Природа философского знания: предмет, структура и основные проблемы

Становление философского знания: проблема первоначала в философии Милетской школы.

Фалес Анаксимен Анаксимандрович стал отцом нового направления в философии. Он – основатель школы, которую называют Милетской. Милетская школа философии отделилась от прочих направлений первой. Именно в ней был поставлен сознательно вопрос о первоосновах сущего. Философия в данный период представляет собой совокупность всех форм и видов познания (как практического, так и теоретического). Вопрос о сущности мира стоит на первом месте. Эти мыслители видят основу мира в определенном материальном принципе. Они проявляли интерес к исследованию природы, т.е. философия устремлена на поиск единого начала, взятое непосредственно из природы. Фалес искал первооснову всего сущего. За эту основу он принимал воду. Все остальное возникает путем «сгущения» и «разрежения» этой первоматерии. ~/-/~ (вода-промежуток времени-вода). Фалес положил генетическое начало (теория возникновения). Анаксимандр считал, что Земля свободно парит в пространстве. Искал первооснову – беспредельное – апейрон. Название подчеркнуло неопределимость космического начала (это не вода, не воздух – это целое, безграничное в пространстве и во времени). Он обосновал субстально-генетическое начало: вводит понятие закон, процесс становления – борьба противоположностей. (~/апейрон/~).Ученик Анаксимандра - Анаксимен считал первоосновой воздух, разрежения которого приводят к возникновению огня, а сгущения вызывают ветры – тучи – землю – камни.

Итог о милетской школе:

- она являлась рационализацией мифа

- характеризовалась пантеизмом (Бог = природа)

- человек имел больше физическую, а не биологическую природу (так как произошел из воды)

- философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны

- все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.

Таблица 57

Сознание и материя

Сознание Материя
Дано непосредственно Открывается опосредованно – через чувства и воображение
Атрибут (неотъемлемое свойство) – мышление Атрибут – протяженность (по трем направлениям: в длину, глубину и ширину)
Непротяженно, неделимо, не имеет частей и определенной формы (фигуры) Делима на части, имеет определенную фигуру, расположение частей, обладает движением

Гносеология и рационализм.

Научное знание, по его мнению, должно удовлетворять определенным параметрам – быть всеобщим, необходимым и абсолютно - истинным. Отсюда разум – первичен. Возникает теория врожденных идей. По мнению Декарта͵ бог вложил в момент рождения человека некий комплекс первичных идей. Идеи должны быть простыми, ясными и отчетливыми.

Декарт считал, что наши чувства временами нас обманывают. Значит, можно предположить, что ничто в мире не является таким, каким нам представляется. Другой источник знания – наш ум. Чистый ум порождает, например, математику.

Сомнение полезно и необходимо, оно – обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всем, но для этого все-таки необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышляет. Отсюда, как совершенно очевидный и бесспорный, выводит Декарт свой знаменитый тезис: "Мыслю, следовательно, существую". Абсолютная очевидность данного тезиса для нашего ума делает его образцом тех истин, которые могут считаться настолько ясными и отчетливыми, что не вызывают никаких сомнений. С другой стороны, именно очевидность идеи для ума оказывается высшим критерием истины. В уме человека Декарт выделяет три вида идей (табл. 60).

Таблица 60

Проблема свободы в немецкой классической философии.

Свобода по Канту.

Одно из самых интересных решений проблемы свободы представлено в философии Канта, задачу которого можно определить так: обнаружить действительную, практическую свободу человека, находящуюся в согласии со всеобщими принципами поведения и избавленную от произвола чувств, влечений, желаний.

Кант сознательно отделяет свободу от природы с ее законами необходимости, а также индивидуально-чувственными склонностями и делает естественный переход во всеобщую сферу – в мир разума.

Кант выносит свободу за пределы теоретического разума. Чистый (теоретический) разум лишен действительного, реального содержания, он оперирует абстракциями и чистыми формами. И поэтому, руководствуясь теоретическим разумом, свобода возможна только как умозрительная, возможная свобода. Но, по Канту, свобода должна быть действительной, она должна гарантировать высоконравственное общество, свободное от склонностей, эгоистических интересов, поэтому обнаружение формы ее практической реализации, в которой все эти идеалы смогли бы осуществиться, несомненно, важнее сугубо теоретических изысканий.

