Занятие второе Учение элеатов. Ксенофан и Парменид.

  1. Философский смысл теолого-космологической проблематики Ксенофана из Колофона (570-480/470). Ксенофан как предтеча элеатов. Влияние его спекулятивно – символического богословия на элеатов.
  2. Личность Парменида (540-480), акмэ – 504-501; его поэма «О природе».
  3. Учение Парменида о бытии и познании. В чём выразилось влияние, или в чём сходство позиций Ксенофана и Парменида. Онтологизм Парменида:

· характеристика бытия;

· характеристика небытия;

· отношение к проблеме возникновения, уничтожения, движения;

· тезис о единстве бытия и мышления;

· знание по-истине и знание во мнении.

Тезаурус: Парменидовский образ жизни; Дике; докса; умозрение; акмэ; онтология; гносеология.

Занятие третье. Учение элеатов. Зенон. Мелисс.

1. Первые опыты в области логики: апории Зенона Элейского (490-430). Каков способ его рассуждений? Раскройте диалектический смысл его воззрений.

2. Аристотель и Гегель об апории «Ахиллес и черепаха».

3. В чём отличие позиции Мелисса от позиции Парменида.

4. Учение Парменида в отношении к позиции Анаксимандра Милетского (611-546) и Ксенофана Колофонского.

5. Сходство и различие взглядов Гераклита и элеатов.

Тезаурус: логика; апория; апейрон, сфайрос, космология, дихотомия.

Литературак занятиям по учению элеатов (второму и третьему):

  1. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М. 1989. См.: Парменид; Зенон; Мелисс. С. 274-330.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М. 1979. См.: Анаксимандр; Ксенофан; Парменид; Зенон; Мелисс.
  3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. §§ 19-20.
  4. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб. 1999. Часть первая. Гл. 1. (5). С. 61-80.
  5. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. Гл. 3 (2). С. 67-78.
  6. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл.2 (3).
  7. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Гл. 8 Парменид и Гераклит – два антипода? С. 71-85.
  8. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб, «Наука». С. 286-302.
  9. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. // Избр. произведения в 3-х томах. М.:«REFL-book», (Собрание латинского клуба). 1994. Т.3. С. 218-231.
  10. Широков В.С. Жан Буридан об апориях Зенона // Философские науки.-1982.-№ 4.- С.94-101.
  11. Анисимов А.М. Апории Зенона и проблема движения //Труды научно-исследовательского семинара Логического центра ИФ РАН. М., 2000. Вып. XIV. С.139-155.
  12. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: попытка реконструкции системы аргументов. Л.: ЛГУ, 1988. 264 с.
  13. Смирнов А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама. // Сравнительная философия. М., 2000.С.167-212.
  14. Вилесов Ю.В. Апории Зенона и соотношение неопределенностей Гейзенберга//Вестник МГУ. Сер.7.Философия. – М., 2002. № 6. С.20-28.
  15. Шалак В.И. Против апорий // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С.189-204.


Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор (2 часа).

  1. Эмпедокл из Акраганта /Агригента/ (490-430): личность и судьба.
  2. Учение о первовеществах и первосилах: своеобразный синтез идей старших натурфилософов и богословствующих философов.
  3. Этические воззрения Эмпедокла.
  4. Познавательная позиция и связь её с другими сторонами учения Эмпедокла.
  1. Анаксагориз Клазомен (500-428). Его жизнь в Афинах в «век Перикла». Вынужденный отъезд в Лампсак.
  2. Учение Анаксагора о гомеомериях и нусе: в чём состоит близость учения Анаксагора старшим натурфилософам и богословствующим философам.
  3. Теоретико-познавательные воззрения Анаксагора и их связь с другими сторонами его учения.

Тезаурус: первоэлементы: огонь, земля, вода, воздух; дружба, любовь, Киприда, Афродита, вражда, ненависть, Арес; Перикл, Аспазия, Фидий, Эсхил, Софокл, Еврипид. Гомеомерии, нус.

Литература

  1. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М. 1989. См.: Эмпедокл. С. 330-414. Анаксагор. С. 505-535.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М. 1979. См.: Эмпедокл; Анаксагор.
  3. Якубанис Генрих. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Данные для его понимания и оценки. Гёльдерлин Фридрих Смерть Эмпедокла: Драма / Пер. Я.Э. Голосовкера. Киев. Синто. 1994. – 232 с. (См.: С. 15-131).
  4. И.Д. Рожанский Анаксагор. М.: «Мысль», 1983. – 142 с. (Мыслители прошлого).
  5. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. §§ 21-22.
  6. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб. 1999. Том 1; Часть вторая. Гл. 5. Гл. 6.
  7. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. С. 110-111; 113.
  8. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл.2 (4.1 и 4.2).
  9. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Гл. 9. От разумного мира к мировому разуму. Анаксагор. С. 86-94.
  10. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб, «Наука». С. .
  11. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. // Избр. произведения в 3-х томах. М.:«REFL-book», (Собрание латинского клуба). 1994. Т.3. С. 231-251.


