Философия как система знаний и тип мировоззрения.
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
Основные понятия и школы китайской философии.
В центр внимания философия Древнего Востока (Китай) на протяжении веков ставила практическую заботу о человеке и обществе, вопросы о том, как правильно организовать жизнь в обществе, как жить идеальной жизнью. Этика и политическая философия часто брали верх над метафизикой и эпистемологией. Еще одной характерной чертой китайской философии были размышления о природе и личности, что привело к развитию темы единства человека и Неба, темы о месте человека в космосе.
Четыре особенно влиятельные философские школы возникли в классический период китайской истории, который начался примерно в 500 году до н.э. Это были конфуцианство, даосизм, монизм и легизм.
Даосизм (Дао- путь) представляет собой важнейшую традицию Китая, единую в двух уровнях – религиозном и философском. Главными направлениями и объектами философии даосизма являются онтология (природа, космос), антропология (человек как телесное и духовное существо), этика (поиск идеальной формы поведения), политическая философия (учение об идеальном правителе).
Конфуцианство- формулировка учения Конфуция содержится в словах: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Его мысль сводилась к тому, что все сместилось со своих традиционных мест и теперь должно вернуться в прежнее состояние. Конфуций разработал целый комплекс правил поведения, которых должен придерживаться каждый человек, стремящийся к добродетели. Идеальная добродетельная личность, или благородный муж (цзюань цзы), должен был, согласно учению, управлять всем обществом.
Моизм- древнекитайская философская школа, которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. В V—III вв. до н. э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя — легендарного правителя древности, который усмирил потоп.
Легизм - философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников». Основные идеи школы:
- Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
-Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
-Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
5. Основные философские направления и школы древнегреческой философии
Философия Древней Греции представляет собой совокупность учений, развившихся с VI в. до н. э. но VI в. н. э. Для греков природа выступает главным абсолютом, она не сотворена богами, боги сами составляют часть природы и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» (на основе разумного обоснования). Человеческий разум у греков освободился от власти богов, грек их уважает и не будет оскорблять, но в своей повседневной жизни будет опираться на доводы разума, полагаясь на самого себя.
Сформировались два основных типа философского мышления и мировоззрения (идеализм и материализм.Идеализм-направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому. Материализм- направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости). Первый период формирования греческой философии – становление (VI-V в.д.н.э.), досократовская. Первые элементы философского мышления появились в произведениях древнегреческих историков – Гомера , Геродота , Гесиода и Фукидида. Собственную школу основал Пифагор (Пифагорейский союз). Он учил, что основой мира является число: ”Число владеет вещами” .В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон ) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Второй период – классическая философия (V-IV в.д.н.э.). Расцвет древнегреческой философии был связан с ее поворотом от мира природы (Космоса) к теме человека (микрокосмоса) и общества. Этот период связывают со школой софистов, первых древнегреческих просветителей и учителей мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.) Иначе рассматривал проблему человека греческий учитель нравственности Сократ (оказание помощи человеку в его познании самого себя).
Особое место в гр.ф. занимает личность Платона, он считается родоначальником объективного идеализма. Сторонники Платона, основателя Академии, считали реальное существование некого духовного начала, которое породило из себя этот материальный мир. Платон хорошо известен также и своим социально – политическим учением. Он явился родоначальником философского идеализма. Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля. Этот мыслитель проявил себя во многих областях познания - в логике и эстетике, в политической теории и естествознании.
Третий период – это закат древнегреческой философии (III в.д.н.э .– IV в.н.э.), совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм. Эпикур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода. Большое внимание Эпикур уделил теме счастья человека. Стоицизм, ”философия спасения” выразил ощущение надежности мира и неопределенности, настроения неуверенности и страха. Скептицизм (Пиррон и др.) отвергал возможность получение человеком достоверных знаний об окружающем мире.
6. Философские учения Древней Греции (милетская школа, Пифагор, софисты).
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений , школ и учений , идей и творческих личностей , богатству стилей и языка, влиянию на последущее развитие философской культуры человечества.
Милетская школа — первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Считается, что милетские философы не были материалистами в современном смысле слова.
