Критерии научности знания в философии науки
Наука - важнейшая форма развития познания. Под наукой понимается как познавательная деятельность, так и выраженные в научных трудах результаты этой деятельности в виде некоторой совокупности имеющихся в данный исторический момент знаний, образующих научную картину мира. Следует подчеркнуть: не всякое знание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ производится в науке, отвечает критериям научности. Безусловно, наука имеет механизмы, позволяющие осуществлять жесткий отбор, селекцию производимой информации. Она отторгает недобросовестные сфабрикованные ʼʼфактыʼʼ, воровство идей, бескрылое компилирование и т. п. Но тем не менее в обществе перманентно возникают условия, создающие возможность проникновения в науку недобросовестных лиц, получающих степени и звания за списанные и опубликованные в сети интернет аспирантские рефераты, за работы выполненные ʼʼна заказʼʼ и оплаченные новоявленными денежными мешками. Сегодня каналы научной информации засоряются репродукциями того, что уже было опубликовано, а под призывными интригующими заголовками изданий скрываются банальные истины. По этой причине в науке существует система критериев, позволяющая осуществлять демаркацию научного и ненаучного знания, науки и той продукции, которая не соответствует критериям научности. Все они направлены на удостоверение истинности и продуктивности научных разработок и идей. Каждая эпоха выдвигает свои критерии научности, они изменяются под влиянием научного прогресса и социальных потребностей. Изменение критериев научности обусловливают также социокультурные факторы: менталитет населения, духовные доминанты, состояние общественно-политической мысли, культурные традиции и т. д. Но при всех трансформациях общественной жизни и духовной культуры остаются незыблемыми главные ценности научного познания: оно всегда было й остается поиском истинного, обоснованного знания. Критерии научности призваны оценить результаты научного поиска и принять решение
о включении или невключении полученного знания в арсенал научного знания. В истории науки и философии сформировались три группы критериев научности: логический, эмпирический и социокультурный. Логические критерии научности. К их числу относятся, в частности, критерий непротиворечивости, полноты и независимости. Непротиворечивость означает запрет на одновременное доказательство двух противоречащих концепций. Полнота теории предполагает, что все истинные высказывания, которые формулируются в ее языке, бывают доказаны. (См. Ильин В. В. Философия. Ростов-на-Дону, 2006. Том Г. С. 555.) Логические критерии научности реализовались в требованиях формализации и математизации знания. При этом такие требования, по существу, являлись экстраполяцией одних отраслей знания, где математический аппарат, формализация и идеализация не только возможны, но и необходимы, на те научные дисциплины, которые в силу своей специфики, не поддаются математизации.
Эмпирические критерии научности: верификация и фальсификация. Верификация предполагает удостоверение теории эмпирически установленными фактами. Факты не образуют теорий, но требуют своего теоретического объяснения, особенно при возникновении проблемных ситуаций в науке. Но имеющиеся теории могут подтверждаться (удостоверяться) фактами, согласующимися с ней. Известно, что индуктивные умозаключения имеют вероятностный характер.
Размещено на реф.рф
Это обстоятельство давало повод для критики научной индукции. Такая критика в качестве неявного исходного основания имела установку на абсолютную истину как некий эталон научности. Но абсолютная истина как всякий идеал недостижима в реальных условиях научного познания. Относительность истины не является признанием ее ущербности или необъективности, она показывает историческую обусловленность познания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ всегда представляет собой процесс приближения к идеалу абсолютной истины, являющейся регулятивным принципом научного познания. Установка на дедукцию, которая по формально-логическим основаниям создает предпосылки достоверного вывода, также не должна быть абсолютной, поскольку основывается на допущениях, принимаемых без доказательств и зачастую имеющих индуктивную основу. Так, известный силлогизм ʼʼВсе люди смертны. Сократ — человек, следовательно, он смертенʼʼ построен на допущении (первая посылка), полученном индуктивным путем. Недостаточность принципа верификации продемонстрировал К. Поппер, показавший, что вненаучные представления (типа астрологии, магии и пр.) могут подтверждаться множеством фактов, но тем не менее не только не иметь научного статуса, но оставаться фактически ложными.
