Семинарские занятия по курсу «История античной философии»

1. Начало философии в Элладе 19-21
2. Пифагор и пифагорейцы
3. Ксенофан – его влияние на Гераклита и философию элеатов 21-23
4. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор 23-24
5. Атомизм Левкиппа – Демокрита 24-25
6. Софисты и Сократ 25-26
7. Философия Платона 27-28
8. Метафизика Аристотеля 28-29
Всего 19-29
Итоговая конференция: «Трудности и проблемы античной философии» – 4 ч. Аудиторная нагрузка по курсу – 90 часов. Форма аттестации по курсу – экзамен.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Тема 1. Античная философия и её изучение.(3 часа).

Этимологические характеристики словосочетания античная философия. Хорология античной философии: последовательность появления очагов философской мысли, расширение границ философской ойкумены, смена центральных пунктов философского мира.

Хронологические рамки античной философии, условность дат её начала и конца (VI в. до н.э. – VI в. н. э.). Критерии периодизации. Основные деления и периоды античной философии.

Обзор источников, учебников и исследований античной философии.

Тема 2. Начало философии в Элладе. (2 часа).

Концепции происхождения античной философии.

Социокультурные различия Древнего Востока и Эллады. Разность хозяйственных укладов и ценностных ориентиров Восточного и Эллинского мира. Особенности хозяйственной, социальной, культурной жизни Древнего Востока. Универсум и человек на Древнем Востоке. Философия и наука Древнего Востока. Влияние Древнего Востока на развитие философии и конкретно-научных представлений эллинов. Рабство и свобода в Элладе. Великая колонизация. Феномен «греческого чуда» (определение Эрнеста Ренана). Интерпретации «греческого чуда» в книге швейцарского учёного Андре Боннара «Греческая цивилизация»; в работе Жана Поля Вернана «Происхождение древнегреческой мысли»; в исследованиях Александра Иосифовича Зайцева «Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э.» и Юрия Викторовича Андреева «Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации» (курс лекций 1994-1995 г.). Агональный характер культуры Эллады, роль Пайдейи (или Пандейи).

Духовные факторы конституирования Эллады: миф и язык. Разнообразие мифических представлений и мистерий эллинов. Гомер, Гесиод. Теогония. Историософские взгляды Гесиода, его пессимизм. Религиозные воззрения Гесиода. Метаморфозы мифа и логоса, их логическая несовместимость, генезисная преемственность и историческое сосуществование. Проблемы формирования наддиалектного языка «койне».

Амбивалентность понятия «начало философии». Невозможность выведения философии из мифа, обыденного опыта и конкретно-научного знания. Отличительные черты философского, мифологического и обыденного сознания античности. Мировоззренческая и логико-теоретическая противоположность философемы мифологеме.

Соотношение и роль эмпирических, логических, интуитивно-умозрительных и интуитивно-эстетических моментов в становлении античной философии Переход от ценностной (эстетической, этико-правовой) рефлексии к рефлексии теоретической (умозрительной). Антиномичность и диалогичность процесса зарождения античной философии. Влияние философии (особенно её метода) на становление конкретных наук античности. Гносео-мировоззренческое противостояние и культурно-историческая преемственность Мифа и Логоса.

Формирование основных традиций у досократиков.

Натурфилософия. Старшие натурфилософы (Милетцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Младшие натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор). Продолжение натурфилософской традиции в атомизме Левкиппа – Демокрита (современника Сократа), в атомизме Эпикура и его школы, в философской поэме последователя Эпикура Тита Лукреция Кара (96-55 г. до н.э.) в Древнем Риме.

Спекулятивно-символическое богословие (Ферекид, Пифагор, Ксенофан). Усвоение идей Спекулятивно-символического богословия младшими натурфилософами Эмпедоклом и Анаксагором. Развитие традиции в пифогорействе и неопифагорействе. Пифагорейские мотивы в философии Платона. Отношение к пифагорейцам Аристотеля и представителей философии эпохи эллинизма.

Онтологизм, первые опыты в области логики и диалектики (Элеаты – Парменид, Зенон, Мелисс; Гераклит Эфесский). Идеи Парменида в античной философии, в особенности влияние на атомизм Демокрита, на идеи софиста Горгия, Платона. Влияние идей Гераклита на его последователя Кратила, Протагора, Платона.

