Основные подструктуры личности, обеспечивающие коммуникативную толерантность личности.
Основными подструктурамиличности, обусловливающими коммуникативную толерантность, являются:
• интеллектуальная — передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, т. е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений.
Известно, что каждый думает по-своему: один склонен к обобщению, а другой преимущественно анализирует события и факты. Некоторые личности мыслят глубоко и всесторонне, а иные скользят по поверхности явлений. То, что одни находят важным, другие — второстепенным. Кто-то рассуждает последовательно и доказательно, а кто-то не в ладах с элементарной логикой. Когда партнеры обнаруживают свои различия в области интеллекта, каждая из сторон считает себя правой и демонстрирует ту или иную степень нетерпимости к интеллектуальному своеобразию другого. Это и понятно: при взаимодействии возникают интеллектуальные затруднения, которые нелегко преодолеть посредством сотрудничества, взаимных уступок или принятия мыслительного типа партнера. Легче показать свое раздражение, высказать недовольство взаимодействующей стороной.
Демонстрация низкого уровня коммуникативной толерантности выступает показателем негибкости или лености ума и мешает выходу из затруднительных ситуаций. Об этом особенно полезно помнить педагогу, которому приходится чаще, чем другим специалистам, сталкиваться с интеллектуальным своеобразием своих воспитанников.
В общении вообще, и в педагогическом в особенности, не следует показывать нетерпимость к умственному потенциалу партнера, заявляя: «Ты рассуждаешь примитивно», «Твоя логика выводит меня из равновесия», «У тебя не все дома». Это в одинаковой степени относится к взаимодействию и с учащимися, и с коллегами и другими субъектами педагогического взаимодействия. Не следует забывать о том, что в коммуникации участвуют, по меньшей мере, две стороны, и еще требуется доказать, у какой из них с интеллектом более благополучно;
• ценностно-ориентационная— включает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего.
Каждый из нас имеет хотя бы в чем-то своеобразные взгляды и мнения. Они могут касаться представлений о смысле жизни и о счастье, понимания значимости семейных ролей и служебных обязанностей, намеченных планов и свершившихся достижений. Любой человек, в первую очередь, стремится защитить свои ценности. Согласно утверждениям психологов, конфликты на этой почве наиболее частые и глубокие. Хорошо, если взгляды партнеров во многом совпадают, тогда легче найти согласие и взаимопонимание. Но если каждый подходит к событиям и фактам со своей меркой, то появляются трения и возникает повод проявить коммуникативную нетерпимость, т. е. осуждение, раздражение или неприятие ценностей другого.
Педагоги и учащиеся, их родители, представители администрации образовательного учреждения — все могут выражать более или менее разные ценности и ориентации в сфере взаимодействия, а следовательно, проявлять коммуникативную нетерпимость друг к другу;
• этическая — выражает нравственные нормы, которых придерживается человек. При этом проявляется та или иная степень включенности совести в его мысли, оценки и действия: сказывается ориентация на добро и зло, справедливость или несправедливость, склонность руководствоваться чувством долга или привычка вести себя безответственно.
Партнеры, обладающие разным этическим содержанием, обычно трудно совместимы. Если им приходится поддерживать длительные или тесные контакты, это отражается на уровне их терпимости: со временем обе или одна из взаимодействующих сторон начинает испытывать неприятные чувства. Впрочем, фактор времени для некоторой категории людей несущественен, ибо они готовы в любой момент и в различных ситуациях немедленно реагировать на различия, обнаруживаемые в своей этической сфере и нравственных ориентациях партнера. Возможно, это выразится в нравоучениях, в подчеркивании своего превосходства или в ограничении контактов с определенной категорией личностей;
• эстетическая— охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Здесь определяется, кто, что и почему нравится или не нравится личности.
Эстетическое начало проявляется постепенно и во всем, доказательством чему служит трудно преодолимая привычка судить обо всем и вся. Каждый из нас с большим желанием дает оценки событиям и окружающим, предметам и обстоятельствам, при этом, понятно, преобладает субъективизм. Чтобы хоть как-то ограничить его, в арсенале средств, пресекающих эстетический произвол, появилась аксиома, умиротворяющая особенно нетерпимых к чужим эстетическим воззрениям: «О вкусах не спорят!»;
• эмоциональная — демонстрирует преобладающий спектр, в котором чаще всего пребывает данный человек: радость или печаль, оптимизм или пессимизм, возбужденность или спокойствие, подъем или подавленность, беззаботность или тревожность, миролюбие или агрессивность.
У любого человека, как известно, свой «дежурный» эмоциональный фон. У каждого есть опыт общения с партнерами, преобладающий настрой которых в той или иной мере соответствует или не соответствует нашему. Даже кратковременное пребывание в «чужом» для тебя эмоциональном поле другого человека может вызвать неприятное состояние. Так, с этим связана одна из трудностей в работе педагога: находясь в контакте с учащимися он невольно погружается в специфический эмоциональный фон, свойственный, например, подросткам, для которых характерна эмоциональная неустойчивость. Понятно, что в подобных условиях работы увеличивается нагрузка на коммуникативную толерантность или включаются особые механизмы психологической защиты, такие как отстраненность от переживаний учащихся, ответная агрессия и др.;
• сенсорная (чувственная)— включает особенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений.