Важнейшим этапом развития античной философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества. Школа была основана Пифагором. В его школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками (особенно математикой). В школе Пифагора большое внимание уделялось нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. Побеждать свои страсти было первым долгом посвященного юноши или девушки. Кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не способен отражать и божественную гармонию. За первичное и основу бытия Пифагор принимал символ этого бытия – число. Гносеология школы — математика. С помощью математики, и только математики, пифагорейцы изучали тайны бытия, макро- и микрокосмоса.
Философия Д.Беркли.
В философии Беркли, как и во всех строго следующих одной главной мысли системах, немало парадоксальных утверждений и односторонних понятий. Отрицание доказуемости пространственного и материального бытия вещей, а также видимой причинности, представляется многим остроумным парадоксом. Тем не менее, философия Беркли послужила важнейшим переходным моментом к учению Юма о субъективных психологических основаниях идей субстанции и причинности, далее к учению Канта о субъективных формах восприятия и мышления, и еще далее к учению Шопенгауэра о возможности познать суть мира только из внутренней интуиции нашей воли.Поэтому философию Беркли следует признать одной из крупнейших систем Нового времени. Всеобъемлющая разносторонность воззрений и глубокая оригинальность делают Джорджа Беркли прямым предшественником того развития, которое получила философия вскоре после него.
Философия всеединства В.С.
Философия всеединства возникла в последней четверти XIX в. Датой ее возникновения можно считать год защиты и опубликования Владимиром Сергеевичем Соловьевым магистерской диссертации "Кризис западной философии. Против позитивизма". (1874) По грандиозности замысла и широте размаха учение Соловьева не имеет себе равного в русской философии. Он обладал исключительным даром синтеза, пророческим предчувствием наступления новой философской эпохи и сумел создать систему, охватывающую все основные сферы человеческого бытия и познания. В философии В. С. Соловьева идея всеединства, согласно которой все содержится во всем, стала той фундаментальной идеей, на основе которой происходит объединение всех разделов философского учения в систему.
Философию всеединства Соловьев разрабатывает как учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как о нерушимой и всеединой целостности.
На основе принципа всеединства он стремился:
• в онтологии – преодолеть дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение субстанций, их полное тождество;
• гносеологии – воссоздать цельное знание;
• этике – утвердить единую для всех абсолютную мораль;
• религии – обосновать необходимость слияния христианских церквей и образование Вселенской церкви;
• истории – представить единство и целостность человечества на пути воссоединения с Богом.
Фундаментальным основанием онтологии всеединства выступает триада категорий: сущее, бытие и сущность. Бытие понимается Соловьевым как способ существования сущего, его проявления в различных формах. Сущее безусловно, вечно; бытие – преходяще, относительно. Первое есть Бог, второе – материальный мир. Между ними устанавливается связь сущности и явления, и Соловьев в своей философии всеединства устраняет ту непроходимую грань, которую полагало христианское богословие между Богом и миром, и утверждает пантеистический взгляд на мир.
Русский космизм.
Родоначальник космизма
Основателем космизма является Николай Фёдорович Фёдоров.
Многие идеи русского космизма были сформулированы в его труде «Философия общего дела».
Он считал, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы. Только эту силу можно подчинить при помощи человеческого разума. Философ считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.
Эволюция диалектики
1 этап – античная философия. На этом этапе закладывается традиция понимания диалектики в двух ее разновидностях – субъективной и объективной диалектики.
2 этап – средневековая философия. В христианском мировоззрении преодолевается цикличность античной модели мира, разрабатывается идея векторного времени (направленного от прошлого к будущему, от начала к концу).
3 этап – философия Возрождения. В пантеистических воззрениях этого периода содержались элементы диалектики. Отождествление пантеизмом Бога и природы приводило к тому, что Бог из творца и устроителя мироздания превращался в принцип самодвижения всего сущего.
4 этап – философия Нового времени. В новоевропейской философии, несмотря на господство метафизических воззрений, выдвигались диалектические идеи. Декарт развивал идею развития применительно к космологии. Спиноза дал диалектическое понимание субстанции (природы) как «причины самой себя», рассмотрел диалектику необходимости и свободы, а связь идей в мышлении трактовал как отражение связи вещей.