Сопоставление позиций богословствующих философов, натурфилософов и позиций онтологического, логического и диалектического порядка. Взаимовлияния и оппозиционность учений в рамках разных и каждой традиций. Оформление этих позиций в исток, питающий единство дальнейшего развития античной философии, в особенности универсальный синтез учения Платона.

Тема 3. Спекулятивно-символическое богословие Ферекида и натурфилософия милетцев как первые формы философствования и философии. (4 часа).

Свидетельства о жизни. Ферекид, сын Бабия, с острова Сирос. Жил в 6 веке до н.э. Родился – в 600/597 г. до н.э. Умер – от вшивости, на острове Самос. По небрежной хронологии Ямвлиха Халкидского: или до отъезда Пифагора в Италию в 532/529 г. до н.э., или позже, около 500 года, когда из Италии на Делос, прибыл Пифагор, услышав о болезни Ферекида. Пифагор приехал, ухаживал за ним, похоронил его и затем отбыл в Италию. Ферекид был или учеником Питтака (Митилены), или выучил себя сам по тайным книгам финикийцев. Известен как учитель Пифагора.

Сочинения. «Богословие» или «Семинедрие», трактат в 10 книгах, дошло – несколько фрагментов. Написал первым в прозе о природе и о происхождении Богов. Спекулятивный (умозрительный) пафос Ферекида отличается от этико-правовой проповеди, свойственной Семи мудрецам. Метафизика Ферекида носит на себе печать индивидуального творчества. Отличие аллегории от мифа. Аллегорический метод как приём умозрительного толкования, восходит к Ферекиду. Иносказательный смысл речений Ферекида, расслоение слова и обозначаемого им смысла, необычное употребление слов, сотворение неупотребляемых слов, необходимость дешифровки иносказаний, их тайный смысл.

Онтологический(связанный с учением о бытии)и аксиологический(связанный с учением о ценностях) аспекты архэ(первоначала, первоосновы)в теокосмогонияхмифологов,космогониях и космологиях натурфилософов и богословствующих философов.

  • Орфей, Акусилай, Лин, Гесиод, Гомер, старшие натурфилософы (милетцы). Аксиологический статус архэ является ценностно-нейтральным. Ценности – Добро и Красотаисключены из состава архэ, они представляют конечный пункт развития – космос, порядок. Только у эллинов объединение ценностей красоты (эстетического) и добра (этического) дано в одном понятии калокогатии = прекрасно-доброго (kalos – прекрасный и agathos – добрый). Представления ранней греческой теокосмогонии близки моделям эволюционного монизма, описывающим движение, от хаоса к космосу, где – первовещество – архэ(дано в хаотичном виде), конечный же пункт мирового генезиса – космос (порядок, украшение), – ценностно несовместим с архэ. Онтологический статусархэ – первоначала, как первовещества, хаотически пребывающего в основании бытия, только в ходеэволюции, преобразуется в космос. В мифоэпосе – «Зевс»; а в натурфилософской космологии – «космос» выполняют одну и ту же роль. Такое миропонимание содержится в теокосмогониях, когда – Зевс, (в богословствующем эпосе Орфея, Акусилая, Лина, Гесиода, Гомера), и – космос (в натурфилософских космогониях), становятся ценностно-значимыми началами, в отличие от ценностно-нейтрального архэ (первоисходного) хаоса первовещества.
  • Ферекид и другие «богословствующие философы». Аксиологический статус архе (первоначала) – изначально ценностно-значим. Ценности Добра, Красоты, Порядка, изначально присущи Божественной сущности, которая у Ферекида существует как (Зас), как протосущность Божества, являясь совечной хаосу. Богословствующие философы дают иную картину направления и смысла космогенеза. Совершенство (Божественное) содержится в первичных основаниях бытия, оно существует как первосила, в отличие от первовещества представителей богословствующего эпоса (от Орфея до Гомера) и старших натурфилософов. Происходит нисхожденние Божественного, как абсолютной ценности в относительную и безвидную сферу вещественного становления, для наведения в нём порядка. Это – инволюционный процесс.Космос зарождается в результате инволюции(вхождения) неизменного и вечно сущего иерархического принципа в стихию изменчивого и вечно сущего хаотического становления. Дан дуальный механизмкосмообразования.Эта модель не типична для старших натурфилософов (милетцев), она представлена отчётливей у младших натурфилософов: Анаксагора и Эмпедокла. Истоки их инволюционной концепции восходят к Ферекиду и «другого рода философам» (то есть богословствующим), как зачинателям древнегреческой метафизики, имена которых Аристотель не называет (См.: «Метафизика», 14 книга, глава 4, 1091 в 10). Аристотель предшественником Анаксагора называет Гермотима из Клазомен (См.: «Метафизика», 1 книга, глава 3, 984 в 20), по-видимому, близкого к Анаксагору по взглядам (См. Так же: Диоген Лаэртский – 1, 116; и Фрагменты ранней греческой философии с. 97-98).