Таким образом, за скобками рассматриваемой Кантом свободы оказались природа и чистый разум. Это сужает проблему до практического разума, под которым понимается «такой род деятельности, который возможен только через волю и посредством воли». Он полагает, что единственной сферой осуществления свободы воли является нравственная сфера поведения людей. По Канту, свобода воли заключается в добровольном самоопределении, исходя из рационального осознания правильности и необходимости объективно существующих этических законов, а также в добровольном следовании им (следовании своему долгу).

Свобода по Гегелю.

Понятие свободы для Гегеля является столь же фундаментальным, как и понятие духа. Свобода – такое же свойство духа, разума, как тяжесть – свойство материи. «Свобода есть подлинная сущность духа и при том, как его действительность». Его ведущим идеалом становится «Свобода через разум».Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель – свободы. История человечества - это процесс сознания свободы. Свобода составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно на протяжении тясачелетий познается.

Соединив свободу с познанием, Гегель диалектически решил и вопрос о соотношении свободы и необходимости. Свобода и противостоит необходимости, и диалектически с ней связана. Наличие необходимости, т.е. детерминизм, не исключает свободы человека. Диалектически понимаемый детерминизм, как объективная необходимость, не только ограничивает, но делает возможной свободу.

Свобода воли для него вообще никакой проблемы не составляет. Воля свободна, так сказать, «по определению». Однако здесь следует учитывать один важный момент. Гегель относит волю к объективному духу, т.е. она существует в процессах деятельности. Воля свободна, когда ее содержанием является всеобщее. От нее отличается субъективный произвол, как нечто случайное, частное.

Свобода по Л.Фейербаху.

Из общего контекста социальной философии Фейербаха вытекает его понимание свободы: «Только чувственная свобода есть истина свободы духовной, только стремление к счастью связывает свободу с необходимостью, т. е. делает необходимые акты желаемыми, свободными. Когда человек действует свободно? Лишь тогда, когда он действует с необходимостью». Для Фейербаха свобода детерминирована чувственной жизнью индивидуума. Свобода, по Фейербаху, реализуется как единство человека и условий, в которых проявляется его сущность. Птица свободна в воздухе, рыба – в воде, человек свободен там и тогда, где и когда условия его жизни позволяют ему реализовывать свои способности и удовлетворять свое естественное стремление к счастью. Действительная свобода невозможна вне времени и пространства, вне отношения к чувственно-воспринимаемым вещам. Такое понимание свободы акцентирует внимание на внешней свободе человека. Хотя выделение из всех форм человеческой чувственности любви как определяющей силы поведения каждого индивида и общества в целом и как критерия общественного, в том числе нравственного, прогресса, показывает интуитивное понимание Фейербахом значимости внутренней свободы человека.

Природа философского знания: предмет, структура и основные проблемы

Философия «любовь к мудрости» – рационально- теоретическая форма мировоззрения, в которой изучаются и обосновываются взаимоотношения человека с миром и с самим собой. Философия как наука складывается из разнообразия философских учений. Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией: предмет - представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения предметом стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Когда науки отделились от нее, перед философами встала непростая проблема: что осталось на долю изучения философии? Функции философии отражают ее основные проблемы. Онтологические функции философии: представление и о мире и его состоянии в будущем. Методологические функции философии: обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т. е. практического, познавательного, ценностного опытов). Аксиологическая: ценностное отношение к миру. Экзистенциальная: интуиция как основной метод постижения действительности.

Структура: Антология (учение о бытие), гносеология (учение о познании), методология (учение о методе), метафизика (учение о первопричинах) антропология, социальная философия, аксиология (учение о ценностях) + этика, эстетика, логика. Философия: античная, средневековая, возрождения.

Основной вопрос философии: отношение сознания – к материи, духа – к природе, мышления – к бытию.

Основной вопрос имеет 2 стороны:

1. Что первично: материя или сознание?

Материализм (материя первична по отношению к сознанию)

Дуализм (материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга)

Идеализм (первично сознание, материя независимо от сознания не существует)

2. Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира).