Фальсификация — эмпирический способ опровержения. По мысли К. Поппера, ученый, выдвигая новую гипотезу, предсказывает вместе с ней некоторые следствия, способные либо подтвердить, либо фальсифицировать ее. Поппер подчеркивал: наука допускает фальсификацию своих гипотез и тем самым обеспечивает рост научного знания. Паранаука, ложные концепции, идеологические доктрины налагают запрет на фальсификацию и тем самым остаются за пределами науки, не выдерживают испытания на научность. При этом критерий фальсификации требует уточнений. Лакатос различал догматический и утонченный фаль- сификационизм. Последний допускает наличие противоречий между фактами и теорией, поскольку, во-первых, при установлении фактов могут иметь место погрешности; во-вторых, теория может давать объяснения противоречащих фактов и, в-третьих, факты никогда не бывают в полном соответствии с теорией, поскольку реальное бытие природы, общества и человека несводимо к идеальным схемам теоретиче
ского познания. Фальсификация имеет оправдание в случаях, когда ее предсказания не получают эмпирического подтверждения, либо когда имеется более успешная теория.
Социокультурные критерии научности. В. В. Ильин определяет данные критерии как экстралогические и неэмпирические. К ним он относит критерии простоты, красоты, эвристичности, конструктивности, нетривиальное™, информативности, логического единства, концептуальной и когерентной обоснованности, оптимальности, прагматичности и т. д. Названные критерии значимы в ситуациях выбора альтернативных теорий, когда возникает крайне важно сть в дополнительных основаниях предпочтения одной теории другой. Так, критерий простоты предполагает минимизацию допущений при объяснении явлений. Эйнштейн так объясняет данный принцип: ʼʼВажнейшая цель любой теории состоит в том, чтобы... базовых несводимых элементов было как можно меньше и чтобы они были как можно проще, однако так, чтобы это не исключало точного отображения того, что содержится в опытеʼʼ {Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т. IV. С. 167). В психолингвистике требование простоты означает различение содержательного богатства текста͵ его насыщенности и информативности. Информационная насыщенность текст характеризуется в критериях меры новизны и степени сложности его содержания. Информативность текста характеризует текст с точки зрения возможностей его понимания. Простота текста в данном смысле означает меру возможностей экспликации его смысла: чем сложнее текст, тем меньшее количество информации может эксплицировать его читатель.
Критерий красоты покоится на эстетическом опыте ученого, на его субъективном вкусе и предпочтениях, которые неявно обусловливают восприятие процесса или результатов научного труда, начиная от лабораторного оборудования и кончая математическими уравнениями, способами обоснования теории и т. д. Здесь радость открытия, восхищение его совершенством, законченностью, богатством теоретических возможностей ассоциируется с совершенством и красотой природы или произведений искусства. Тем более что этимология слова ʼʼискусствоʼʼ означает искусный, хорошо сделанный. В результатах научного труда также проявляется искусство ученого-исследователя.
Эвристичность означает меру новизны, оригинальности и, главное, возможностей творческого применения и дальнейшего развития теории. Это тот предсказательный потенциал, который создает предпосылки умножения научного знания, его развития. В научном творчестве всегда так или иначе сопрягаются творческий и рутинный моменты. Естественно, в продуктах научного труда может преобладать либо рутина, репродукция уже имеющегося, либо, напротив, творчество, новизна, оригинальность.
Критерий когерентности выражает один из способов доказательства истинности нашего знания. Согласно данному критерию знание имеет систематический характер, его составные части, полагаются истинными, в случае если в них не нарушены основополагающие принципы имеющейся
теории. Данный критерий применим в отношении логических и математических теорий. Критерию когерентности соответствуют некоторые философские и общетеоретические принципы и установки науки, получившие проверку временем: причинность, относительность, единство мира. Являясь базисными, данные установки служат в качестве критерия научности
Критерий инвариантности предполагает сохранение достоверности научного факта͵ теории, независимо от многообразных интерпретаций. Критерий инвариантности полагает наличие некоторого научного знания, остающегося относительно неизменным при относительной неизменности условий его применения.