Становление философии связано с рефлексией (размышлением) либо над миром природы (физис, первовещество) у натурфилософов; либо идёт переосмысление мифа у Ферекида.

Натурфилософия милетцев.

Φύσις – физис (фюзис) – природа, натура, первоначало (архэ)порождающее всё и присутствующее во всём. В современных языках нет слова, полностью передающего смысл его древнегреческого понимания. У досократиков физис – это и божественное начало всех вещей, у милетцев и позднее подчёркивалась асоматичность (сома = тело, а = отрицание, то есть, нетелесность) природы (физиса), так у Фалеса «мир полон Богов». Гераклит природу (физис, первоогонь) объединяет с Логосом (разумностью и порядком), это тотальность всего реального в его онтологической структуре, включая порядок и его законы.

После «второй навигации» Платона природа (физис) обозначает только чувственную реальность, которая не является вечной и абсолютной. И если космос видим, чувственно воспринимаем, то он порождён, долговечен, но не вечен у Платона. У Аристотеля это и генерация вещей, которые растут, начало первого движения всякого живого существа, принцип роста всего живого, то, что лишено формы и обладает только возможностью (потенцией) оформиться. Логос-физис стоиков – основа моральной и политической нормы.

Начиная с Фалеса (возможно и Ферекида) трактаты «О природе» писали практически все эллинские философы.

Свидетельства о жизни Фалеса Милетского (624-546 г. до н.э.). Иные, рождение Фалеса относят ко времени 35-олимпиады (640 / 637). 50-олимпиада (580-577 г. до н.э.) – акмэ (= вершина, высший расцвет умственных, духовных и физических сил) Фалеса. Происходил он или из финикийского рода Фелидов (отец – Эксамий, мать Клеобулина), или по другим сведениям – коренной милетец знатного рода. В высшей степени обладал мудростью практического свойства (был мудрец = софос) и способностями теоретического (= умозрительного) мышления (= философ). Соответствие образа жизни и образ мысли Фалеса: анекдоты «о падении в ямку и о маслинах и маслодавильнях».

Основоположения Фалеса: «всё из воды» и «мир полон Богов». Их интерпретации Аристотелем, Гегелем, Ницше. Отличие положения о том, что «всё из воды» от мифологемы, (по которой прародители Олимпийских Богов Океан и Тефида / Тефия, Фетида /) и от конкретно научной гипотезы, о том, например, что земля или что-то ещё произошли из воды. Смысл высказывания Фалеса «всё из воды» выражен как философская проблема (имплицитно = скрытно). Раскрывается соотношение Единого (воды) и многого (всё). Позднее у Ксенофана открыто прозвучит: «Всё – едино…».

Естественнонаучные интересы Фалеса. Измерение высоты пирамиды. Предсказания солнечного затмения 585 г. до н.э., рассуждения о причине землетрясений. Космологические воззрения Фалеса. Их связь с его учением о первоначале.

Не бесспорность заявки Аристотеля о Фалесе как единственном основателе эллинской философии (См.: «Метафизика», кн. 1).

Анаксимандр Милетский (611-545 г. до н.э.), сын Праксиада, по некоторым данным родственник, ученик и преемник Фалеса. Помпезный, торжественный стиль одежды и поведения, прообраз Эмпедокла. Выведение Анаксимандром колонии в Аполлонию.

