Социальные критерии научно-технического прогресса.
Научно-технический прогресс – это одновременно и экономический феномен. Это понятие несет идеологическую нагрузку и наделено по преимуществу положительными чертами. Поэтому его следует отделить от оценочных суждений и наполнить более конкретным содержанием. По идеологической классификации прогресс – это шаг от того, что имеет меньшую ценность, это смена состояний, когда с течением времени исчезает менее ценное и заменяется более ценным. Тем самым совершается восхождение от низшего к высшему. Таковым следует назвать ситуацию, когда жизненные условия лиц, которые пользуются достижениями прогресса, становятся лучше, чем были прежде.
Как бы ни расходились люди в понимании тех или иных ценностей и идеалов, есть исходная ценность, не признавать которую невозможно: это – само существование человечества.
Отсюда вытекает главный и предельно общий критерий общественного прогресса: прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества. Человеконенавистничество несовместимо с прогрессом. Всякая деятельность, угрожающая существованию человечества, безусловно реакционна, будь то развязывание ядерной войны или разрушение необходимых для жизни людей природных условий.
Но человечество должно не просто существовать, оно должно существовать по-человечески.
Этим определяется второй важнейший критерий общественного прогресса: создание условий для свободной и счастливой жизни каждого человека в соответствии с идеалами человеческого бытия.
Таким образом, общественный прогресс – это такое развитие общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека.
Несомненно, все это – важные задачи, решение которых свидетельствует о прогрессивном развитии общества. Они являются, в сущности, частными выражениями указанных двух его основных критериев. Следует лишь иметь в виду, что решение таких задач – не самоцель, а условие и средство общественного прогресса.
48. Социальная справедливость как основная правовая ценность.
Справедливость в глазах древних выступала как мера, закон и принцип. Противоположностью справедливости выступает несправедливость, разрушение порядка. Когда же справедливость выражает достигнутую для данного исторического периода гармоничность, оптимальность человеческих отношений, сознание ее не фиксирует. И в этом плане она созвучна свободе. Жить достойно без них нельзя.
Право покоится на идее справедливости, право есть нормативно закрепленная справедливость.
Современная эпоха с ее процессами глобализации требует межкультурного диалога по обоснованию справедливости и разработке принципов универсальной справедливости.
Универсальную справедливость характеризует, прежде всего, признание таких правовых ценностей, как жизнь, собственность, доброе имя («честь»), которые воплощаются в признании прав человека, и главным образом, его права на свободу, которые можно найти уже в древнем уголовном праве.
Общий принцип справедливости – по отношению друг к другу люди имеют право на определенное относительное состояние равенства или неравенства, в соответствии с которым распределяются тяготы или блага.
Два аспекта справедливости (содержательный и формальный) отражают две стороны проблемы справедливости в праве, касающиеся критерия оценки справедливости или несправедливости закона, с одной стороны, и его применения в конкретных делах — с другой.
Общим и безусловным моментом всех современных концепций справедливости является идея прав человека.
Без справедливости как качества личности, без соответствующих ценностных ориентаций не может функционировать и справедливая правовая система. Точно так же для поддержания этих ценностных ориентаций на справедливость правовые институты должны быть соответствующим образом организованы.
Если понимать справедливость как высший принцип человеческой жизни и основу осуществления человеческой общественной сущности, то особого внимания заслуживают три элемента значения понятия «справедливость», которые были выделены О. Хёффе:
а) справедливость имеет природу моральной обязанности;
б) ближе всего она находится к обязанностям, которые признаются добровольно и стоят выше простого принуждения;
в) ее мера заключается в дистрибутивной пользе — справедливым является полезное каждому человеку.
Современные концепции справедливости содержат в себе образ человека как существа одновременно способного к самосовершенствованию, так и существа разумного и способного к самоограничению. Поэтому наиболее подходящим будет такой принцип справедливости, который обеспечит наилучшие условия для самореализации и автономии личности, меру соотношения свободы и равенства.
49. Характеристика основных концепций периодизации общественного развития.
Кондорсе разделял всю историю человечества на десять самостоятельных эпох - этапов человеческого разума, что воплощает свои результаты и достижения в различных предметах производства и способах организации жизнедеятельности. Каждую из эпох он рассматривал как более прогрессивную за предыдущую. На первом этапе, отмечал ЖЕ. Кондорсе, люди объединяются в племена для сосредоточения своих сил в борьбе с природой. Далее, благодаря интеллектуальному прогрессу, происходит переход к скотоводству и земледелию и возникает письменность. Как своеобразные эпохи он выделяет следующие: прогресс человеческого разума в Греции; развитие наук до времен средневековья; культурный подъем эпохи крестовых походов; возрождение наук на Западе до изобретения книгопечатания; от книгопечатания - к секуляризации науки, освобождение ее от ira авторитетов; от Декарта - к образованию Французской республики. Десятую эпоху ЖЕ. Кондорсе оставляет открытой для прогресса человеческого разума.
Г. Гегель, в концепции которого масштабу измерения всемирной истории и меры ее прогресса, как уже отмечалось, было осознание свободы, выделял в развитии общества три стадии прогресса. Первая - это "восточные деспотии", где свободу имеет лишь один - царь, король, монарх. Вторая стадия - это греко-римский мир, где прогресс в осознании свободы коснулся целого социального слоя - граждан полиса. Третья и последняя стадия - это германский мир, где развитие самосознания свободы достигает своего апогея и означает свободу всех граждан общества.
В марксизме периодизация истории общественного развития проводится через категорию общественно-экономической формации. Как известно, К. Маркс выделил следующие основные периоды общественной истории:
а) деформационный (его представляет первобытнообщинные строй)
б) формационный (рабовладельческого, феодальный и буржуазный строй)
в) социалистический (коммунистический строй)
Английский мыслитель А.Дж. Тойнби (1889-1975) периотизации историю человечества по принципу закономерно возникновения, расцвета и гибели локальных цивилизаций. При этом цивилизацию он Рассматривает как определенную религиозную и культурную сущность. XX века А.Дж. Тойнби обозначает существованием пяти цивилизаций: китайской, индийской, православной, исламской и западной.
В концепциях, которые признают производственную деятельность человека осью истории, критерием для выделения этапов общественного развития считается отличие в технико-технологических способах производства. Классической в этом плане является модель эволюционной последовательности от традиционного общества, то есть первобытнообщинного и аграрного, через промышленно-индустриальную стадию к современного общества, интерпретация технологического и социального содержания которого в современных западных исследователей неодинакова. Одни ученые называют его "постиндустриальным"