Человек: его природа и сущность, их проявления в социальной практике и образах искусства.
Основные (исходные) методологические подходы к проблеме человека:
1. Сущность человека нельзя искать не в самом человеке (либидо, воля к власти), ни вне человека (бог, общественное отношение). Она может быть найдена на стыке того и другого, в отношение внутреннего мира человека и окружающей среды;
2. Человек является односторонним («недостроенным») существом, обреченный на вечные поиски собственной сущности;
3. Человек является единственным существом которое может жить без сущности (нарушая баланс между духовным и материальным).
Сущность – отношение человека к самому себе (вне значение параметров духовности – добра и зла);Сущность — его определяющее, ведущее, интегрирующее основание.
Духовность – обуславливается отношением человека к окружающему миру, с окружающими людьми.
Четыре сферы, наиболее значимые проявления сущности:
1. Страсти;
2. Свободы («Свобода есть выражение космического» – Бердяев);
3. Творчество – процесс создания человеком чего-либо нового, имеющее личностную и социальную значимость;
4. Красота.
Земная природа человека:
1) Социальное в человеке является первичным, а биологическое находится в подчинение у социального;
2) Биологическое в человеке это особенное биологическое, несравнимое с биологическим у животных. Человек - существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.
Единого и однозначного определения человека и его природы не существует. Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивал антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
Душа и тело. Согласно концепциям материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей. В эзотеризме же и многих религиях человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» (душа, эфирное тело, монада) с «плотным» (тело) тела. В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны друг с другом.
О понятии духовности человека.
Человек – биопсихосоциальное существо, генетически связанное с др. формами жизни, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и нравственно-этическими качествами.
Духовность:
• Гармония материального и нематериального в человеке. Духовность – то, что исходит от человека в окружающий мир;
• Врожденная двойственная ориентированность человека на выход за пределы своего бытия и одновременно на восстановление связи с окружающим миром (окончательный выход за пределы бытия – биологическая смерть);
• Сложное синкретическое (нерасчлененное), подвижно-устойчивое, психическое образование, проявляющееся в жизнеощущении человека через такие трудно выражаемые внутренние качества, как тонкость, глубина, сила, а также через противоречивое стремление к гармонии и свободе с окружающим миром, его осознанию.
Проблема духовности в религии, ее специфика.
Религиозная Духовность – это верование, разделение положений какой-либо догматической религии, следование ее канонам и заповедям.
Религиозная духовность нацелена на сближение верующих, на притяжение единоверцев друг к другу и их священному объекту. В этом смысле она более походит на личную и коллективную любовь.
В религии - Бог есть любовь. Любовь способна переходить в ненависть, когда обожествляемый объект не отвечает взаимностью и не оправдывает возлагаемых на него надежд. Взаимопереходы любви, веры и надежды в отношении священных предметов характеризуют динамику и проблематику религиозной душевности и духовности.
Специфика религиозной духовности:
1. Изначальное внутреннее единство человека и природы, человека и вселенной;
2. Духовные поиски абсолютных ценностей (Божества), которые могут дать человеку смысл жизни и эмоциональную опору в нашем постоянно изменяющемся мире;
3. Воссоздание собственной человеческой сущности.