Учение об апейроне. Основоположение: «Всё из апейрона». По-гречески пейрос – граница, апейрон – безграничное, бесконечное, беспредельное, иногда неопределённое («промежуточное», см.: Фр. ранних греч. философов, с. 128-129 * Dubia 1; 5). Суть Анаксимандрова вопроса и дискуссии по поводу его учения. Анализ Аристотелем понятия бесконечного в «Физике», книга III, главы 4-8 (См. Фр. ранних греч. философов, с. 120-121). Проблема возникновения и уничтожения вещей. Смысл высказывания Анаксимандра: «Из чего всё произошло, в то же всё и возвращается, терпя суд, кару и возмездие за неправедность своего отделения». Этико-правовой аспект учения об апейроне. Пессимизм Анаксимандра. Типологическая трактовка Фридрихом Ницше положения Анаксимандра и А. Шопенгауэра. Другие историко-философские параллели учению Анаксимандра.

Естественнонаучные взгляды Анаксимандра, их связь с его учением о первоначале. Космогенез и космологические воззрения Анаксимандра. Всё повторяется по кругу, из бесконечного выделились небосводы и все бесконечные космосы. Планеты, их порядок, размеры. Форма, местоположение земли. Объяснение метеоявлений, затмений солнца и луны, землетрясений. Анаксимандр о происхождении животных и людей.

Достижения Анаксимандра в точных исчислениях (создание часов). Первыми географами после Гомера были Анаксимандр и Гекатей, сын Гегесандра из Милета (520-516 г. рождения). Гекатей написал «Землеописание» и как предшественник Геродота Галикарнасского «Историю».

Анаксимен Милетский (585-525 г. до н.э.), сын Эвристрата, слушатель Анаксимандра. Его акмэ – 55 олимпиада (560-557 г. до н.э.), или 58 олимпиада, около 546 г., когда пали Сарды (Кир Персидский низверг Креза Лидийского), скончался Анаксимен в 63 олимпиаду (528-525 г. до н.э.).

Учение о первоначале: развитие и совершенствование учения. Аэр, вода и апейрон. Бесконечный воздух как начало всего (вещей, людей, Богов). Движение. Сгущение и разрежение воздуха как причина видимых различий и изменений. Натурфилософская значимость этого положения.

Естественнонаучные представления Анаксимена. Плоская форма светил и неподвижной (в форме седла с приподнятыми краями) земли, по краям которой горы. Земля запирает неподвижный, лежащий «подземным скопом» воздух, или «оседлала» его и плавает на нём. Местоположение планет. Небо – вращающийся свод «небесная твердь», движение светил идёт не под землёй, а вокруг неё. Звёзды блуждающие и неподвижные, огненной природы, «прибиты к ледообразному своду наподобие гвоздей» или плоские огненные листья. Объяснения землетрясений, метеоявлений.

Общие черты Милетской натурфилософии. В особенности постановка (часто в скрытом виде) философской проблемы соотношения единого и многого, способы её решения. Онто-гносеологические экспликации проблемы, согласованность с другими аспектами основных идей (этическими, эстетическими). Цельность характеров и образа философского мышления.

Тема 4. Пифагор и пифагорейство. (2 часа).

Пифагор Самосский (580-500). Свидетельства о нём и его учении Ксенофана, Гераклита, Эмпедокла, Геродота, Платона, Аристотеля. Легендарные сведения о жизни и учении Пифагора у Диогена Лаэртского, Порфирия, Ямвлиха и др.

Рождение на острове Самос, путешествия, учение у Ферекида Сиросского. 532 г. до н.э. отъезд на юг Италии. Жизнь в Кротоне. Организация пифагорейского союза. Отъезд к Ферекиду. Война Кротона и Сибариса. Метапонт.

Пифагорейский союз: особое сообщество, соединяющее некоторые черты философской школы; религиозного сообщества (фиас); политической гетерии. Характеристика образа «пифагорейской жизни». Акусматики и математики. Тезис Аристотеля относительно основоположения пифагорейцев: «всё есть число» (Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л. 1990. 192 с. См.: С. 168-174). Учение о числе как первооснове мироздания. Гиппон (вода), Гиппас (огонь), Филолай. Космогония Пифагора в изложении Аристотеля (См.: Мет. 1091 а 13; Физ. 213 b 22; фр. 201. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л. 1990. 192 с. См.: С. 176-180). Пифагорейские Золотые стихи и комментарии к ним Гиерокла.

Учение Пифагора о душе. Метемпсихоз. Совершенствование души путём занятий математикой, космологией, музыкой, усвоение основ нравственного образа жизни.

Арифметический, геометрический, алгебраический, арифмологический смыслы числа. Единица, двоица, триада, четверица, декада. Таблица десяти противоположностей. Переход от чисел к вещам и обоснование понятия космоса. Музыка сфер. Математика и музыка. Учение о гармонии.