В данном случае имеется в виду индивидуальная сенсорная организация конкретного человека: какой из каналов восприятия — анализаторов становится для него ведущим при взаимодействии с окружающей действительностью — зрительный, слуховой, кинестетический (объединяет анализаторы мышечной и кожной чувствительности), обонятельный или вкусовой.
В жизни мы нередко сталкиваемся с различиями в сенсорной организации партнеров и, случается, показываем сниженную толерантность к тем, кто воспринимает мир не так, как мы. Один любит слушать и говорить, для него значимо речевое общение, поэтому он придает значение построению фразы, логике повествования, особенностям голоса и интонаций партнера, тонко выделяет их смысл — таков аудиальный фон. Другой пристально всматривается в лица людей, в детали обстановки, легко оперирует наглядными образами, предпочитает схемы и модели в качестве средств обмена информацией, отмечает, во что и как одет партнер, как он держится — так воспринимает действительность визуальный тип. Третий набирается впечатлений, стремясь все пощупать своими руками, притронуться к партнеру, ощутить нежное прикосновение к своему телу — кинестетический тип.
В повседневном общении возникают различные комбинации — соответствия или несоответствия сенсорных подструктур личностей партнеров. Педагогу приходится учитывать и ориентироваться на сенсорные особенности не одного, а нескольких собеседников одновременно, потому что характер его профессиональной деятельности предполагает взаимодействие с целым классом (группой) учащихся. Естественно, в индивидуальном общении педагогу легче установить сенсорный контакт с воспитанником или коллегой. Для проявления коммуникативной толерантности больше шансов в том случае, если имеет место соответствие: визуал взаимодействует с визуалом, ауди-ал — с аудиалом, а кинестетический тип — с кинестетическим.
Коммуникативная толерантность способна снижаться, когда встречаются разнородные типы, например, любитель послушать и поговорить взаимодействует с тем, кто склонен созерцать и мыслить образами; человек, воспринимающий мир преимущественно кинестетически, вынужден жить или сотрудничать с аудиалом или визуалом;
• энерго-динамическая— отражает энергетические свойства человека — качество и силу его энергетического поля.
Качество излучаемой и распространяемой индивидом энергии зависит от ее знака — положительного, отрицательного или нейтрального. Положительно «заряженный» человек словно притягивает к себе окружающих: открыт для общения, эмоционально откликается на происходящее и состояния партнера, готов к сотрудничеству и позитивно оценивает соучастников деятельности. Человек, обладающий отрицательным полем, своим поведением, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями будто отталкивает партнеров, воздвигает невидимые, но хорошо ощутимые барьеры на пути к соучастию и сопереживанию. Нейтральная энергия делает его безучастным, равнодушным к происходящему, что проявляется обычно одновременно как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровнях.
Правомерно ожидать, что партнеры с разноименными энергиями будут неуютно себя чувствовать при взаимодействии, особенно если их контакты длительные и тесные. Да и понятно: отсутствует или ослаблена гармония эмоций и чувств, полярны состояния и настроения, различна степень включенности в ситуации. Желательно, чтобы «энергетические поля» партнеров легко налагались или соприкасались — это облегчает деловое общение и сосуществование.
Непросто устанавливать и поддерживать контакты индивидам, обладающим нейтральным зарядом — энергетическая неопределенность инертна, порой дезориентирует партнеров. Пожалуй, уютно чувствуют себя в энергетическом поле друг друга одноименно «заряженные» индивиды, особенно если их эмоциональные заряды имеют положительную модальность. Однако состояние энергетической статики через некоторое время способно вывести их из равновесия: со временем начинают чувствовать взаимную усталость как очень общительные, эмоционально открытые люди, так и замкнутые, необщительные, отстраненные.
Кроме качественной характеристики, энергетическое поле человека имеет определенную интенсивность, силу, что проявляется в динамике всей психической деятельности — в скорости ответных реакций, в яркости эмоций и чувств, в быстроте или медлительности действий, в решительности поступков. Партнеры, резко различающиеся этим, могут испытывать взаимную неудовлетворенность, высказывать претензии по поводу ритма и длительности выполняемой работы. Так, флегматик может раздражать холерика своей нерасторопностью, вялостью движений, медлительностью мышления, а холерик способен действовать на нервы флегматику своей суетливостью, спешностью, невоздержанностью (об этом шла речь в разделе, рассматривающем психологические барьеры в общении, обусловленные особенностями темпераментов собеседников).
Реакция одного человека на энергетическое поле другого обычно происходит на подсознательном уровне: вам чем-то неприятен человек и потому не хочется взаимодействовать с ним. Возможно вторичное реагирование, когда некоторое время спустя вы начинаете искать объяснения, чем и почему партнер не понравился вам или стал неприятным. Но и в этом случае первопричина, т. е. энергетические различия, может оставаться неосознанной, будут указываться иные свойства, например, характер, стиль мышления и прочие черты, которые якобы вызвали негативную реакцию;
• алгоритмическая — данная подструктура личности объединяет разные личностные качества, у которых, тем не менее, есть нечто общее — однообразие воспроизводимости. К ним относятся привычки, умения, стиль деятельности, разные ритуалы, включая бытовые, семейные, религиозные. Им свойственна весьма заметная жесткость повторения, в разных условиях они осуществляются как бы по «накатанным путям», при помощи алгоритмов и известных приемов.
