Цивилизация, как непрогрессивная форма существования человеческих сообществ.
К этому типу развития относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. До недавнего времени этот тип развития преобладал на территории планеты. Эти общества рассматриваются лишь как полигон для изучения ранних стадий в развитии человечества.
Важнейшей категорией общественного сознания является представление о времени и цели существования человеческого сообщества. Важность ее определяется уже тем, что история есть только там, где есть время. Народы, относящиеся к этому типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого, будущего, нет идей о необходимости изменений, развития. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. При этом типе цивилизаций человек и природа едины, нераздельны, существуют в гармонии.
Народы, существование которых разворачивается в рамках годового природного цикла, ведут преимущественно кочевой или полукочевой, полуоседлый образ жизни. В социальной организации господствует коллективизм. Государства нет, но существуют властные отношения, регулирующие процессы внутри общества. Функции связи между людьми и обожествляемыми силами природы выполняли либо предводители социумов, либо жрецы (шаманы, колдуны).
Бесчисленные поколения, сменяя друг друга, бесконечное число раз повторяли сложившийся образ жизни. Здесь нет развития. Самые страшные табу — запрет на изменения, на прогресс. У некоторых народов психологическая сила таких табу была настолько велика, что человек, нарушивший его, умирал сам, хотя никто не прикасался к нему даже пальцем. Такая жесткость запретов понятна: этот тип цивилизации очень хрупок. Нарушение равновесия между человеком и природой ведет к его разрушению и гибели.
За последние пять столетий этот тип цивилизаций подвергся масштабному разрушению. Активное освоение территорий Земли людьми других цивилизаций привели к тому что от него остались деформированные анклавы, например, в Австралии, Африке, Америке, Сибири. Встреча с людьми других цивилизаций привела к разрушению хрупкого равновесия между человеком и природой.
Мир долго не признавал ценности этого типа цивилизации и относился к ним варварски. Однако, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, опыт этих народов вырос в цене.
Долгое время считалось, что при этом типе цивилизации не используется интеллект человека. Однако это не так. Исторический опыт свидетельствует о глубоком знании и использовании законов природы, о высоком уровне развития мышления в таких сообществах.
32. Феномен Востока, как пример циклического существования человеческих сообществ.
Общество проходит все стадии роста - возникновение, развитие, расцвет и разрушение - после которого либо исчезает, либо находит в себе силы и возможность все начать сначала.
Типы цивилизаций:
1. Первый тип цивилизации - аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то есть развитие отсутствует.
2. Второй тип цивилизации - это страны Востока. Они развиваются циклически, как бы по спирали. Один цикл минимально отличается от другого, поэтому изменения во всех сферах общественной жизни происходят крайне медленно: несколько поколений людей живут практически в одних и тех же условиях.
3. Третий тип цивилизации - тип прогрессивного развития - представлен античной цивилизацией (Древняя Греция и Древний Рим) и современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны относятся к этому же типу развития.
Развитие в государствах Древнего Востока протекало крайне медленно и носило циклический характер. На примере истории Китая можно выделить следующие стадии, составляющие один цикл развития:
1.Укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, усиление государства.
2. Кризис власти, отступление перед центробежными силами.
3. Упадок власти, ослабление государства.
4. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства и легкостью победы.
Тип исторического развития определил особенности массовых движений на Древнем Востоке. Они не были направлены против системы. Их главная причина - произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших - ликвидировать возникшее нарушение (присвоение общинной земли богачами, гнет и непомерные поборы чиновников и т.п.) и вернуть утраченную норму. Эти движения не вели общество вперед. Они лишь показатель сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливалась с небольшими изменениями. На стадии социальной катастрофы происходила смена правления, осуществлялись некоторые изменения, ситуация стабилизировалась , и общество выходило на новый виток. Наиболее существенные перемены происходили на стадии социальной катастрофы, когда государственная организация слабела. В условиях стабильности общество тяготело к застою, к неизменности.
Западная цивилизация.
Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека.
Главная ценность этой цивилизации, на которой основывались все остальные – индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни. Доминирование господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной.К числу так называемых западных стран в настоящее время относят страны Западной Европы, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а также ЮАР и др.Однако истоки западной цивилизации и ведущие её носители постоянно трансформировались в географическом, культурном, лингвистическом и религиозном плане. Значителен также и внутренний антагонизм между отдельными группами, слагающими современную западную культуру. Важно также осознавать не тождественность понятий «западный» и «европейский», хотя эти термины взаимосвязаны.Во время холодной войны в СССР и странах Варшавского договора под западными обычно понимали развитые капиталистические страны
Современная модель западной демократии далека от рационального идеала.В западной демократии индивиды теоретически имеют право на свободный выбор, будь то политический (партии, политики) или экономический (товары, услуги).
Инструментом обеспечения первого является представительная демократия, второго – рыночная экономика. Цель выбора индивида очевидна – получение наибольшего количества благ, достижение оптимальной полезности при его совершении. Это принцип и демократии, и рынка. Индивид может быть ограничен в информации и находится под воздействием манипуляции, создающей неверное представление о ценностях и толкающей его на иррациональный выбор.В условиях современной западной демократии для достижения политического и экономического успеха индивидам необходимо, чтобы результаты их деятельности казались (а не были) полезными для общества.
34. Место России в мировом сообществе цивилизаций. Российский и западный подходы. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на что влияли как внутренние, так и внешние факторы. Как найти в истории России общие черты, присущие той или иной цивилизации? Эти вопросы ставились давно. Можно выделить четыре точки зрения.
1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Б.И. Чичерин и др., получившие название " западников ". Они считали, что Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении.
2. Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки. Так, американский историк Д. Тредголд, определяя принадлежность России к восточной цивилизации, отмечает следующие общие черты: для восточного общества характерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре; социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон. Именно такая модель общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства в XV-XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. Ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская революция вновь отдалила Россию от Запада.
3. Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные "славянофилами", такие как Н. Киреевский, С. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин, в 40-х гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, "славянский характер" русского народа. Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате великого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается " из самого себя". Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О. Ключевского, определялась сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава.
4. Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. XX в., опирались на географическое положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе.
Выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели общественного устройства для современной России имеет особое значение. Он будет определять путь выхода из кризиса, в котором находится наша страна. В позиции нынешнего политического руководства преобладает позиция всестороннего, в том числе формационного сближения с Западом, нередко доходящая до копирования некоторых форм государственного устройства и моделей экономического развития.