Метафизика и антропология аристотеля.

Аристотель(384-322 до н.э.)

Мудрость, с точки зрения Аристотеля – знание о первопричинах, знание того, что является трудным для человека, знание, которое обладает самоценностью.

Предмет философии – сущее как таковое.

Задача философии – найти сущее, отделив существенное от несущественного на основе системы доказательств, используя категориальные основания.

Основная ошибка Платона– удвоение мира.

Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предмет первой философии, исторически получивший название «метафизика», - не природа, а то, что существует сверх нее - сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.(в физике – материалист)

В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах, или первопричинах всего существующего.

Причина формальная. Для ее обозначения Аристотель употреблял тот же термин что и Платон , - «эйдос». Но в отличие от Платона Аристотель считал, что эйдос вещи, ее идея, форма вовсе не занебесная сущность, а такая сущность, которая находится в ней же самой и без которой нельзя понять, что такое данная вещь. Формальная причина, или ее эйдос, обусловливает суть бытия, то, бе чего вещи нет.

Материальная причина. (пассивна) Maтериальная причина рассматривалась им в двух планах: (1) как первoматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; и (2) как то, из чего вещь состоит или уже оформленный материал.

Материя и форма - два вечных начала - взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя - тот субстрат, в котором эта форма запечатлена.

Причина движущая. если рассматривать в качестве причины движения какую-либо другую вещь, то мы неизбежно придем к дурной бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи.

Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимы без целевой причины, направляющей движение к определенной цели. В представлении Аристотеля все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной, а поэтому цель - то стремление к своему благу.

Завершает аристотелевскую концепцию четырёх первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя.

Аристотель опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, отдельных от чувственных вещей, и доказывает, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом, и что материя принимает форму по действию третьего принципа, который называется у Аристотеля движением.

Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Так например статуя – это действительный предмет, однако пока не была дана форма материалу, из которого сделана статуя, он только имел способность, возможность быть статуей, но не был ею в действительности. Переход от возможности к действительности Аристотель называет в «Метафизике» возникновением. Итак, форма – действительность, материя – возможность. Лишь когда возможное становится действительным, то есть когда бесконечная и бесформенная материя получает определенность, принимает форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем познавать ее. В природе материи лежит влечение принимать форму. Форма – это лежащий в материи принцип, влекущий ее к тому, чтобы приобрести действительное существование, или, по терминологии «Метафизики» Аристотеля, форма – энтелехия материи; переводя материю из возможного существования в действительное, энтелехия становится движением. Движение – та деятельность, посредством которой возможное становится действительным, материя становится определенным предметом с определенными качествами.

Аристотель выделяет три формы души: растительная(питание, размножение, рост); животная(питание, размножение, рост + удовлетворение потребностей); разумная(питание, размножение, рост, удовлетворение потребностей + способность мыслить, разумность приходит из вне)

Вводит понятие индивидуум – единичное(сущность, единство формы и материи).

Сущность на уровне бытия – индивидуум(сначала единичное).

Сущность на уровне знания – общее.

Движение, согласно «Метафизике», – процесс непрерывный и бесконечный, но не безначальный; понятие о движении требует, чтобы мыслимо было нечто неподвижное, как начало движения и причина его. Аристотель вводит понятия о трех разных классах существующего: существует нечто движимое, но не движущее, это материя; существует нечто движущее и движимое, это природа; существует нечто движущее, но не движимое, это бог. Первая причина всякого движения – бог, существо нематериальное, не имеющее частей, находящееся вне пространства, неподвижное; словом, он безусловная деятельность, чистая энергия. Но безусловной деятельностью может быть только чистое мышление. Потому в «Метафизике» Аристотеля бог – абсолютно деятельное мышление, он существо абсолютно живое, первый источник всякой жизни. Предметом деятельности этого абсолютного мышления может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только само оно. Таким образом, в боге совпадают мышление и предмет мышления.

На основе объективной телеологии, охватывающей весь космос, строится у Аристотеля его этика и политика. Этика – учение о благе, о том, что такое добродетель и конкретных добродетелях, о правильном образе жизни. Нравственность человека понимается им как стремление к благой цели. Высшее благо определяется особенностью и назначением человека, связанным с его разумом. Поэтому дело человека - разумная деятельность, а назначение совершенного человека в прекрасном выполнении разумной деятельности. Жизнь, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной, и не просто деятельной, а добродетельной. Настоящая цель человеческой жизни, как ее определяет Аристотель, не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели - достижению блаженства путем созерцания истины.

Аристотель выделяет добродетели характера и добродетели ума( добродетели ума выше, чем характера). Добродетель «золотой середины» - справедливость, которая бывает пропорциональной(с учётом заслуг) и уравнительной(все равны между собой).

Человек, по Аристотелю, - не только разумное, но и «политическое животное", жизнь которого вне общества немыслима. Человеческое общежитие начиналось с семьи, через род и селение находит полное свое развитие в государстве, которое представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, которое, как утверждает Аристотель, состоит в счастливой и прекрасной жизни.

Как сообщество высшего рода государство направлено к величайшему благу. С этой точки зрения Аристотель рассматривает семью, экономику, институт рабства, различные политического устройства древнегреческих полисов. В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, a анализирует, какие из существующих политических форм правления наилучшим образом способствуют достижению цели. Государство существует, чтобы обеспечить человеку условия для самореализации. Отрицательные формы правления у Аристотеля совпадают с Платоном : тирания, олигархия, демократия, тимократия. Положительной формой правления он считает политию – власть среднего большинства.

Наши рекомендации