Место Пифагора в спекулятивно – символическом богословии и натурфилософской традициях. Пифагорейство в античной философии до 3 в. н.э., усвоение пифагорейских идей в традиции Платонизма и неоплатонизма.

Тема 5. Ксенофан, религиозный реформатор; влияние на философов Эллады. (2 часа)

Ксенофан из Колофона (570-480 / 470 г. до н.э.). Его жизненный путь. Аэд, хорошо знавший Гомера и мыслителей предшествующего и своего времени. Для обычной аудитории исполнял Гомера, для тех, кто способен был понять его, имел в своём багаже рискованные песни.

Критика политеизма. Если Гесиод тоже критиковал (умеренно) политеизм, то его религиозный интерес направлен был в прошлое, связанное с доолимпийскими, хтоническими, божествами. Ксенофан же выступал против всех форм политеизма, критиковал зооморфные и антропоморфные представления о Богах. На Бога нельзя переносить человеческие характеристики.

Смысл основоположения Ксенофана: «Всё едино и единое есть Бог». Бог = сфайрос. Совершенен, недвижится, не ограничен и не беспределен, пронизывает весь космос, всю природу. Монистический пантеизм Ксенофана. Критика Гомера, Пифагора и других. В религиозно-полемическом контексте разрабатывает логическую аргументацию.

Влияние Ксенофана на современников и последователей. Ближайшее влияние на противостоящие в некоторых отношениях друг другу учения Парменида и Гераклита.

Тема 6. Гераклит Эфесский (3 часа).

Гераклит (540/535 – 470 до н.э.), акмэ – (504-501 до н.э.). Личность, биография, прозвище «тёмный», трагический пафос философствования и «осчастливленный наблюдатель» (Ницше), отношение к эфесцам, одиночество, смерть Гераклита. Интерпретации жизни и учения Гераклита Сократом, Г.В.Ф. Гегелем и Фр. Ницше, другими исследователями.

Влияние на учение Гераклита Анаксимандра и Ксенофана. Гераклит: «Я учился у себя. Вопрошал себя сам». Критика Гераклитом Гомера, Гекатея, Ксенофана, Пифагора и других мифологов и философов. Смысл прозвища Гераклитом Пифагора «философ». Мотивы натурфилософии и спекулятивно-символического богословия в учении Гераклита.

Основоположения его учения. Становление = «неправедность отделения» от апейрона у Анаксимандра и оправдание становления Гераклитом. Идея становления как превращение единого во многое. Диалектика Гераклита. «Panta rhei». Относительность свойств и качеств. Борьба противоположностей, их единство. Логос Гераклита как принцип становящегося космоса. Первоогонь и логос Гераклита: сплетение первовещества и первосилы. Всё возникает из огня и погибает в нём. Путь огня вверх и вниз. Огонь, «мерами возгорающий и мерами потухающий». Этические воззрения Гераклита. Эстетическая доминантаего учения. Интуитивно-эстетический стиль мышления. Игра.

Душа, как первоогонь и логос: «не мне, но логосу внимая, надо признать, что всё едино». Вселение души в тело = смерть ее божественного начала, смерть тела = возрождение души к подлинной жизни. Познавательные способности души, их зависимость от силы огненного начала души.

Цельность личности и учения Гераклита. Сопряжённость космологических, логических, онто-гносеологических, эстетических и этических и других аспектов его учения. Согласованность образа мысли и образа жизни Гераклита Эфесского.

Тема 7. Элеаты: Парменид – становление онтологической проблематики; Зенон – логика и диалектика; Мелисс – онтологические и космологические идеи. (4 часа).

Парменид(540-480/470 до н.э.), акмэ – (504-501 до н.э.). Учение Парменида как «пограничный столб» досократической философии. Два этапа жизни и развития его учения. Парменидовский образ жизни. Отношение к идеям Анаксимандра Милетского, Ксенофана Колофонского, Гераклита Эфесского.

