Основные подструктуры личности, обеспечивающие коммуникативную толерантность личности.

Основными подструктурамиличности, обусловливающими коммуникативную толерантность, являются:

• интеллектуальная — передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, т. е. принципы его понимания действительно­сти, привычные для него стереотипы осмысления проб­лем, идей, принятия решений.

Известно, что каждый думает по-своему: один склонен к обобщению, а другой преимущественно анализирует события и факты. Некоторые личности мыслят глубоко и всесторонне, а иные скользят по поверхности явлений. То, что одни находят важным, другие — второстепенным. Кто-то рассуждает после­довательно и доказательно, а кто-то не в ладах с элементарной логикой. Когда партнеры обнаруживают свои различия в об­ласти интеллекта, каждая из сторон считает себя правой и демонстрирует ту или иную степень нетерпимости к интел­лектуальному своеобразию другого. Это и понятно: при взаи­модействии возникают интеллектуальные затруднения, кото­рые нелегко преодолеть посредством сотрудничества, взаимных уступок или принятия мыслительного типа партнера. Легче показать свое раздражение, высказать недовольство взаимо­действующей стороной.

Демонстрация низкого уровня коммуникативной толеран­тности выступает показателем негибкости или лености ума и мешает выходу из затруднительных ситуаций. Об этом осо­бенно полезно помнить педагогу, которому приходится чаще, чем другим специалистам, сталкиваться с интеллектуальным своеобразием своих воспитанников.

В общении вообще, и в педагогическом в особенности, не следует показывать нетерпимость к умственному потенциалу партнера, заявляя: «Ты рассуждаешь примитивно», «Твоя логика выводит меня из равновесия», «У тебя не все дома». Это в одинаковой степени относится к взаимодействию и с учащи­мися, и с коллегами и другими субъектами педагогического взаимодействия. Не следует забывать о том, что в коммуникации участвуют, по меньшей мере, две стороны, и еще требуется доказать, у какой из них с интеллектом более благополучно;

• ценностно-ориентационная— включает в себя основ­ные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего.

Каждый из нас имеет хотя бы в чем-то своеобразные взгля­ды и мнения. Они могут касаться представлений о смысле жизни и о счастье, понимания значимости семейных ролей и служебных обязанностей, намеченных планов и свершив­шихся достижений. Любой человек, в первую очередь, стре­мится защитить свои ценности. Согласно утверждениям пси­хологов, конфликты на этой почве наиболее частые и глубокие. Хорошо, если взгляды партнеров во многом совпадают, тогда легче найти согласие и взаимопонимание. Но если каждый подходит к событиям и фактам со своей меркой, то появляют­ся трения и возникает повод проявить коммуникативную не­терпимость, т. е. осуждение, раздражение или неприятие ценностей другого.

Педагоги и учащиеся, их родители, представители адми­нистрации образовательного учреждения — все могут выра­жать более или менее разные ценности и ориентации в сфере взаимодействия, а следовательно, проявлять коммуникатив­ную нетерпимость друг к другу;

• этическая — выражает нравственные нормы, которых придерживается человек. При этом проявляется та или иная степень включенности совести в его мысли, оценки и действия: сказывается ориентация на добро и зло, справедливость или несправедливость, склонность руко­водствоваться чувством долга или привычка вести себя безответственно.

Партнеры, обладающие разным этическим содержанием, обычно трудно совместимы. Если им приходится поддержи­вать длительные или тесные контакты, это отражается на уровне их терпимости: со временем обе или одна из взаимо­действующих сторон начинает испытывать неприятные чувст­ва. Впрочем, фактор времени для некоторой категории людей несущественен, ибо они готовы в любой момент и в различных ситуациях немедленно реагировать на различия, обнару­живаемые в своей этической сфере и нравственных ориентациях партнера. Возможно, это выразится в нравоучениях, в подчеркивании своего превосходства или в ограничении контактов с определенной категорией личностей;

• эстетическая— охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком кра­сивого и безобразного, возвышенного и низменного, ко­мического и трагического. Здесь определяется, кто, что и почему нравится или не нравится личности.