5 этап – немецкая классическая философия. В рамках философии Нового времени немецкая классическая философия в лице ее представителей: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля - внесла особый вклад в разработку диалектики, что позволяет выделить разрабатываемую в ней диалектику в качестве особого этапа. По словам Энгельса, И.Кант пробил «первую брешь» в метафизическом воззрении на природу, выдвинув гипотезу о происхождении солнечной системы из газопылевой туманности
6 этап – марксистская философия. Формирование марксистской диалектики было связано с переосмыслением гегелевского учения о развитии на основе материализма. В первую очередь, К.Маркс дал критику гегелевского идеалистического понимания истории общества – наиболее яркого поля действия диалектики. Это привело к диалектико-материалистическому пониманию общественной жизни в единстве ее материальных и духовных проявлений.
7 этап – русская философия. Средневековое мировоззрение на Руси определялось христианством в его православной версии, и все диалектические идеи этого периода имели религиозную оболочку. Первый опыт философии истории митрополита Иллариона, изложенный в его «Слове о законе и благодати», исихастские идеи единения человека с Богом посредством истечения (эманации) идей-энергий, а также традиционные для религиозной философии положения о противоположности добра и зла, духа и тела и т.п., развиваемые средневековыми мыслителями, свидетельствуют об изначальной диалектичности содержания русской философии.
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
Философия как система знаний и тип мировоззрения.
Философия - особая система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникших в естественно-научном исследовании, в историческом познании, в повседневной производственной и политической деятельности.
Основные черты: 1) синтез знаний и создание единой картины мира; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Основные функции: 1) Мировоззренческая - связана с осознанием мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта. 2) Методологическая - устанавливает принципы и нормы, выявляет эффективность способов познания мира 3) Гуманистическая - ориентирует личность на истину добро красоту. Основной вопрос философии - первична материя или сознание? Вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру.
Философия не совпадает с мировоззрением, являясь лишь теоретическим ядром последнего. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия его единства и целостности. Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны - одна из черт философского сознания.
2. Структура философского знания. Функции философии.
Структура и специфика философского знания кратко может быть представлена как теория познания человека, мира вещей и мира духа. Философия формирует комплекс знаний об объективной реальности, которая не зависит от человека, но учит его строить свое поведение в соответствии с законами мироздания. Предмет философии, структура философского знания кратко могут быть названы словом миропонимание. Его главная задача – обнаружение закономерностей в существовании мира в целом. Специфика философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Философское знание – это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.
Философия как область знаний отвечает на ряд главных вопросов, которые определяют сущность человеческого бытия. Философское знание подразделяется на различные функциональные аспекты в соответствии с главными сторонами осмысления действительности. Они и являются составными компонентами знания о мире. При этом структура философского знания и функции философии тесно взаимосвязаны. Именно функции ложатся в основу стратификации философского знания.
Функции философии:
Мировоззренческая – заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств.
Методологическая – состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение (исторический метод).
Гуманистическая – проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям.
Практическая – заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.
Прогностическая – формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.
Критическая –подвергание всего сомнению. Под этим понимается конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании.
Аксиологическая – связана с оценкой исследуемого объекта с позиций разного рода ценностей: нравственных, социальных, идеологических, эстетических, т.д.
Социальные функции– объясняет социальное бытие и способствует его духовному и материальному усовершенствованию. В связи с этим философия взяла на себя прерогативу разработки общих концепций консолидации и интеграции общества.
3. Основные понятия и принципы индийской философии.
Индийская философия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Индийская философия последовательна и в своем развитии не претерпевала таких значительных колебаний, как, например, европейская.
Главная целью индийской философии — достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.
Для джайнизма характерна направленность на индивида, личность. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании.
Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Как философская концепция и система медитационных техник йога возникла для того, чтобы научить человека освобождаться от волнений жизни, страданий, оков телесно-материального, чтобы остановить поток перевоплощений.
Основные понятия индийской философии (Атман, Брахман, Карма, Мокша и т.д.).
Брахман - Бог абсолют, высшее начало, безначальный, безконечный, неизменный
Атман - индивидуальная душа, проявление Брахмана
Карма - действие, плод действия, закон причины и следствия в контексте блаженства и страдания
Сансара - круговорот перевоплощений под воздействием кармы
Мокша - освобождение от цикла перерождений
Дхарма - духовный путь
Основные понятия и школы китайской философии.