Человек охотно и часто использует в своем поведении однообразно воспроизводимые действия, потому что так ему легче осуществлять свою деятельность. Понятно, почему мы с большим трудом отказываемся от сложившихся привычек, избранного стиля в работе, усвоенных ритуалов и почему так болезненно переживаем малейшие посягательства на них — таким способом мы защищаем легкие, а значит и приятные, режимы нашей психической деятельности.
Алгоритмическое устройство партнеров может быть более или менее идентичным. Чем больше сходства в привычках, навыках, умениях, ритуалах, стилях поведения, тем больше шансов проявить себя свободно и беспрепятственно в присутствии партнера, тем, следовательно, легче протекает психическая деятельность каждого. Таково общее правило, хотя в жизни встречаются исключения: один партнер нетерпим именно к тем качествам другого, которыми сам наделен;
• характерологическая— сосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности, которые возрождены или приобретены под влиянием окружения в результате воспитания, примеров, подражания.
Следует обратить внимание на то, что проявление черт характера в поведении индивида облегчает осуществление различных форм его психической деятельности в рамках врожденного и приобретенного, хотя при этом могут возникать трения с окружающими. Характер — это система самовыражения личности, посредством которой она адаптируется к самой себе, а именно: осуществляет свою психическую деятельность в наиболее удобных и привычных для себя формах и режимах.
Когда сталкиваются партнеры, обладающие существенными различиями в характере, то оба могут испытывать трудности двоякого свойства: осложняется протекание внутренней психической деятельности и процесс сотрудничества. Коммуникативная толерантность проявится в том, что партнер способен принять, сгладить, не утрировать эти различия или по каким-то причинам не замечать их, например, под влиянием большой любви или, наоборот, в случае полнейшего безразличия к партнеру. Так, например, педагог, который в первую очередь любит своих воспитанников, а только после них — преподаваемый предмет, будет проявлять коммуникативную толерантность даже к тем, кто не любит и не знает его предмет;
• функциональная— закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности — это прежде всего потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания.
Поскольку потребности, предпочтения и желания связаны с функциональными состояниями жизнеобеспечения и комфорта, личность активно их заявляет и защищает. Любые посягательства на них воспринимает как угрозу благополучию, как наступление на свою бытийность. В то же время человек с низким уровнем толерантности испытывает неудовлетворенность, раздражение либо неприязнь к партнеру, стремящемуся проявить и отстоять свои потребности.
Вероятность проявления коммуникативной толерантности на уровне функциональной подструктуры личности тем выше, чем:
• больше сходства в количестве и наименовании активно задействованных, проявленных и защищаемых потребностей;
• более совпадают у партнеров предпочтения, потребности (совпадают в их значимости и последовательности осуществления);
• более сходны желания партнеров (в стремлении удовлетворить конкретные потребности).
Таковы основные личностные подструктуры, обусловливающие коммуникативную толерантность. Характеризуя любого человека, можно определить у него:
• уровень ситуативной коммуникативной толерантности— фиксируется в отношениях данной личности к другому конкретному человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. В этом случае поток энергии эмоций строго направлен. Низкий уровень ситуативной коммуникативной толерантности проявляется, например, в высказываниях: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает своим присутствием», «Меня трясет от него», «Меня все в нем возмущает». О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: «Мне очень импонирует этот деловой партнер», «С этим человеком легко общаться». О среднем уровне говорят высказывания типа: «Не все я принимаю в этом человеке», «Иногда он невыносим», «Кое-что меня в нем раздражает»;
• уровень типологической коммуникативной толерантности— выявляется в отношениях человека к собирательным типам личности или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах: «Меня раздражает такой тип людей», «Я не стал бы жить в одной комнате с нацменом», «Лучше не иметь дела с клиентами-пенсионерами» . Средний уровень проступает в оборотах речи: «Такие работники вызывают противоречивые чувства», «Если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера». О высоком уровне типологической толерантности свидетельствуют выражения: «Обычно представители этой нации — хорошие люди», «Обожаю такой тип мужчин»;
• уровень профессиональной толерантности— проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом, в рабочей
обстановке.
Так, можно говорить о педагоге в его отношениях с Неуспевающими и недисциплинированными учащимися — отстающими в учении, снижающими академические показатели, нарушающими учебный режим, мешающими не только педагогу, но и своим одноклассникам работать на занятиях, и т. п. Видимо, не случайно у педагогов есть понятия «хороший» или «плохой» ученик, с помощью которых он на уровне профессиональной толерантности обозначает свое отношение к разным категориям своих воспитанников;
• уровень общей коммуникативной толерантности— в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека.
Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы — ситуативную, типологическую, профессиональную.