Эстетическое начало проявляется постепенно и во всем, доказательством чему служит трудно преодолимая привычка судить обо всем и вся. Каждый из нас с большим желанием дает оценки событиям и окружающим, предметам и обстоятель­ствам, при этом, понятно, преобладает субъективизм. Чтобы хоть как-то ограничить его, в арсенале средств, пресекающих эстетический произвол, появилась аксиома, умиротворяющая особенно нетерпимых к чужим эстетическим воззрениям: «О вкусах не спорят!»;

• эмоциональная — демонстрирует преобладающий спектр, в котором чаще всего пребывает данный человек: радость или печаль, оптимизм или пессимизм, возбуж­денность или спокойствие, подъем или подавленность, беззаботность или тревожность, миролюбие или агрес­сивность.

У любого человека, как известно, свой «дежурный» эмоци­ональный фон. У каждого есть опыт общения с партнерами, преобладающий настрой которых в той или иной мере соот­ветствует или не соответствует нашему. Даже кратковременное пребывание в «чужом» для тебя эмоциональном поле другого человека может вызвать неприятное состояние. Так, с этим связана одна из трудностей в работе педагога: находясь в кон­такте с учащимися он невольно погружается в специфический эмоциональный фон, свойственный, например, подросткам, для которых характерна эмоциональная неустойчивость. По­нятно, что в подобных условиях работы увеличивается нагруз­ка на коммуникативную толерантность или включаются особые механизмы психологической защиты, такие как отстранен­ность от переживаний учащихся, ответная агрессия и др.;

• сенсорная (чувственная)— включает особенности чув­ственного восприятия мира на уровне зрительного, слу­хового, обонятельного, вкусового, кожного и двигатель­ного ощущений.

В данном случае имеется в виду индивидуальная сенсорная организация конкретного человека: какой из каналов воспри­ятия — анализаторов становится для него ведущим при взаимо­действии с окружающей действительностью — зрительный, слуховой, кинестетический (объединяет анализаторы мышечной и кожной чувствительности), обонятельный или вкусовой.

В жизни мы нередко сталкиваемся с различиями в сенсор­ной организации партнеров и, случается, показываем снижен­ную толерантность к тем, кто воспринимает мир не так, как мы. Один любит слушать и говорить, для него значимо речевое общение, поэтому он придает значение построению фразы, логике повествования, особенностям голоса и интонаций парт­нера, тонко выделяет их смысл — таков аудиальный фон. Другой пристально всматривается в лица людей, в детали обстановки, легко оперирует наглядными образами, предпо­читает схемы и модели в качестве средств обмена информаци­ей, отмечает, во что и как одет партнер, как он держится — так воспринимает действительность визуальный тип. Третий на­бирается впечатлений, стремясь все пощупать своими руками, притронуться к партнеру, ощутить нежное прикосновение к своему телу — кинестетический тип.

В повседневном общении возникают различные комбина­ции — соответствия или несоответствия сенсорных подструктур личностей партнеров. Педагогу приходится учитывать и ори­ентироваться на сенсорные особенности не одного, а нескольких собеседников одновременно, потому что характер его профес­сиональной деятельности предполагает взаимодействие с це­лым классом (группой) учащихся. Естественно, в индивиду­альном общении педагогу легче установить сенсорный контакт с воспитанником или коллегой. Для проявления коммуника­тивной толерантности больше шансов в том случае, если имеет место соответствие: визуал взаимодействует с визуалом, ауди-ал — с аудиалом, а кинестетический тип — с кинестетическим.

Коммуникативная толерантность способна снижаться, когда встречаются разнородные типы, например, любитель послу­шать и поговорить взаимодействует с тем, кто склонен созер­цать и мыслить образами; человек, воспринимающий мир преимущественно кинестетически, вынужден жить или со­трудничать с аудиалом или визуалом;

• энерго-динамическая— отражает энергетические свойст­ва человека — качество и силу его энергетического поля.