Поэма Парменида «О природе». Введение к поэме: аллегорический и метафорический способ передачи мысли. Онтологизм – господствующая тема поэмы. Отношение Парменида к натурфилософии после онтологического поворота в развитии его учения. Оценка своих прежних идей, отрицание самоценности идей о природе (как небытии). Учение Парменида о Едином. Бытие, как сущее, вечно, неизменно, цельно, неделимо, едино, совершенно и завершено. Абсолютное различение и противопоставление бытия и небытия. Запрет на мысль о небытии. Логический способ аргументации Парменида в защиту собственной позиции. Отношение Парменида к проблеме возникновения, уничтожения, движения. Тезис о единстве бытия и мышления. Пути познания по Пармениду. Парменид признаёт факт существования только чистого мышления, которое не принимает во внимание чувственно воспринимаемую реальность, согласовывается только со своими правилами и нормами. Различается знание по-истине и знание во мнении (докса). Познавательной ценности мнение не имеет. В основном мнение – лживо, правдоподобное мнение обладает относительной значимостью, если согласуется со знанием по-истине.

Зенон Элейский (510 / 490-430 г. до н.э.). Жизнеописание. Ученик и последователь Парменида. Если Парменид сосредоточил внимание на признании и доказательстве существования Единого, то Зенон хочет доказать несуществование многого, движения и пространства. Способ доказательства Зенона «от противного». Противоречия, в которые попадал размышляющий, затруднения (= апории по Зенону), были свидетельством неистинности выводов. Зенон развил логическую проблематику и логический способ аргументации. Говорят, что он обнаружил 54 или 40 апорий (затруднений), чаще обсуждались – 9, из них – 4 самые известные: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий». Диалектический смысл воззрений Зенона.

Мелисс из Самоса. Стратег, в 442 г. до н.э. разбил флот Перикла. Систематизатор дедуктивной доктрины элеатов. Книга «О природе и о бытии».

Он развивает до логического предела онтологические и познавательные идеи элеатов.

Позиция Мелисса отличается от позиции Парменида.

  1. Мелисс: Бытие – бесконечно, не имеет временных и пространственных границ, оно едино, так как два бытия ограничивали бы друг друга, допускали пустоту, бытие – бестелесно, то есть лишено фигуры (бестелесное как нематериальное – появится только у Платона). У Парменида же Бытие (=завершено), конечно, сфайрос, пустота и границы отсутствуют в нём.
  2. Мелисс полностью отрицает сферу мнений и ценность чувственного опыта, он признаёт лишь установления разума. Чувства по Мелиссу утверждают небытие. У Парменида имеется допущение ограниченной ценности правдоподобного мнения.

Элеаты говорят о Бытии вечном, бесконечном, неизменном, неподвижном, как о Боге, отрицая множественность и феноменальность мира.

Аристотель критиковал «безумие» разума, отрицающего чувственный опыт, критиковал разум, который не видит ничего, не соответствующего его законам.

Тема 8. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор. (4 часа).

Младшие натурфилософы как наследники всего богатства мысли предшествующей философии; в особенности соединение в их учениях идей натурфилософии и идей спекулятивно-символического богословия.

Эмпедокл из Акраганта /Агригента/ (490-430): личность и судьба. Произведения.

Учение о четырёх корнях вселенной (огонь, вода, земля и воздух) как первовеществах и первосилах (Любовь и Вражда – принципы организующие мир) – своеобразный синтез идей старших натурфилософов и богословствующих философов. Учение Эмпедокла о космосе как о живом организме. Сфайрос – влияние Ксенофана и Парменида. Отсутствие рождения и уничтожения – влияние Парменида. Беспорядочное смешение элементов и сохранение жизнеспособных образований как процесс появления в мире живых существ. Этические воззрения Эмпедокла.

Учение о душе сходно с учением пифагорейцев (метемпсихоз) и Гераклита.

Познавательная позиция, её связь с другими сторонами учения Эмпедокла. Сердце и кровь как познавательные начала. Познавательный принцип: «подобное познаётся подобным».

Анаксагориз Клазомен (500-428). Его жизнь в Афинах в «век Перикла». Вынужденный отъезд в Лампсак. Влияние Анаксагора на философов последующих времён.

Основополагающий принцип Анаксагора «всё во всём». Учение Анаксагора о первоначалах как бесконечных по числу гомеомериях, то есть семенах, себеподобных частицах, и нусе (ум, разум, дух, «тончайшая и чистейшая гомеомерия»). Критика Аристотелем учения о нусе Анаксагора, (а также идеи Бога = сфайроса Ксенофана). Близость учения Анаксагора старшим натурфилософам и богословствующим философам. Проблема бесконечных миров. Разум и организация космоса.

