Движение, пространство и время как всеобщие формы бытия материи.
Понятие времени основано на восприятии человеком смены событий, состояний предметов и круговорота различных процессов.
Пространство и время как всеобщие и необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современном естествознании. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе вне материи.
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.
Время – это форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.
концепция абсолютногопространства и времени. Разработана И.Ньютоном в работе «Математические начала натуральной философии», в которой были определены понятия пространства, времени, места и движения. Раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон выделил два типа этих понятий: абсолютные и относительные.
Абсолютное время, т. е. без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное время – это внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни (час, день, месяц, год и т. д.). Абсолютное пространство всегда безотносительно к чему-либо внешнему и остается всегда неизменным и неподвижным. Относительное пространство существует всегда относительно других тел.
· Реляционная концепция Лейбницарассматривала пространство как порядок сосуществования тел, а время как порядок отношения и последовательность событий.
· Беркли, Мах, Авенариус считали пространство и время порождением человеческого сознания.
· И. Кант понимал пространство и время как вечные, неизменные категории сознания.
Эволюция диалектики
1 этап – античная философия. На этом этапе закладывается традиция понимания диалектики в двух ее разновидностях – субъективной и объективной диалектики.
2 этап – средневековая философия. В христианском мировоззрении преодолевается цикличность античной модели мира, разрабатывается идея векторного времени (направленного от прошлого к будущему, от начала к концу).
3 этап – философия Возрождения. В пантеистических воззрениях этого периода содержались элементы диалектики. Отождествление пантеизмом Бога и природы приводило к тому, что Бог из творца и устроителя мироздания превращался в принцип самодвижения всего сущего.
4 этап – философия Нового времени. В новоевропейской философии, несмотря на господство метафизических воззрений, выдвигались диалектические идеи. Декарт развивал идею развития применительно к космологии. Спиноза дал диалектическое понимание субстанции (природы) как «причины самой себя», рассмотрел диалектику необходимости и свободы, а связь идей в мышлении трактовал как отражение связи вещей.
5 этап – немецкая классическая философия. В рамках философии Нового времени немецкая классическая философия в лице ее представителей: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля - внесла особый вклад в разработку диалектики, что позволяет выделить разрабатываемую в ней диалектику в качестве особого этапа. По словам Энгельса, И.Кант пробил «первую брешь» в метафизическом воззрении на природу, выдвинув гипотезу о происхождении солнечной системы из газопылевой туманности
6 этап – марксистская философия. Формирование марксистской диалектики было связано с переосмыслением гегелевского учения о развитии на основе материализма. В первую очередь, К.Маркс дал критику гегелевского идеалистического понимания истории общества – наиболее яркого поля действия диалектики. Это привело к диалектико-материалистическому пониманию общественной жизни в единстве ее материальных и духовных проявлений.
7 этап – русская философия. Средневековое мировоззрение на Руси определялось христианством в его православной версии, и все диалектические идеи этого периода имели религиозную оболочку. Первый опыт философии истории митрополита Иллариона, изложенный в его «Слове о законе и благодати», исихастские идеи единения человека с Богом посредством истечения (эманации) идей-энергий, а также традиционные для религиозной философии положения о противоположности добра и зла, духа и тела и т.п., развиваемые средневековыми мыслителями, свидетельствуют об изначальной диалектичности содержания русской философии.