Качество излучаемой и распространяемой индивидом энер­гии зависит от ее знака — положительного, отрицательного или нейтрального. Положительно «заряженный» человек словно притягивает к себе окружающих: открыт для общения, эмоционально откликается на происходящее и состояния парт­нера, готов к сотрудничеству и позитивно оценивает соучаст­ников деятельности. Человек, обладающий отрицательным полем, своим поведением, интеллектуальными и эмоциональ­ными проявлениями будто отталкивает партнеров, воздвигает невидимые, но хорошо ощутимые барьеры на пути к соучастию и сопереживанию. Нейтральная энергия делает его безучаст­ным, равнодушным к происходящему, что проявляется обыч­но одновременно как на интеллектуальном, так и на эмоцио­нальном уровнях.

Правомерно ожидать, что партнеры с разноименными энер­гиями будут неуютно себя чувствовать при взаимодействии, особенно если их контакты длительные и тесные. Да и понятно: отсутствует или ослаблена гармония эмоций и чувств, полярны состояния и настроения, различна степень включенности в ситуации. Желательно, чтобы «энергетические поля» парт­неров легко налагались или соприкасались — это облегчает деловое общение и сосуществование.

Непросто устанавливать и поддерживать контакты инди­видам, обладающим нейтральным зарядом — энергетическая неопределенность инертна, порой дезориентирует партнеров. Пожалуй, уютно чувствуют себя в энергетическом поле друг друга одноименно «заряженные» индивиды, особенно если их эмоциональные заряды имеют положительную модальность. Однако состояние энергетической статики через некоторое время способно вывести их из равновесия: со временем начи­нают чувствовать взаимную усталость как очень общительные, эмоционально открытые люди, так и замкнутые, необщитель­ные, отстраненные.

Кроме качественной характеристики, энергетическое поле человека имеет определенную интенсивность, силу, что про­является в динамике всей психической деятельности — в ско­рости ответных реакций, в яркости эмоций и чувств, в быстро­те или медлительности действий, в решительности поступков. Партнеры, резко различающиеся этим, могут испытывать взаимную неудовлетворенность, высказывать претензии по поводу ритма и длительности выполняемой работы. Так, флег­матик может раздражать холерика своей нерасторопностью, вялостью движений, медлительностью мышления, а холерик способен действовать на нервы флегматику своей суетливостью, спешностью, невоздержанностью (об этом шла речь в разделе, рассматривающем психологические барьеры в общении, обус­ловленные особенностями темпераментов собеседников).

Реакция одного человека на энергетическое поле другого обычно происходит на подсознательном уровне: вам чем-то неприятен человек и потому не хочется взаимодействовать с ним. Возможно вторичное реагирование, когда некоторое время спустя вы начинаете искать объяснения, чем и почему партнер не понравился вам или стал неприятным. Но и в этом случае первопричина, т. е. энергетические различия, может оставаться неосознанной, будут указываться иные свойства, например, характер, стиль мышления и прочие черты, которые якобы вызвали негативную реакцию;

• алгоритмическая — данная подструктура личности объединяет разные личностные качества, у которых, тем не менее, есть нечто общее — однообразие воспроизводи­мости. К ним относятся привычки, умения, стиль дея­тельности, разные ритуалы, включая бытовые, семейные, религиозные. Им свойственна весьма заметная жесткость повторения, в разных условиях они осуществляются как бы по «накатанным путям», при помощи алгоритмов и известных приемов.

Человек охотно и часто использует в своем поведении одно­образно воспроизводимые действия, потому что так ему легче осуществлять свою деятельность. Понятно, почему мы с большим трудом отказываемся от сложившихся привычек, избранного стиля в работе, усвоенных ритуалов и почему так болезненно переживаем малейшие посягательства на них — та­ким способом мы защищаем легкие, а значит и приятные, режимы нашей психической деятельности.

Алгоритмическое устройство партнеров может быть более или менее идентичным. Чем больше сходства в привычках, навыках, умениях, ритуалах, стилях поведения, тем больше шансов проявить себя свободно и беспрепятственно в присутст­вии партнера, тем, следовательно, легче протекает психическая деятельность каждого. Таково общее правило, хотя в жизни встречаются исключения: один партнер нетерпим именно к тем качествам другого, которыми сам наделен;

• характерологическая— сосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности, которые возрождены или приобретены под влиянием окружения в результате воспитания, примеров, подражания.