а) Мир познаваем.

Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает действительный мир? Материализм – сознание верно отражает объективный мир.

Объективный идеализм – сознание есть не отражение объективного мира, а самопознание абсолютного духа.

Субъективный идеализм – сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли).

б) Отдельные стороны вещей мира непознаваемы. Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира.

2.Философия в системе культуры. Отношение к науке, искусству, религии.

Философия рассматривает культуру как всеобщую характеристику мира. Для философии культура есть весь мир, в котором человек находит себя. Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры: 1.натуралистическая: человек не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо). 2.классическая (19 в.): человек как субъект культуры выступает творцом культуры; разделение объекта и субъекта познания. Предмет познания - культура отдельного человека. Определяющая сфера развития - духовное творчество. 3. неклассическая (модернистская): ориентируется на повседневную жизнь человека, воспринимаемой им в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия. Выделяют две тенденции: сцентиская – стремится к науке, антисцетиская – стремится к искусству.

Философия и наука.Является ли философия наукой? Наука всегда отвечает на вопрос почему? А философия для чего? Философия познает мир через человека. Именно в человеке философия видит разгадку смысла жизни. В науке человек нацелен на рациональное познание мира. В науке действует принцип познания, основанный на проверяемости и опровержении. В философии эти принципы не работают. Таким образом, философское и научное знание различны, но существовать друг без друга они не могут. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения знаний о мире. Позитивизм 20 века, основоположник которого Огюст Конт. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный. Основная цель — получение объективного знания. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия».

Философия и религия. Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире. Им присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Различия: религия требует беспрекословной веры, философия доказывает истину с помощью разума. Господствующее мировоззрения Средневековья - религия, поэтому центральная идея – идея монотеистического Бога. Мышление теоцентрично.Бог, а не космос – первопричина, творец всего сущего. Философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Он считал, что богословие и философия изучают Бога и его творения, но философия восходит от божественных творений к их создателю, а богословия от признания творца, а затем его творений. По Аквинскому, философия подчинена богословию и признана разъяснять догмы богословия.

Философия и искусство. Философ выражает проблему с помощью понятий, деятель искусства (худ.образы) - пробивается к разуму через чувства. Философия – упор на разум и логику, искусство - на эмоции. Общее: важна целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте, а философия — как о бытии. У искусства интерес к человеку как индивидуальности, у философии обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности. На примере экзистенциализма (Сартр). Экзистенциализм: человек, его трудности существования в окружающем мире. Основная проблема – проблема выбора. Центральное понятие - «для-себя-бытие» - приоритетность собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Важнейшим условием жизни человека – свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в судьбоносном выборе. Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. По Сартру, свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет.

3.Мифология и первая философия: сравнительная характеристика.

Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифология (предания, сказания) – совокупность мифов какого-либо народа. Мифология в древности как форма общественного сознания. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь и опыт передают через поколения. Для мифологии характерно: отождествление фантазии с реальностью; объяснение действительности в наглядно-образной форме; эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей с помощью представлений о сверхестественном.

Переход от мифа к философии обусловлен разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур, накоплением знаний, которые использовалось в практической жизни людей и способствовали развитию их мировоззрения. Рождение философии – рождение нового типа мышления, который связан с мифологическим, но принципиально отличен от него. Основные различия между мифологией и философией: философия требует доказательств; философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального рассуждения; средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.

В древнегреческих мифах предпринимались попытки объяснения мира. Гесиод написал поэму «Теогония», что означает "происхождение богов". В сочинениях Гесиода раскрываются мысли человека, который пытается осознать не только то, что он непосредственно наблюдает и переживает. Его волнует вопрос: откуда возникли, как родились боги? Постановка этого вопроса уже не чисто религиозная. Так в пределах самой мифологии появляются мысли о генезисе богов. А они по существу перерастают в рассуждения о генезисе мира. Таким образом, в поэмах Гесиода ставится проблема рождения мира из первоначального хаоса. Для последующего возникновения философии существенно то, что уже поставлен вопрос о рождении мира, небесных тел, земных и небесных стихий. Человек пытается представить себе и его рождение, и его единство.

Наши рекомендации