Теоретико-познавательные воззрения Анаксагора и их связь с другими сторонами его учения. Психология и теория познания.

Тема 9. Атомизм Левкиппа – Демокрита (3 часа).

Общая характеристика натурфилософской традиции античности: милетцы, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Эпикур (341-279), Тит Лукреций Кар (94-54).

Личность Демокрита из Абдеры (460-370). Прозвище Демокрита – «смеющийся». События жизни, связанные с его учением (легенда о слепоте, высказывания о значимости познания причинной связи, дружба с Гиппократом и т.д.).

Идейные источники атомизма Левкиппа – Демокрита. Суть атомистической концепции и основные её понятия: атом (неделимый), пустота, причина, детерминизм, случай. Величина атома (может быть пылинкой и величиной с мир, но главное, целостность, неделимость). Атом и Бытие Парменида: сходства и различия. Различия внешней формы атомов: кирпичики, ромбовидные, овальные, круглые лёгкие шарики и т.п. Порядок соединения атомов. Соединение атомов и разъединение рассматриваются людьми как рождение и гибель. По-истине существуют – атомы и пустота. Сравнение онтологий Парменида, Эмпедокла и Демокрита.

Отличие атомизма от материализма (Боги тоже состоят из атомов, больших, долговечных, населяющих воздух). Религиозные и этические воззрения Демокрита, их связь с его атомизмом. Поиск меры и среднего пути. Познавательная позиция Демокрита. Познание осуществляется душой, состоящей из круглых, лёгких атомов. Состояние эвтимии (гармоничное колебание атомов души), наиболее благоприятное состояние познающей души. Теория истечения флюидов от предметов и отпечатки атомов в душе. Роль чувств и разума в познании. Другие стороны учения Демокрита, их связь с идеями атомизма.

Тема 10. Софисты и Сократ (4 часа).

Анаксагор, софисты, Сократ начинают философию в Афинах, которая длится до 529 г. н.э.

Софисты – представители риторической культуры античности (риторика = красноречие).

Сократ, Платон,Аристотель – представители философской культуры античности.

Отношения софистов и Сократа: близость, взаимовлияния и противостояния, оппозиционность. Преодоление гиперкритического взгляда на деятельность софистов. Они сделали немало для развития философии. С софистов и Сократа начинается переориентация философской проблематики от натурфилософской к антропологической.

Софисты – платные учителя мудрости. Маргинальность софистов. Они по-своему разработали учение о человеке (в основном о его природной, биологической сути), о морали, но не сумели показать предельных оснований – человеческой природы и морали. Обсуждали проблемы – истины, слова, мысли, – обнаруживая утрату прежних констант, открывая трагичность бытия, как отсутствие его подлинности.

Наиболее известные из софистов: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт.

Протагор из Абдеры (485 / 480-410 г. до н.э.). Пребывание в Афинах. В 444 г. поездка по заданию Перикла в южную Италию с целью выработать законы для колонии Фурии. Осуждение Протагора за безбожие по закону 432 г. Его бегство из Афин. Легенда о том, что утонул в Мессинском проливе. Умение Протагора делать слабую речь сильнейшей и наоборот. Сочинения Протагора: «Антилогии» (как основа эристики – искусства спора), «О Богах». Критика Парменида, развитие идей Кратила.

Сенсуализм Протагора. Его положение: «человек есть мера всех вещей в том, что они существуют и в том, что они не существуют», как основа релятивизма. Под мерой Протагором понимал некую «норму суждения», под вещами факты и опыт в целом. Критика Сократом сенсуализма Протагора в диалоге «Теэтет». Диалог Платона «Протагор». Скептицизм, как естественное следствие сенсуализма: «о Богах я не могу сказать, что они существуют и что они не существуют. Слишком коротка человеческая жизнь и слишком сложен предмет познания». Понимание Добра и Зла как пользы и вреда, отсутствие разницы между релятивизмом и прагматизмом.

Горгий из Леонтины (485 / 480-380 г. до н.э.; 427 г. до н.э. посол в Афинах от Леонтин) – софист, философ. Риторика Горгия строилась на основе нигилизма (Протагор, исходя из нигилизма, развивал антилогии).

