом говорят не так, как со сверстником

С преподавателем в вузе – иначе, чем с продавцом

Повелительное конструкции в устах врача естественны, когда он исполняет свою служебную роль (Дышите! Задержите дыхание! Разденьтесь!) и неуместны, когда он, например, едет в автобусе.

● Знание пространственной и временной локации;

Нарушитель дорожного движения, будучи задержан сотрудником ГИБДД в условиях городской улицы – может позволить себе вербальный протест и несогласие с при меняемыми к нему санкциями в большей степени, нежели в отделении милиции, куда в случае необходимости его доставляет милиционер

● Знание тональности ситуации (степени её формальности: официальная – нейтральная – дружеская) и дистанции между участниками

Обращение судьи к свидетелю в зале судебных заседаний отличается большей официальностью (вопросно-ответная форма общения с соответствующими синтаксическими свойствами диалога).

В транспортной ситуации, если и тот и другой едут в автобусе при социальных ролях пассажир-пассажир – их речь разумеется менее официальна.

● Знание кода и стиля, соответствующих каналу передаваемой информации (например, устный, письменный, литературный, арго, сленг);

● Знание предметной сферыразговора.

Говорящий

В каждом высказывании всегда присутствует лицо говорящее/ пишущее.

Создавая высказывание, Говорящий тем самым творит вокруг себя коммуникативно-прагматическое пространство, которое организовано как силовое (энергетическое) поле, центром которого является автор. Говорящий организует поле с позиций эгоцентризма.

Слушающий

Что является убедительным основанием для чего-то — решаю не я.

Л. Витгенштейн

Слушающий — это объект речи. Позиция слушающего выдвигается на первый план в паре "говорящий — слушающий", в речевой коммуникации его позиция приоритетна. Этот приоритет имеет два аспекта: психологический (фактор адресата, достижение перлокутивного эффекта) и физиологический (слушать (и интерпретировать) труднее, чем говорить).

Наши рекомендации