Следует обратить внимание на то, что проявление черт ха­рактера в поведении индивида облегчает осуществление раз­личных форм его психической деятельности в рамках врож­денного и приобретенного, хотя при этом могут возникать трения с окружающими. Характер — это система самовыра­жения личности, посредством которой она адаптируется к самой себе, а именно: осуществляет свою психическую дея­тельность в наиболее удобных и привычных для себя формах и режимах.

Когда сталкиваются партнеры, обладающие существенны­ми различиями в характере, то оба могут испытывать трудно­сти двоякого свойства: осложняется протекание внутренней психической деятельности и процесс сотрудничества. Комму­никативная толерантность проявится в том, что партнер спо­собен принять, сгладить, не утрировать эти различия или по каким-то причинам не замечать их, например, под влиянием большой любви или, наоборот, в случае полнейшего безразли­чия к партнеру. Так, например, педагог, который в первую очередь любит своих воспитанников, а только после них — пре­подаваемый предмет, будет проявлять коммуникативную то­лерантность даже к тем, кто не любит и не знает его предмет;

• функциональная— закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности — это прежде всего потребности и возникающие на их ос­нове предпочтения и желания.

Поскольку потребности, предпочтения и желания связаны с функциональными состояниями жизнеобеспечения и ком­форта, личность активно их заявляет и защищает. Любые посягательства на них воспринимает как угрозу благополучию, как наступление на свою бытийность. В то же время человек с низким уровнем толерантности испытывает неудовлетворен­ность, раздражение либо неприязнь к партнеру, стремящему­ся проявить и отстоять свои потребности.

Вероятность проявления коммуникативной толерантности на уровне функциональной подструктуры личности тем выше, чем:

• больше сходства в количестве и наименовании активно задействованных, проявленных и защищаемых потреб­ностей;

• более совпадают у партнеров предпочтения, потребности (совпадают в их значимости и последовательности осу­ществления);

• более сходны желания партнеров (в стремлении удовле­творить конкретные потребности).

Таковы основные личностные подструктуры, обусловлива­ющие коммуникативную толерантность. Характеризуя любо­го человека, можно определить у него:

• уровень ситуативной коммуникативной толерантно­сти— фиксируется в отношениях данной личности к другому конкретному человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. В этом случае поток энергии эмоций строго направлен. Низкий уровень ситуативной коммуникативной толеран­тности проявляется, например, в высказываниях: «Тер­петь не могу этого человека», «Он меня раздражает своим присутствием», «Меня трясет от него», «Меня все в нем возмущает». О высоком уровне свидетельствуют выра­жения типа: «Мне очень импонирует этот деловой парт­нер», «С этим человеком легко общаться». О среднем уровне говорят высказывания типа: «Не все я принимаю в этом человеке», «Иногда он невыносим», «Кое-что меня в нем раздражает»;

• уровень типологической коммуникативной толерант­ности— выявляется в отношениях человека к собира­тельным типам личности или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности за­ключен, например, в словах: «Меня раздражает такой тип людей», «Я не стал бы жить в одной комнате с нацме­ном», «Лучше не иметь дела с клиентами-пенсионера­ми» . Средний уровень проступает в оборотах речи: «Такие работники вызывают противоречивые чувства», «Если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера». О высоком уровне типологической толерантности сви­детельствуют выражения: «Обычно представители этой нации — хорошие люди», «Обожаю такой тип мужчин»;

• уровень профессиональной толерантности— прояв­ляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельно­сти. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом, в рабочей

обстановке.

Так, можно говорить о педагоге в его отношениях с Неус­певающими и недисциплинированными учащимися — отста­ющими в учении, снижающими академические показате­ли, нарушающими учебный режим, мешающими не только педагогу, но и своим одноклассникам работать на занятиях, и т. п. Видимо, не случайно у педагогов есть понятия «хоро­ший» или «плохой» ученик, с помощью которых он на уровне профессиональной толерантности обозначает свое отношение к разным категориям своих воспитанников;

• уровень общей коммуникативной толерантности— в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья чело­века.

Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы — ситуативную, типо­логическую, профессиональную.

Наши рекомендации