В центр внимания философия Древнего Востока (Китай) на протяжении веков ставила практическую заботу о человеке и обществе, вопросы о том, как правильно организовать жизнь в обществе, как жить идеальной жизнью. Этика и политическая философия часто брали верх над метафизикой и эпистемологией. Еще одной характерной чертой китайской философии были размышления о природе и личности, что привело к развитию темы единства человека и Неба, темы о месте человека в космосе.
Четыре особенно влиятельные философские школы возникли в классический период китайской истории, который начался примерно в 500 году до н.э. Это были конфуцианство, даосизм, монизм и легизм.
Даосизм (Дао- путь) представляет собой важнейшую традицию Китая, единую в двух уровнях – религиозном и философском. Главными направлениями и объектами философии даосизма являются онтология (природа, космос), антропология (человек как телесное и духовное существо), этика (поиск идеальной формы поведения), политическая философия (учение об идеальном правителе).
Конфуцианство- формулировка учения Конфуция содержится в словах: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Его мысль сводилась к тому, что все сместилось со своих традиционных мест и теперь должно вернуться в прежнее состояние. Конфуций разработал целый комплекс правил поведения, которых должен придерживаться каждый человек, стремящийся к добродетели. Идеальная добродетельная личность, или благородный муж (цзюань цзы), должен был, согласно учению, управлять всем обществом.
Моизм- древнекитайская философская школа, которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. В V—III вв. до н. э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя — легендарного правителя древности, который усмирил потоп.
Легизм - философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников». Основные идеи школы:
- Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
-Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
-Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
5. Основные философские направления и школы древнегреческой философии
Философия Древней Греции представляет собой совокупность учений, развившихся с VI в. до н. э. но VI в. н. э. Для греков природа выступает главным абсолютом, она не сотворена богами, боги сами составляют часть природы и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» (на основе разумного обоснования). Человеческий разум у греков освободился от власти богов, грек их уважает и не будет оскорблять, но в своей повседневной жизни будет опираться на доводы разума, полагаясь на самого себя.
Сформировались два основных типа философского мышления и мировоззрения (идеализм и материализм.Идеализм-направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому. Материализм- направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости). Первый период формирования греческой философии – становление (VI-V в.д.н.э.), досократовская. Первые элементы философского мышления появились в произведениях древнегреческих историков – Гомера , Геродота , Гесиода и Фукидида. Собственную школу основал Пифагор (Пифагорейский союз). Он учил, что основой мира является число: ”Число владеет вещами” .В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон ) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Второй период – классическая философия (V-IV в.д.н.э.). Расцвет древнегреческой философии был связан с ее поворотом от мира природы (Космоса) к теме человека (микрокосмоса) и общества. Этот период связывают со школой софистов, первых древнегреческих просветителей и учителей мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.) Иначе рассматривал проблему человека греческий учитель нравственности Сократ (оказание помощи человеку в его познании самого себя).
Особое место в гр.ф. занимает личность Платона, он считается родоначальником объективного идеализма. Сторонники Платона, основателя Академии, считали реальное существование некого духовного начала, которое породило из себя этот материальный мир. Платон хорошо известен также и своим социально – политическим учением. Он явился родоначальником философского идеализма. Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля. Этот мыслитель проявил себя во многих областях познания - в логике и эстетике, в политической теории и естествознании.
Третий период – это закат древнегреческой философии (III в.д.н.э .– IV в.н.э.), совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм. Эпикур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода. Большое внимание Эпикур уделил теме счастья человека. Стоицизм, ”философия спасения” выразил ощущение надежности мира и неопределенности, настроения неуверенности и страха. Скептицизм (Пиррон и др.) отвергал возможность получение человеком достоверных знаний об окружающем мире.
6. Философские учения Древней Греции (милетская школа, Пифагор, софисты).
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений , школ и учений , идей и творческих личностей , богатству стилей и языка, влиянию на последущее развитие философской культуры человечества.
Милетская школа — первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Считается, что милетские философы не были материалистами в современном смысле слова.
Важнейшим этапом развития античной философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества. Школа была основана Пифагором. В его школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками (особенно математикой). В школе Пифагора большое внимание уделялось нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. Побеждать свои страсти было первым долгом посвященного юноши или девушки. Кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не способен отражать и божественную гармонию. За первичное и основу бытия Пифагор принимал символ этого бытия – число. Гносеология школы — математика. С помощью математики, и только математики, пифагорейцы изучали тайны бытия, макро- и микрокосмоса.