Астрология как реальная духовная помощь
ЧТО ТАКОЕ КАРМА?
Что же, собственно, означает слово «карма»?
Оно имеет санскритское происхождение, а его непосредственное значение — «поступок», «деяние». Однако в восточной философии, как правило, это слово подразумевает целое мировоззрение, а именно философию жесткой причинно-следственной зависимости. Согласно такому представлению, нет причины, которая не вызывает следствия, и, с другой стороны, нет такого следствия, которое происходило бы без причины.
Каждый поступок, а также каждое слово, каждое чувство и каждая мысль — все известные нам проявления жизненной активности, с одной стороны, представляют собой причины, которые ведут к определенным следствиям. С другой стороны, они сами являются следствием предшествующих причин.
Несколько примеров. Если причиной-«поступком» является то, что я употребляю в пищу здоровые, натуральные продукты, то следствие в том, что мое тело остается здоровым. Если я набиваю желудок искусственной, нездоровой пищей, то следствием этого «деяния» становится ухудшение физического самочувствия. Уже сам выбор между этими вариантами не является первоначальным, необусловленным поступком. В том, что касается постоянных, осознанных или неосознанных предпочтений в питании, он — следствие более глубоких причин: образа мыслей, привычек, воспитания и т.д.
Такое объяснение кажется совершенно ясным; как правило, проблемы возникают тогда, когда закон причины и следствия переносится на всю нашу жизнь, как это происходит в учении о карме. В этом учении изложенный принцип проводится последовательно; согласно ему, условия нашего земного существования определяются кармическими причинами, большая часть которых закладывается еще до рождения — в так называемых прежних жизнях.
То, что мы родились женщиной или мужчиной, в бедной или богатой семье, имеем образованных родителей или нет, состояние нашего здоровья, основные черты характера, наши побуждения и внешние проявления — все это следствия, причины которых закладываются задолго до видимых проявлений судьбы.
Правда, в некоторых словарях при пояснении или описании такого сложного термина, как «карма», мы встречаем такие понятия, как «рок», «случай», «обстоятельства», даже «упадок» и «гибель», а также «счастье», «судьба», «кисмет». Но такого рода описания основываются на неправильном понимании восточного духовного багажа, свойственном западному мышлению.
Понятие «карма» предполагает нейтральную, безличную причинно-следственную закономерность. Кармические закономерности, выстроенные аналогично законам природы, подразумевают, что энергия не может бесследно обратиться в ничто, а, напротив, порождает соответствующие ей следствия. С другой стороны, учение о карме предполагает, что нет таких следствий, которые когда-либо и где-либо не имели своих причин.
В современном естествознании известен закон действия и противодействия. Еще в Ветхом и Новом заветах встречаются отдельные указания на закон причины и следствия: «Око за око, зуб за зуб», «Грехи отцов нависают тяжелым роком над их потомками до третьего и четвертого колена», «Что посеешь, то и пожнешь».
Актуальный для нашей темы вопрос можно сформулировать так: что и в какой степени в нашей жизни предопределено — через карму, гены, наследственность, через социальную среду, в которой мы рождаемся, через воздействие «коллективного бессознательного» и т.д., в какой мере свободна наша «свободная воля»?
Индийско-американский ученый и учитель медитации Сант Райиндер Сингх в многочисленных долгих беседах и интервью объяснил мне, что наша жизнь примерно на три четверти определена кармой и только на одну четверть может определяться свободным выбором. Если эту информацию перенести в область астрологии, мы увидим, что три четверти жизни могут и должны быть считаны с гороскопа, в то время как одна четвертая часть при известных условиях не поддается астрологическому определению. (Разумеется, вы хорошо понимаете, что ценность гороскопа вовсе не в том, что небесные светила сами по себе произвели некое действие, а в том, что астрология представляет собой систему меры и гороскоп является измерительным инструментом этой системы. Нам известна система измерения времени, а также часы, которые это время показывают, но ни в коем случае не «делают» его; точно так же и гороскоп не «делает» человека и его судьбу, а только показывает ее в определенных пределах.)
Вернемся к определению понятия «карма». Индийская философия выделяет три ее вида.
1. Существует пучок энергетических следствий, которые восходят к прежней жизни и составляют те 75 процентов кармы, что в значительной степени определяют нашу теперешнюю жизнь.
2. Существует второй пучок, а именно целое хранилище энергий, которые представляют собой следствия вызванных нами в прошлых жизнях причин, еще не проявившиеся в этой жизни.
3. И наконец, существует третий пучок энергий, который мы вызываем в этой жизни за счет реализации тех 25 процентов, которые остаются на долю свободной воли. (К сожалению, большая часть «свободных» деяний не является осознанной и направленной во благо.) Эти энергии сказываются частично в этой жизни, но большая часть их переносится в хранилище второго пучка.
