Философские истоки развития лингвистики
В основе лежит философское течение прагматизм поставившее во главу угла человеческое действие, и трактующее философию как общий метод решения проблем который встают перед людьми в различных жизненных ситуациях.
Критика прежней философии: отрыв от жизни, абстрактность, созерцательность
70-е годы
v Опыт не дан нам изначально как нечто определенное, но все объекты познания формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач
v Мышление средство доя приспособления организма к среде с целью успешного действия
Истина – практическая полезность (то есть настоящей истиной является та которая дает полезные результаты)
Принцип Пирса – значение (идеи, понятия, теории) сводится к возможным практическим последствиям.
Язык– тип социальной коммуникации с помощью которой мы более удачно удовлетворяет свои потребности. Тип коммуникативной деятельности социальной по происхождению и сущности, с помощью который члены социальной группы более успешно удовлетворяют свои индивидуальные и общие нужды.
Людвиг Витгенштейн
Л. Витгенштейн «Философские исследования» (1953) Учение о языковых играх (соединение речи и действия) как формах использовании языка в действии любая игра – специфическое действие. Она предполагает учат снова, правила и успех/неуспех
Согласно определению Витгенштейна «значения как употрбления в языке», интерпретировать высказывание можно только исходя из контекста его употребления.
Я знаю что нужно делать уроки = не приставай ко мне (девочке мама говорит про уроки)
Я знаю, что это стул = не беспокойтесь, пожалуйста (дяде предлагают стул)
Предпосылки возникновения прагматики с точки зрения лингвистической науки
Развитию прагматического направления предшествовало господство структурализма в лингвистике. Основоположником структурализма считают Фердинанда де Соссюра. Ф. де Соссюр настаивал, что лингвистика должна сосредоточиться на описании структуры языка путём определения ее элементов и их взаимоотношений.
Лингвистическая прагматика – дисциплина, которая изучает языка не сам в себе и для себя, а как средство, которое используется человеком в его деятельности.
Предпосылки возникновения:
➢ Антропоцентрические тенденции последней четверти ХХ – начала ХXI в. (переключение интересов исследователей с объектов познания на субъекта, то есть анализируется человек в языке и язык в человеке (Маслоу));
➢ Сформировавшийся в обществе «социальный заказ на знание закономерностей человеческого общения» (О.С.Иссерс);
➢ Переключение внимания лингвистов с вопросов, касающихся того, как устроен язык, на выяснение того, как он функционирует;
➢ Всесторонний учёт человеческого фактора в языке и речи, т.е. всех социальных, психологических, этнокультурных и др. факторов жизни homo loquens (человека говорящего).
Целью лингвопрагматики представляется «изучение языка в контексте» – социальном, ситуативном и т. д., т. е. исследование языка как средства коммуникации» (Г.Н.Кенжебалина).
2 типа прагматических проблем:
1) Определение речевых актов (проблема задания необходимых и достаточных условий успешного выполнения речевых актов);
2) Изучение того, каким образом речевой контекст влияет на значение высказывания
Объектом прагмалингвистики выступают воздействующие функции языка, реализуемые в зависимости от целей, задач, намерений и интенций отправителя текста (Г.Г. Матвеева)
Предметом прагмалингвистики является выбор отправителем текста оптимальных языковых единиц из набора равнозначных для наилучшего воздействия на получателя текста (Ю.С.Степанов).
Критерий оценки сделанного выбора – успешность и эффективность речевого общения.
Основные задачи прагмалингвистики сводятся к попыткам ответить на три вопроса:
1) Зачем вступают коммуниканты в речевое общение? (= цели и мотивы речевого общения коммуникантов, без которых они не вступают в речевое взаимодействие – категории, изучающиеся в системе психологических наук)
2) Почему речевое общение коммуникантов реализуется в данном конкретном виде? (= объяснение истоков речевых действий коммуникантов, т.е. причин, по которым они выбрали в данных конкретных условиях данные конкретные языковые и речевые единицы – категории, изучающиеся с позиций социологии)
3) Как действуют коммуниканты в речевом общении? (= выявление потенциальных возможностей и реализации выбора речевых и языковых единиц для производства и обмена текстами)