Рационалистическая философия Декарта (онтология и гносеология).
В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени. Новое Время характеризуется тем, что в этот период в европейской истории:
–наступает эпоха великих географических открытий, стимулирующая приток золота из Нового Света и оживившая этим экономику Европы;
–оздоровившаяся экономика стимулировала быстрое развитие промышленности;
–астрономическая революция Коперника полностью изменила взгляд на физическую картину мира, а введение Галилеем в науку метода физического эксперимента сформировало основы нового естествознания.
В итоге всего этого возникает большое количество не только новых знаний о мире, но и много сложных научных проблем, требующих философского осмысления.
Активный процесс философского осмысления новых проблем и новых знаний пробудил интерес к разработкам в методологии познания. В результате философия перестает быть логическим обоснованием интуитивно выведенного знания, а начинает превращаться в истолкование научно определенных фактов. В итоге познание становится центральной проблемой философии, а сам этот период в развитии философии приобрел гносецентристский характер (от греческого «gnosis» – знание, познание). Основными направлениями философии Нового времени были:
1.Рационализм (от латинского «ratio» – разум), где главным источником знания считается разум, то есть умозаключения, идеи, мысли и понятия. (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 2.Эмпиризм (от греческого «empiria» – опыт), который утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. (Бэкон, Гоббс, Локк).
Рене Декарт (1596–1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель. Родом из знатной дворянской семьи. Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.
Задача философии: обосновать единственно верный способ познания, идя от наиболее общих философских положений к более частным – дедуктивный метод познания.
Декарт – один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма.
Онтология. Декарта можно назвать дуалистом. В основе бытия он усматривает две различные субстанции – человеческое сознание и материю. Но, по Декарту, обе эти субстанции сотворены Богом, поэтому, строго говоря, данное учение является одним из вариантов объективного идеализма.
Субстанцией Декарт называет то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, поэтому единственная субстанция – Бог. Тем не менее, человеческое сознание и материя характеризуются как субстанции, поскольку они, в отличие от всех остальных сотворенных вещей, для своего существования нуждаются только в "обычном содействии Бога" и не нуждаются в содействии других сотворенных объектов. Основные характеристики данных субстанций следующие (табл. 57).
Материя заполняет все пространство, т.е. пустоты не существует. Движение всегда относительно – это движение одного тела или частицы (корпускулы) относительно другого; отсюда: в мире не существует абсолютного покоя, так как относительно любого тела совершается движение других тел. Свет, тепло и другие, чувственно воспринимаемые качества Декарт относил не к свойствам самих материальных тел, а к особенностям нашего восприятия этих тел, т.е. их фигур и движений, вызывающих в нас ощущения, которые мы называем светом, теплом и т.д.
Таблица 57
Сознание и материя
Сознание | Материя |
Дано непосредственно | Открывается опосредованно – через чувства и воображение |
Атрибут (неотъемлемое свойство) – мышление | Атрибут – протяженность (по трем направлениям: в длину, глубину и ширину) |
Непротяженно, неделимо, не имеет частей и определенной формы (фигуры) | Делима на части, имеет определенную фигуру, расположение частей, обладает движением |
Гносеология и рационализм.
Научное знание, по его мнению, должно удовлетворять определенным параметрам – быть всеобщим, необходимым и абсолютно - истинным. Отсюда разум – первичен. Возникает теория врожденных идей. По мнению Декарта͵ бог вложил в момент рождения человека некий комплекс первичных идей. Идеи должны быть простыми, ясными и отчетливыми.
Декарт считал, что наши чувства временами нас обманывают. Значит, можно предположить, что ничто в мире не является таким, каким нам представляется. Другой источник знания – наш ум. Чистый ум порождает, например, математику.
Сомнение полезно и необходимо, оно – обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всем, но для этого все-таки необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышляет. Отсюда, как совершенно очевидный и бесспорный, выводит Декарт свой знаменитый тезис: "Мыслю, следовательно, существую". Абсолютная очевидность данного тезиса для нашего ума делает его образцом тех истин, которые могут считаться настолько ясными и отчетливыми, что не вызывают никаких сомнений. С другой стороны, именно очевидность идеи для ума оказывается высшим критерием истины. В уме человека Декарт выделяет три вида идей (табл. 60).
Таблица 60