Ушедший в 1974 году в духовный мир учитель человечества Сант Кирпаль Сингх писал по этому поводу:
«Святые учителя разделили кармы на три определенные категории:
1. Sanchit: собранные и накопленные кармы, которые восходят к инкарнациям неизвестного прошлого.
2. Pralabdh: стечение обстоятельств, судьба, участь, то есть часть Sanchit-кармы (кармы-запаса), образующая живое настоящее человека, от которой никто не может ускользнуть, как бы ни хотелось этого пожелать или попытаться это сделать.
3. Kriyaman: кармы, представляющие собой совокупность деяний, свободно осуществляющихся субъектом в ходе данного своего земного существования или в некий промежуток времени, посредством которых личность определяет свое будущее в лучшую или худшую сторону»[3].
Основа этого учения о трех видах кармы — физический, психологический и эзотерический опыт, который показывает, что энергии никогда не исчезают бесследно и что протекающие в сознании процессы и способы поведения являются особыми формами энергии, которые в свое время должны стать причиной определенных следствий.
Согласно традиционному учению о карме, мы — существа, без видимой причины брошенные во Вселенную, — непрерывно сплетаем гигантскую паутину причин, снова и снова порождающих свои следствия, которые нам также придется пережить, и при этом, ограниченные рамками быстротечного земного бытия, мы не можем создать новых причин, способных изменить нашу жизнь. Мы остаемся в созданных нами самими хороших и плохих жизненных формах с соответствующими возможностями переживаний и скрытыми от нас движущими мотивами, потому что, как правило, не можем увидеть свои прежние жизни и, следовательно, не можем извлечь и осознать полученный там опыт.
Это называют спектаклем, драмой жизни, в индийской философии такую ситуацию нередко называют также «Lila», что означает «игра богов». Если наша жизнь действительно должна оставаться всего лишь «игрой» Творца, особенно когда мы страдаем, — это достаточно скверная игра, слишком скверная, чтобы говорить о ней.
Впрочем, учение о карме ни в коем случае не отрицает ценность, качество, необходимость, действенность чувства ответственности и активного сознания, человеческого сострадания и любви ко всем живым существам, напротив, оно ставит эти качества на первое место в человеческой жизни. Желание реализовать их вытекает из осознания родства всех существ и всего живого. Каким же образом возможно прервать кажущийся вечным, свойственный нашей природе механический цикл рождения, смерти и новых рождений, при этом продолжая думать, чувствовать и действовать, тем самым участвуя в непрерывном процессе развития причинно-следственных связей? Можем мы «сойти с поезда»? Ведь согласно учению о карме, мы в конечном счете сами ответственны за то, что и как дает нам судьба. На том, каким образом мы можем перешагнуть границы кармы — иначе говоря, астрологические границы, — я отдельно остановлюсь в главе 11 этой книги.
Тема кармы не может быть исчерпывающе изложена в рамках одной этой книги. Сант Кирпаль Сингх написал уже упоминавшуюся замечательную книгу «Карма — закон причины и следствия»; дальнейшие размышления на эту тему вы также найдете в моей книге «Так записано... Что наша жизнь — случайность или судьба?».
ЧТО ТАКОЕ ГОРОСКОП?
Мой толковый словарь[4] рассматривает «гороскоп» как слово греко-латинского происхождения и дословно переводит его — «наблюдающий часы». Гороскоп (карта рождения, или натальная карта) — прежде всего двухмерное графическое изображение положения небесных светил в пространстве и времени, то есть в четырех измерениях, относящееся к строго определенному месту и точно установленному времени на Земле. Так сухо и прозаически можно сформулировать точное и полное определение этого понятия. Но что же такое гороскоп в духовном смысле?
Это грандиозный и удивительный план жизни, где представлены отношения между вечной душой, воплощенной на Земле в конкретном теле, космическим происхождением этой души, ее задачей в нынешнем воплощении, ее «личной историей», то есть ее кармой, сложившейся к моменту рождения.
Этот содержащийся в гороскопе и более или менее ясно считываемый план призван напомнить человеку о его изначальном происхождении в космическом времени и пространстве, предшествующем земному рождению; кроме того, он помогает ориентироваться в тех возможностях и ограниченных шансах и проблемных точках, способностях и потенциале, которые формируют путь души в этом земном воплощении. Он описывает те основные принципы и предпосылки, которые позволяют понять настоящее, чтобы осуществиться в будущем.
Гороскоп способен продемонстрировать, каким образом настоящее было обусловлено прошедшим.
Также на основе предвидения он указывает на то, как будущее может развиваться из настоящего. Он содержит важную информацию о смысле жизни и его индивидуальном осуществлении, а также о временных циклах событий и процессов развития.