Сочинение Горгия «О природе, или о небытии». Основные положения сочинения Горгия: 1). Бытия нет; 2). Если бы оно и существовало, то было бы непознаваемо, 3). А если бы и было познаваемо, то было бы невыразимо, так как слово не может передать подлинным образом то, что отличается от него. Горгий идёт по пути доксы. Открытие Горгия: слово – носитель убеждения, веры, невзирая на его неистинность. Искусство, как и риторика – движение чувств, но оно стоит вне практического интереса. Отсюда Платон с его отрицанием ценности искусства и Аристотель с его учением о катарсисе.

Продик с о-ва Киос (475 / 460 г. рождения) учитель эристики (искусства спора). Техника спора базировалась на синонимии слов, то есть на различении синонимов и точном определении смысловых значений. Это повлияло и на Сократа, исследующего «что есть что», то есть определении сущности различных вещей. «Геракл на распутье» Продика. Сократ называл Продика – «мой маэстро». Полисемия терминов привела позднее к появлению софизмов. (См.: сократики Мегарская школа. Диалог Платона «Евтидем»). Боги, по Продику, выражают «гипостазирование полезного и выгодного».

Гиппий из Элиды (деятель конца V в. до н.э.) энциклопедист, преподавал мнемотехнику, искусство памяти. Природное – вечно, человеческие установления – случайны. Это основание для десакрализации человеческих законов, на натуральном праве основываются идеи космополитизма и эгалитаризма.

Антифонт, радикализирует антитезу «природы» и «права», утверждая в терминах элеатов, что природа – истина, а право – мнение. Необходимо следовать природе. Он усиливает идею равенства, не уточняя, в чём оно заключается и на чём основывается.

Сократ Афинский (469-399 г. до н.э.). Источники по учению и о личности Сократа. Жизненный путь и подвиг Сократа. Отличие Сократа от софистов, критика софистов. Толкование максим Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя». Метод Сократа. Логические и психологические составляющие метода Сократа: диалог, «майевтика». Определение понятий как важный приём исследования, рождающийся в диалоге, использование индукции и дедукции. Ирония и самоирония Сократа.

Даймония Сократа. Его теология. Благоговение перед божеством и божественным, философия как служение Богу. Нравственный рационализм Сократа. Отождествление знания нравственного и логического. Рассмотрение добродетели как знания. Парадоксы сократовской этики. Понятие счастья, свободы; отношение к законам полиса.

Характеристика своеобразной модификации метода Сократа в истории философии: будучи направленным на решение антропологических и моральных проблем, метод Сократа оказался применимым в естествознании и точных науках. Учение Сократа как источник европейского рационализма. Фридрих Ницше о Сократе. Амбивалентность оценок личности и учения Сократа в истории философии.

Тема 11. Сократики: мегарики, киники, киренаики, элидо-эретрийцы. (4 часа).

Общая характеристика слушателей Сократа, основателей сократических школ: Евклида, Антисфена, Аристиппа, Федона. Особое место среди них ученика Сократа Платона. Сходства и отличия учений этих школ между собой.

Мегарская школа. Мегара – неподалёку от Афин. Источники: идеи элеатов (в особенности диалектика, апории Зенона) идеи софистов (эристика) и Сократа.

Представители: Евклид из Мегары (435-365 г. до н.э.), Стильпон, Диодор Крон.

Софизмы мегариков.Евбулид обсуждает софизмы: «О куче» или «Сорит», «Лысый» (о противоречивости опытных понятий), «Лжец», «Электра» или «Покрытый». Софизм, приписываемый Алексину: «Рогатый» или тот же софизм в другой формулировке: «Перестал ли ты бить своего отца?».

Мегарики обсуждают проблему предикации (См.: Гомперц «Греческие мыслители», СПб, т.2. 1913. С. 148-149 – Стильпон боролся с серьёзными затруднениями, которые можно осилить, только подойдя к самим феноменам и вполне освободившись от господства языка. С. 151-154 о Диодоре Кроне <родом из Карии, связь с мегариками состоит только в том, что он был учеником Евбулида, последний же сам переселился из Милета в Мегару> – о случайности; мегарики оспаривали Аристотелево понятие возможности. Считая, что человек не слуга языка – даёт неслыханные имена дочерям, имя слуги составляет из одних союзов, Диодор – представитель условной теории языка).

Мегарики, а так же киники (у которых с мегариками порой шли ожесточённые споры) повлияли на стоиков. Зенон, основатель Стои, был у

Наши рекомендации