Особенности поведения педагога с низкой коммуникативной толерантностью.

Как узнать, в какой мере педагог способен проявлять тер­пимость к другим и в первую очередь к учащимся и другим субъектам педагогического взаимодействия? Об этом могут свидетельствовать определенные поведенческие признаки и умонастроения.

О низком уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствуют следующие особенности поведения педагога:

не умеет либо не хочет понимать или принимать инди­видуальность других людей. Индивидуальность дру­гого — это прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения личностных подструктур партнеров и составляет различия их ин­дивидуальностей ;

оценивая поведение, образ мыслей или отдельные харак­теристики людей, рассматривает в качестве эталона самого себя. В этом случае он отказывает партнеру в пра­ве на индивидуальность и словно в прокрустово ложе пытается втиснуть его в ту или иную подструктуру своей личности. В прямом или завуалированном виде он счи­тает себя «истиной в последней инстанции», судит о своих коммуникативных партнерах (учащихся и кол­легах), руководствуясь своими привычками, установка­ми и настроениями;

категоричен или консервативен в оценках учащихся и своих коллег. Таким способом он регламентирует про­явление индивидуальности учащихся и требует от них предпочтительного для себя однообразия, которое соот­ветствует его внутреннему миру — сложившимся цен­ностям и вкусам;

не умеет скрывать или сглаживать неприятные чувст­ва, возникающие при столкновении с некоммуникабель­ными качествами у своих воспитанников.Качества личности партнера, которые определяют положительный эмоциональный фон общения с ним, назовем комму­никабельными, а качества партнера, вызывающие нега­тивное отношение к нему — некоммуникабельными. Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера. Неприятие в другом чаще всего вызывают некоммуникабельные типы лиц, некоммуникабельные черты личности и некоммуникабельные манеры общения;

стремится переделать, перевоспитать учащихся. В сущности, он берется за непосильную задачу — изме­нить ту или иную подструктуру личности, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки педаго­га перевоспитать учащегося (учащихся) проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении школьного распорядка и дисциплины на занятиях. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам;

хочет подогнать партнера под себя, сделать его удобным.В данном случае он как бы «обтесывает» те или иные качества личности ученика, стремясь регламентировать его поступки или добиваясь сходства с собой, настаивает на принятии своей точки зрения, оценивая учащегося, руководствуется своими обстоятельствами и т. д.; не умеет прощать учащимся их ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные ему неприятности. Его сознание «застревает» на различиях между личностными подструктурами — своей и учащегося. Это источник взаимных обид, стремления усложнить отношения с воспитанником, придавать особый неприятный смысл поступкам и словам ученика;

нетерпим к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался учащийся. Такое наблюдается в тех случаях, когда учащийся жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Педагог с низким уровнем коммуникативной толерантности — душевно черствый и потому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в дискомфортных состояниях и обычно рассчитывает на понимание и поддержку окружающих;

плохо приспосабливается к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.Это обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для него функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к своим партнерам (учащимся и коллегам). Во всяком случае, он старается менять и переделывать прежде всего партнера, а не себя — для некоторых пе­дагогов это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон.

Нарастание нетерпимости к окружающим является достаточным признаком устойчиво низкого или очень низкого уровня толерантности — спутника некоторых нарушений в сфере характера, а также профессиональной деформации личности. Подобное особенно опасно для педагога, потому что со временем приводит к социально-психологическим и психическим изменениям личности в процессе выполнения профессиональной деятельности, которые наносят непоправимый ущерб душевному состоянию учащихся и отрицательно сказываются на формировании их личности.

Профессиональная деформация личности педагога во многом определяется сложностью педагогической деятельности и ее повышенной эмоциональной нагруженностью. Первым показателем того, что отношение педагога к своей профессии приобретает негативный характер и резко снижается его коммуникативная толерантность, является проявление синдрома «психического (профессионального) выгорания».

Наши рекомендации