Потому, что наши глаза их не видят.
Когда после долгой, прохладной весенней ночи первые розовые лучи еще неяркого утреннего солнца, поднимающегося над далеким горизонтом, касаются земли и обещают пробуждающейся природе новое развитие — в этот момент просыпаются все жизненные силы и в ожидании тянутся навстречу дарящему жизнь теплу.
Когда полуденное летнее солнце высоко стоит над землей, изливая свой могущественный зной на созревающие золотые колосья и заряжая своей силой родники, ручьи и озера, высокие зеленые леса остаются последним убежищем прохлады для человека и зверя.
Когда в октябре нежные солнечные лучи сопровождают нас среди наступающей осени и раскрашивают листья множеством цветов, наступает время радоваться поре урожая и созревшим плодам.
Когда зимой солнечный свет бледнеет и лишь слабый отблеск холодного белого снега напоминает о его существовании, возможно, именно в эти минуты к нам могут прийти смирение и понимание.
Разве мы — не часть природы, которая столь велика и прекрасна, столь многообразна и грандиозна, что для нас невозможно охватить ее целиком? Разве пульсация и ритм нашей жизни не входят в некий более масштабный цикл, понимание которого позволяет увидеть смысл там, где первоначально видится нагромождение мнимых случайностей, бессмыслица и хаос?
Задумаемся о постоянных превращениях Луны, верного спутника нашей планеты. Представая то в виде узкого серпа, то полукруга, то круглого диска в полнолуние, становясь невидимой на три дня новолуния, Луна напоминает нам о постоянном изменении земных форм. В ее влиянии на воды нашей родной планеты Земля находит символическое выражение старинное изречение «panta rhei», то есть «все течет». Вода течет в реках, приливы и отливы морей постоянно чередуются, соки поднимаются по жилам трав и деревьев, циклы плодовитости у человека и зверя следуют космическим законам движения Луны. Изменчивость, с которой Луна отражает солнечный свет, указывает на то, что на жизненном пути не может быть ничего статичного, ничего завершенного, ничего окончательного. Разве не очевидно, что наша жизнь на Земле и орбита этой голубой планеты, как и орбиты других планет, образующих вместе с ней Солнечную систему, как-то взаимодействуют между собой? Когда темной, безлунной ночью наш взгляд, мечтательный или пытливый, счастливый или вопрошающий, погружается в мириады далеких искрящихся звезд, не ощущаем ли мы что-то вроде тоски по открывающейся нам космической родине? Не чувствуем ли мы себя взволнованными от магии невидимых уз, связующих Вселенную в единое целое, объединяющих звезды и нас, от космического единства, дарующего творческие силы?
И не является ли символом сама Вселенная вместе с тайной ее происхождения и неведомой целью развития? Разве Вселенная — не символическое воплощение глубинного сокровенного бытия, которое постигается как посредством ограниченной формы, Так и путем не знающего границ умозрения?
Без сомнения, все мы — космические существа, проводящие большее или меньшее число лет в земной сфере, при этом развиваясь, обучаясь и приходя к самораскрытию. Возможно, в масштабах иного измерения отмеренный нам здесь промежуток времени составляет всего лишь несколько дней; однако на Земле мы переживаем его как маленькую вечность.
В священных текстах, во всей мировой литературе отобразились творческие отношения между огромным Космосом и маленьким человеком. Так говорится в 1-й книге Моисеевой:
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так»[1].
Итак, небесные светила, управляя сменой дня и ночи, сменой времен года, не только отмеряют время, но и подают «знамения». Какого рода могут быть эти знамения, если явно подразумевается нечто большее, чем просто циклы времени? По мнению астрологов, речь идет об указаниях относительно человеческой судьбы. Известный современный немецкий астролог и исследователь мифов Бернд А. Мертц представил трактат о христианстве и астрологии, первоначально озаглавленный «Небесные светила подают знамения», а в дальнейшем известный под названием «Астрология и христианство», где можно прочитать об этом подробнее.
У Иоганна Вольфганга Гёте также встречаются интересные рассуждения о том, как взаимосвязаны отдельная судьба и законы мироздания:
Со дня, как звезд могучих сочетанье
Закон дало младенцу в колыбели,
За мигом миг твое существованье
Течет по руслу к прирожденной цели.
Себя избегнуть — тщетное старанье;
Об этом нам еще сивиллы пели.
Всему наперекор вовек сохранен
Живой чекан, природой отчеканен[2].
Мы появляемся согласно «закону» и живем в заранее готовой форме, полной жизни, развивающейся дальше. Но по каким законам она развивается? Согласно Гёте, это внешние законы, которые указываются Солнцем и планетами, и внутренние: «Себя избегнуть — тщетное старанье».
«Как в этом сообщении обо всем, что кисмет уготовил людям, оставляя им кажущуюся свободную волю и подводя их одних к их цели, многое кажется большой странностью...»
Эти замечательные слова позаимствованы из уже упоминавшихся «Анатолийских рассказов пастухов». Кисмет, то есть судьба, — явление действительно странное, удивительное и зачастую трудно прослеживаемое. Какую часть судьбы определяем, или создаем, мы сами? Что предопределено заранее и что из предопределенного действительно невозможно изменить? Какова степень нашего личного участия в том, что кажется действием безличного фатума? И наконец, каким образом мудрость звезд и толкование гороскопа могут помочь нам увидеть и исполнить уготованные или по собственной воле избранные жизненные задачи? Ответить на эти вопросы мы попытаемся в следующей главе этой книги.
Изложение основ и доказательство «действенности» астрологии (каузальное, синхронистическое и символическое обоснование), а также обоснование правомерности трех областей применения и соответственно трех направлений (хорарная астрология, то есть относящаяся к месту и событиям астрология, астропсихология и эзотерическая астрология) остались за рамками этой книги. С ними можно подробно ознакомиться в моих книгах о планетах, выпущенных издательством «Heyne Verlag».
Однако в ходе всех последующих астролого-технических рассуждений не будем забывать о том до конца необъяснимом волшебстве, которое пронизывает звездную Вселенную и которое мы в состоянии постичь, открывая душу навстречу таинству жизни и сознания.
Гороскоп, как известно, отображает положение небесных светил в момент рождения. При этом двухмерное изображение фиксирует три измерения пространства, а также четвертое измерение, то есть время. Символические соответствия в гороскопе и циклы движения небесных тел указывают на основные области жизни, жизненные ритмы, требования к развитию конкретной личности, ее основные проблемы, описывают процесс самораскрытия индивидуальности.
Эзотерическая астрология предполагает прочтение в карте гороскопа законов развития души и земных условий, в которых это развитие протекает, а также применение полученных знаний к индивидууму и его жизненному пути. Результаты этого отчасти аналитического, отчасти интуитивного исследования способствуют осознанной внутренней и внешней эволюции отдельной личности в пределах той целостности, которой является жизнь.
Эзотерическая астрология ставит перед собой задачу не более и не менее, как служить действенной духовной помощью, способствовать осознанию кармических задач и временных пределов для их разрешения, чтобы рано или поздно человек мог вступить на путь к «золотой середине», где его душа найдет мир.