Атомизм Левкиппа – Демокрита (2 часа).

  1. Личность Демокрита из Абдеры (460-370): события жизни, связанные с его учением.
  2. Идейные источники атомизма Левкиппа – Демокрита. Суть атомистической концепции и основные её понятия: атом, пустота, причина, детерминизм, случай. Отличие атомизма от материализма.
  3. Познавательная позиция Демокрита. Роль чувств и разума в познании.
  4. Религиозные и этические воззрения Демокрита, их связь с его атомизмом.
  5. Общая характеристика натурфилософской традиции античности: милетцы, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Эпикур (341-279), Тит Лукреций Кар (94-54).

Тезаурус: Абдеры, атом, пустота, детерминизм, причина, случайность, эвтюмия, мера, материализм, идеализм.

Литература

  1. Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970. С. 189-206; 213-228; 246-270; 372-378.
  2. Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 53-178..
  3. Антология мировой философии. Т.1. С. 321-346.
  4. Демокрит. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах. М., 1935.
  5. Лукреций Тит Кар. О природе вещей. / Пер. с лат., вступит. ст. и комментарии Ф.А. Петровского. М., 1958. 260 с.
  6. Асмус В.Ф. Демокрит. М., 1960. (Мыслители прошлого).
  7. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. §§ 23-24.
  8. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб. 1999. Том 1; Часть третья. Гл. 2. Гл. 3.
  9. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. Часть 1. Гл. 4. С. 79-97.
  10. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл.2 (4.3; 4.4).
  11. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Гл. 13. Механическая вселенная. Демокрит. С. 115-119.
  12. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб, «Наука». С. 302-312 .
  13. К. Маркс Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. // Из ранних произведений. М., 1956. С. 17-98.
  14. Виланд Кристоф Мартин История абдеритов. М., «Наука». 1978. 271 с.
  15. Гончарова Т.В. Эпикур. – М.: Мол. гвардия, 1988, – 303 с. (ЖЗЛ).

Софисты и Сократ (4 часа).

Занятие первое. Софисты

  1. Софисты как представители «риторической культуры» и «греческого просвещения». Философский смысл их деятельности. Назвать наиболее известных софистов и проблемы, которые они обсуждали. Критика софистов: позитивные и негативные оценки их деятельности.
  2. Протагор из Абдеры(481-411). Идея относительности существования и относительности истины, её истоки. Критика Сократом идеи Протагора о человеке как мере всех вещей, «существующих, что-де они существуют, и не существующих, что-де они не существуют».
  3. Как связаны у Протагора релятивизм, сенсуализм и скептицизм в отношении существования и возможности познания Богов?
  4. Горгий из Леонтины (483-375). Основополагающие тезисы его трактата «О природе или о небытии». Сравните позицию Горгия и Парменида. Идеи относительности в философии Горгия. Разработка им этики ситуаций и искусства убеждать.

Доклад:Аристотель о софистах и софистике.

См.: Аристотель. Соч. в 4-х тт. Том 2. М., 1978. По предметному указателю на стр. 684: «софизм», «софист», «софистика», «софистические опровержения».

Тезаурус: софос, софист, софизм, релятивный, релятивизм, сенсуализм, скептицизм.

Литература

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М. 1979. С. 348-350.
  2. Антология мировой философии. Т.1. Часть первая. С. 315-321.
  3. Платон Теэтет. // Платон Соч. в 3-х тт. Т. 2., М., «Мысль» – 1970. С. 237-285; (пагинация 151-e – 187-b). Примечания. С. 550-554.
  4. Аристотель. О софистических опровержениях. // Аристотель. Соч. в 4-х тт. Том 2. М., 1978. С.533-593.
  5. Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1908 г. §§ 25-26. С. 91-100. Киев, 1995. §§ 25-26.
  6. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб. 1999. Том 1; Часть третья. Гл. 5; Гл. 6; Гл.7. С. 389-460.
  7. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. С. 111-113.
  8. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Часть 3, Гл. 3.
  9. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Гл. 14. Софисты. С. 120-124.
  10. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб, «Наука», 1994. С. 6-33.
  11. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М., «Наука». С. 7-25.

Наши рекомендации