Абсолютный идеализм Гегеля: философская система и метод.
Команду» классиков немецкой философии рубежа XVIII— XIX вв. составили знаменитые мыслители: Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель и Людвиг Фейербах. Все они очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Их объединяют, главным образом, общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.
В характеристике немецкой философии важны две особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философское новаторство. Первое достаточно очевидно: немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей — рационализм, а также критическое отношение ксоциальным установлениям и гуманистические ценности.
Принципиальная же новизна идей немецкой классической философии может быть представлена в следующих положениях:
• Идея познавательной активности субъекта (Кант, Фихте).
• Обоснование моральной и правовой автономии личности (Кант).
• Идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг).
• Принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель).
• Систематика принципов и категорий диалектики (Гегель).
• Идея исторической закономерности (Гердер, Гегель).
• Принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель).
• Трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека(Фейербах).
Георг Гегель (1770-1831) — великий немецкий философ, родился в Штутгарте, умер в Берлине. Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». В первой из этих работ он определил философию как «эпоху, схваченную в мыслях».
Фигура Гегеля завершает собой эпоху Просвещения. Общую для нее проблему доказательства способности человека разумно править собой, обществом и природой он решает коренным образом – путем обожествления Разума.
Задача философии: выступление в качестве системы абсолютного знания. Философская система заключалась в абсолютизме объективного идеализма. Философский метод – идеалистическая диалектика.
Исходным пунктом философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Одни и те же законы действуют в природе, обществе и человеческом мышлении.
Универсальная разумность выражена в понятии «Абсолютная идея», специфичном именно для гегелевского идеализма. Идея не противопоставлена миру вещей, а воплощена в нем, составляет его стержень. Любое событие (например, чтение данного текста) - это проявление универсальной рациональности, форма, в которой Абсолютная идея осуществляется. Такое понимание действительности позволяет назвать философию Гегеля не только объективным идеализмом, но и идеализмом абсолютным. Идея не только объективна по отношению к субъекту, она воплощена в его сознании и деятельности, более того, она сама для себя является и объектом и субъектом самопознания. Всю историю мира он представил как развитие по диалектическим законам Абсолютной идеи (духа, Разума), существующего сначала в виде чистого мышления (формальной логики). В процессе самопознания он разворачивается в материальный природный мир, а затем – в человеческое общество и культуру. «Все действительное разумно», и разумная необходимость пробивает себе дорогу через все случайности.
Гегель – первый философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий. Он открыто заявил, что противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а корень всякого движения и жизненности, что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей. Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство и многообразие мира. На основе объективного идеализма Гегель разработал учение о диалектике как теории развития. Исходя из идеи всеобщего развития, которое протекает, по Гегелю, согласно триаде: тезис (полагание) - антитезис (отрицание) - синтез (снятие противоположностей в новом единстве), он сформулировал общие принципы диалектического подхода к исследованию любого развивающегося явления.
Диалектические закономерности:
1. Закономерность взаимоперехода количественных и качественных изменений
2. Закономерность, раскрывающая механизм развития единства и борьбы противоположностей
3. Закон отрицания отрицания.
Система абсолютного идеализма, по замыслу ее автора, должна проследить путь развития Абсолютной идеи во всех явлениях бытия и мышления.
Первая часть системы — Логика. Здесь Абсолютная идея воплощена в наиболее простой и абстрактной форме — в диалектической связи категорий мышления (бытие и небытие, качество и количество, явление и сущность и т. д.). Все противоречия и синтезы реализуются в самом чистом виде.
Вторая часть (своеобразный антитезис Логики) — это Природа. Абсолютная идея воплощается в системе законов физики, химии, биологии, поднимаясь от наиболее простых (механических) до наиболее сложных (органических) явлений, включая и телесную природу человека.
Третья часть (синтез природного и абстрактно-логического) — Дух, т. е. человек и общество как носители духовности. Как и все существующее, Дух имеет триадическую структуру.
· Субъективный дух — это сознание отдельного человека.
· Объективный дух — это рациональность, проявляющаяся в общественных отношениях, государстве, нравственности.
· Абсолютный дух — это формы общественного сознания (религия, искусство, философия), т. е. формы, в которых Абсолютная идея познает саму себя.