Гороскоп — проект и план строительства этой жизни. Однако это не означает, что первоначальный план неизменен. Предположим, вы собираетесь построить себе дом. Если речь идет о «доме» человеческой жизни, его план создают не один, а два архитектора. Один из них — вы сами, другой — сила Творца, которая проявляется как через природу с ее законами и условия среды, так и непосредственно, если вам удалось найти способ ее увидеть.
Вы сами как архитектор собственного дома запечатлены в его фундаменте посредством приобретенного ранее опыта. Архитектор может проектировать лишь то, что соответствует его собственным знаниям и уровню восприятия. Кроме того, при строительстве дома вам приходится учитывать конкретные материальные условия, созданные вами же либо предоставленные судьбой. Вы не можете строить, где вам вздумается, точно так же как у вас недостаточно средств (то есть энергии), чтобы приобрести самые дорогие материалы для строительства и отделки дома, и т.д.
После того как вы составили план, подали его на утверждение и получили разрешение осуществить, вы приступаете к строительству. Разумеется, в ходе строительства вы вправе в любой момент изменить какие-либо детали в том, что касается выбора материала и оформления. Более серьезные изменения необходимо вначале дополнительно проверить в финансовом отношении и, возможно, с точки зрения устойчивости здания;
решающие изменения должны быть заново утверждены. Тем не менее в рамках плана в течение всего процесса строительства вы сохраняете определенную степень личной свободы принимать новые, незапланированные решения.
Этот процесс обнаруживает сходство с нашей жизнью. Жизненный путь как единое целое можно уподобить строительству дома. Основное значение здесь имеет не дом как конечный результат, а процесс обучения, планирования, творчества, оформления. «Готовый дом» соответствует конечному результату нашей теперешней жизни, той карме, которую мы переносим в другое измерение.
Натальный гороскоп, воспринимаемый как план строительства нашей жизни, представляет собой основное направление, где сконцентрированы наши надежды и трудности, наши цели и пути их осуществления.
Цель «великого архитектора» достижима для любого человека и заложена в каждом гороскопе; она состоит в том, что каждый человек (то есть обладатель гороскопа) может достичь самопознания и самореализации, внутреннего прозрения и познания Бога. В главе 11 я остановлюсь на этом более подробно.
Выступая в роли помощников архитектора, мы нередко склонны переоценивать собственное величие и пренебрегать возможностью связи с изначальной созидательной, или космической, силой, и поэтому своевольно «встраиваем» в наш гороскоп извилистые линии, подъемы и спады на жизненном пути.
Если в ходе строительства дома мы используем свободу воли там, где это уместно и необходимо, — к примеру, за счет качественного расширения сознания, в пределах наших индивидуальных возможностей обращаясь к скрытому от обыденного сознания, то есть к «великому архитектору», то нам предоставляется возможность построить дом, который будет во многом отличаться от первоначально заданного плана. Иными словами, у нас есть реальная возможность, несмотря на все внешние воздействия, жесткие планы и предопределенность, обусловленные кармическими, социальными, генетическими или какими-либо иными причинами, придать своей жизни осознанно и свободно избранное направление, проложить путь к смыслу жизни и к тому, что мы называет счастьем, к подлинной самореализации. Но это требует упорного труда, работы над своим сознанием. Эзотерическая астрология преследует именно такую цель.
Еще несколько слов о том, что подразумевается здесь под «великим архитектором». Я исхожу из той предпосылки, что в гороскопе «записано» многое, но не все. Мне кажется, что с гороскопа могут считываться кармически предопределенные особенности личности, а также обусловленный кармой план жизни, но не те решения, которые находятся в области свободной воли индивидуума. Кроме того, есть еще скрытый, но крайне важный фактор формирования жизненного пути. Это творческая сила, чистый дух, божественное начало в нас, сила, которую можно назвать космической энергией, или Богом. Точно так же, как простая совокупность всех научных знаний, разносторонних талантов, всех произведений искусства и философских трактатов Леонардо да Винчи, как бы прекрасны они ни были, никогда не выразит весь дух этого универсального гения, так и гороскоп как сумма всех существенных и познаваемых природных, социальных, генетических и кармических факторов не в состоянии охватить весь потенциал души и вездесущего космического духа, который ее оживляет.
На основании одного только гороскопа мы не можем определить, является ли данный человек грешником или святым. Не познакомившись с этим человеком ближе или не узнав о нем достаточно много, нельзя предугадать, где именно реализуются проявленные в гороскопе склонности и модели поведения — непосредственно в материальной жизни или преимущественно в области духовного развития. Что еще более существенно, гороскоп как таковой не дает ответа на вопрос о том, отмечен ли данный человек печатью высшей милости, благодаря божественному вмешательству освобождаясь от законов кармы, которые связывают его «я» или — по воле провидения — не властны над ним.